Лента новостей
Статья21 августа 2017, 14:07

Разговор с Мастером

В раннехристианской эпохе искусство иконописи активнее всего развивалось в Византии, и одним из самых популярных способов создания икон тогда была мозаика. В России подобные работы - большая редкость. Однако мозаичные иконы и панно есть и в Мичуринске и Мичуринском районе ­ на фасадах Боголюбского и Ильинского храмов, церкви села Новое Хмелевое. Они не столь древние, как стены городских соборов, на которых выложены, но их красота и уникальность видна даже человеку непосвящённому. Мастер, их создавший, -­ наш современник, уроженец и в прошлом житель Душанбе, ныне живущий в наукограде Леон Гурджиев.

Леон Гурджиев. Фото Вадима Гранитова.
Леон Гурджиев. Фото Вадима Гранитова.

Биография
и география

- Леон Иванович, вы прекрасно выглядите для своих семидесяти восьми лет. Есть какой-то секрет?
- Секрета нет. Думаю, это спорт, с которым я дружил лет 30, в молодости был капитаном республиканской сборной Таджикистана по футболу. И всю жизнь занимаюсь любимым и интересным делом - пишу картины, выкладываю мозаику.

- С творчеством вы также связаны с молодости…
- Да. Я с отличием окончил Душанбинское художественное училище по специальностям «преподаватель черчения и рисования» и «художник-оформитель». Преподавать не пришлось, зато профессиональный стаж художника больше 60 лет, основное моё творческое направление - мозаика. Я работаю в этом «жанре» с 1968 года.

- Вы стали ею заниматься, потому что мозаика для Востока - скорее, традиционное искусство?
- Это вовсе не главное. В СССР в 60-е годы на мозаику указали «сверху»: тогда любое строительство общественных сооружений, по мнению партийного руководства, должно было включать элементы монументализма. Мозаика как нельзя лучше вписалась в указ. И потом при всей своей явной монументальности она оказалась менее трудоёмкой и затратной, нежели скульптура. Иногда с её помощью пытались маскировать ляпы в строительстве и подправлять неудачные архитектурные проекты. Очень быстро спрос на картины из камня стал огромный, появилась даже мода на них. Я случайно оказался в числе тех, кто начинал осваивать эту технику. У меня стало получаться. Причём замечу, что желающих работать в этом направлении было немного…

- Мало платили?
- Да что вы, наоборот! Эта работа оплачивалась высоко: за квадратный метр готового полотна с многофигурной композицией платили 67 рублей. В день я мог сделать и четыре квадрата. Заказы были на пару лет вперёд. Мой средний ежемесячный заработок составлял более 1000 рублей. Для СССР того времени - невероятные деньги. Но это каторжный труд, как правило, на высоте и под палящим солнцем при жаре 45 градусов в тени. Не каждый выдержит. Пробовали многие, но многие и бросали. Среди заказчиков была и партийная номенклатура, и творческая интеллигенция Средней Азии. Очень быстро моя фамилия стала хорошо известной и за пределами Душанбе.

- У вас красивые имя и фамилия, как раз под стать художнику…
- Эта древняя армянская фамилия. «Гурдж» в переводе на русский - грузин. Мой отец был шестнадцатым ребёнком в семье. Став взрослым, работал коммерсантом, потом ушёл на войну, в конце попал в плен, освободившись, естественно, получил срок: десять лет отсидел в лагерях. Потом его реабилитировали. Мама - русская, она с Кубани, окончила Екатеринодарский институт благородных девиц, была прекрасно образована, работала преподавателем, служила сестрой милосердия. Нас в семье было четверо: три брата и сестра. К сожалению, расти рядом с родителями ни кому из нас не было суждено…

- Вы пишите еще и замечательные рассказы, они есть в интернете. Я прочитал в одном из них, что вы с братом воспитывались в Душанбинском детском доме для одарённых детей…
- Да. Только тогда он назывался Сталинабадским (Душанбе с 1929-го по 1961 год назывался Сталинабад - прим. ред.). Началась война, отца забрали на фронт, неожиданно мама заболела: грипп с осложнениями - отказали ноги, она оказалась прикована к постели. Через каких-то своих знакомых сумела устроить нас с братом Вартаном (мы близнецы) в детдом. Туда отбирали детей со всей республики, этот детдом просуществовал недолго - лет двенадцать. Мы потом посчитали - человек 150 наших воспитанников стали людьми известными. Несмотря на непростое «казённое» детство, у меня остались добрые и светлые воспоминания о нём. Но это уже другая история…

- А ваш брат тоже стал художником?
- Вартан закончил Ташкентскую консерваторию, он лауреат двух всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей. Сейчас живёт в Германии, до сих пор даёт частные уроки.

Прощание
с СССР

- Вам пришлось уехать из родного Душанбе из-за национальных проблем?
- Нет, хотя таковые в 90-е
годы там, действительно, появились, но меня они не касались. Я уже сказал, что был достаточно известным и востребованным благодаря своей профессии человеком. На Востоке отношение к художникам, врачам и священникам особенное. Да и уехал не сразу. В 1994 году прилетел в Москву - у меня должна была состояться встреча с итальянцами. Я занимался обработкой камня, собирался показать им свои работы и убедить их открыть в Таджикистане производство по камнеобработке. А в Мичуринске работал мой товарищ, делал иконостас в Боголюбском соборе. Я заехал к нему в гости, увидел храм и был поражён его красотой. Познакомился с тогдашним архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением, который тепло меня принял, а узнав мою специальность, попросил помочь в восстановлении церкви. Заказов планировалось много. Я согласился. Но приехал чуть позже.

- Почему?
- В то время министру внутренних дел Таджикистана Махмадназару Салихову, человеку очень влиятельному, потребовалось выложить мозаичные панно на его даче. Он видел мои работы и решил, что украшать его загородный дворец буду я. И когда я поехал в Душанбе за семьёй, его помощники нашли меня и сказали: надо выполнить министерский заказ. А через несколько дней при встрече Салихов мне сам говорит: пока не закончишь, никуда не поедешь, из страны тебя никто не выпустит. Он не шутил. Так что отказать было нельзя. Это Восток, с его обычаями, менталитетом… Но зато через полтора месяца, когда всё сделал, он выделил мне вагон с охраной (!), чтобы я перевёз в Россию свою семью, имущество и материалы для работы.

- С тех пор вам там больше не приходилось бывать?
- Нет. Многие друзья разъехались. У нас там было три квартиры, всё продали, когда переезжали. Здесь теперь мой дом, здесь семья, у меня две маленькие дочки. Одной скоро 11 лет будет. Второй - восемь. Уже поздно возвращаться…

Художник
и власть

- Диалог художника и власти почти всегда в России эмоциональный и непростой. И при монархии, и при социализме представители культуры и искусства говорили о посягательствах на свободу творчества. Даже Илье Глазунову приходилось идти на компромиссы…
- Мне не пришлось быть в конфронтации с властью, чтобы сейчас рассуждать об этом. Как автор я был востребован. Заказов много, за всё время был только два раза в отпуске. И мне некогда было выяснять отношения. В политику не лез, работал от зари до зари.

- Как вы относитесь к цензуре в творчестве?
- И с ней не сталкивался. Всегда делал так, как видел свои замыслы.
Да, порой мне «подсказывали», как надо делать, но я в таких случаях всегда отвечал: «Тогда делай сам, раз знаешь».
После этого мне никто ничего не говорил больше, и я работал спокойно. Может быть, мне просто повезло. Трагизм в этой ситуации сильно преувеличен, на мой взгляд. Зачастую шедевры появлялись, как ни странно, благодаря цензуре. Для иного художника такое противодействие - скорее, дополнительный стимул.
Лицемерить не надо. Политические заказы оплачивались всегда достойно, и желающих их получить хватало. Я, не будучи членом КПСС, и портреты Ленина делал. Был у меня такой в Курган-Тюбе, высотой восемь метров. Его потом уничтожили местные «революционеры».

- А кто ваши любимые художники?
- Сикейрос, Леже, Сарьян...

- У любого автора есть незавершённые проекты. Например, у Эрнста Неизвестного в его автобиографической книге есть целая глава, которая называется «Упущенные возможности». Вы о чём-то жалеете в жизни?
- Мне не о чем жалеть, тогда не было времени лишний час отдохнуть, настолько был увлечён творчеством. Разве о том, что последние пару лет у меня здесь нет работы. Когда сюда переезжал, обещали хорошие заказы. Но из всего обещанного получилось немного. Икона (а по проекту планировалось три) в нише восточного фасада Боголюбского собора, я работал над ней больше двух лет. В Ильинской церкви восемь моих работ. В храме села Новое Хмелевое тоже есть панно. Восемь работ в Тамбове.
В Мичуринске можно и нужно использовать мозаику и в градосторительстве: для оформления фасадов зданий. Это бы украсило облик города, подчеркнуло его своеобразие. Его историческая часть в архитектурно-художественном плане удивительная. Сожалею, что неповторимое наследие той, ушедшей в прошлое, России быстро исчезает. Например, замазывают и закрашивают фактурную старинную кладку зданий. А ведь она - уже сама произведение искусства! Меняют окна и двери в купеческих особняках на безликий пластик. Закрывают плакатами кованые решётки балконов. Это то, что бросается в глаза, про мелочи уже не говорю. Любые такие перемены должны согласовываться с городскими архитекторами, контроль с их стороны должен быть строжайший. А тут такое впечатление, что каждый владелец здания сам себе архитектор. Если не изменить отношение, через десяток лет здесь почти ничего от той истории не останется…

- Насколько долговечна мозаичная живопись?
- Мозаичный декор сохранился во дворцах и храмах шумерских городов Месопотамии - одной из великих цивилизаций Древнего мира. Мозаика - на удивление прочная техника, если правильно выдерживать технологию. Я с 1968 года занимаюсь ею, сделал больше 200 работ, все они целы. У меня тоже есть свои секреты. Работаю в основном со смальтой. Из Душанбе в том «личном» вагоне я привёз около трёх тонн. Потом ещё докупал. Когда не хватает, беру бутылочки цветные, посуду колю на мелкие кусочки. Мозаика, сделанная на совесть, будет служить вечно. И я рад, что мне удалось сделать для Мичуринска хотя бы несколько работ, которые удачно вписались в образ его старинных храмов. Мечтаю, пока есть силы, сделать больше. И ещё - передать свои знания молодым художникам, тем, кому это интересно и кто мог бы применить эти знания на благо родного города или даже страны.

Кстати

На Руси мозаика появилась вместе с пришедшим из Византии христианством. Но смальту (цветное стекло) ­- основу византийской мозаики ­- приходилось импортировать из Константинополя. Это было дорого, и древнерусская мозаика не вышла за пределы Киева. Много позже развить отечественную мозаику попытался Ломоносов, разработав технологию изготовления смальты. Но после его смерти всё было вновь забыто.
И только в 40-­е годы XIX века, когда возникла идея перевести в мозаику живописные иконы Исаакиевского собора, на учёбу в Рим отправили выпускников Императорской академии художеств. А из Рима пригласили технологов-стекловаров, которые наладили производство смальты в Санкт-­Петербурге.
Кроме Исаакиевского собора, ещё одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) ­ там вообще нет ни одного живописного (нарисованного) произведения, только мозаика.

Леон Гурджиев. Фото Вадима Гранитова.
Мозаичная икона, выложенная Леоном Гурджиевым на фасаде Боголюбского собора. Фото Вадима Измайлова.
Мозаичная икона, выложенная Леоном Гурджиевым на фасаде Ильинского храма. Фото Вадима Гранитова.
Леон Гурджиев. Фото Вадима Гранитова.
Автор:Вадим Гранитов