Одна из лучших
Школа № 18. Более века она украшает историческую часть города на центральной улице. Мемориальные таблички рассказывают нам о её прошлом. Школа гордится своими выпускниками, а среди них видные деятели науки и искусства, заслуженные работники культуры и даже нобелевский лауреат, она носит имя Героя Советского Союза Эдуарда Потапова. Школа № 18 всегда считалась одной из лучших. И на протяжении многих лет уверенно удерживает свои позиции. Сюда стремились за более глубокими знаниями дети из разных микрорайонов Мичуринска и пригорода. Здесь учились мои родные, их примеру последовала и я.
Кто не успел,
тот опоздал
Настойчивые трели звонка возвещают о начале занятий. Перепрыгивая сразу через несколько скользких ступенек, надо успеть домчаться до класса с последним ударом колокольчика, но вперёд учителя. Опоздавших же встречает на лестничной площадке второго этажа бывший долгие годы её бессменным директором Валентин Николаевич Синицын - приверженец строгой дисциплины. За пятнадцать минут собирается приличное количество нерадивых учеников. Всех их он приглашает в свой кабинет, где проводит назидательную беседу, а потом по очереди разводит по классам.
Его побаивались, но и уважали. По итогам четвертей проводились общешкольные собрания, на которых актив каждого класса отчитывался о проделанной работе и успеваемости. Валентин Николаевич не преподавал в нашем классе историю, а его ученики твёрдо знали все даты в истории государства российского.
В школе кипела бурная общественная жизнь - работал драматический кружок, и я помню свою первую роль Синеглазки из «Незнайки», из радиорубки раздавались новости из школьной жизни, желающие могли поделиться своим творчеством в стенгазете.
Краюха хлеба
Уроки физкультуры в начальных классах у нас проходили на пустыре недалеко от школы (сейчас там гостиница «Мичуринск»). За каменной стеной располагался хлебозавод. Иногда нас угощал свежевыпеченным хлебом дедушка одноклассницы, перебрасывая горячие буханки через забор, которые тут же разламывались на куски. Потом мы прятали ароматные хрустящие кусочки в парты, и когда на очередном уроке учитель отворачивался к доске, быстренько заглатывали очень вкусное для нас тогдашних лакомство.
Жи-ши пиши
с буквой и
По русскому языку у меня всегда была твёрдая четвёрка. Постоянно с благодарностью вспоминаю Александру Васильевну Попову, старательно закладывающую в нас основы грамотного правописания, не щадя ни своего, ни нашего времени. Частенько нам приходилось оставаться всем классом после уроков. За окном сгущалась темнота, на небе высыпали звёзды, и потрескивал морозец. Заботливая бабушка одного из учеников, захватив для внука валенки, терпеливо ждала в коридоре, когда нас отпустит по домам строгий учитель. А мы, тридцать с небольшим человек, по очереди рассказывали ей очередное правило, так что у последнего оно уже «отскакивало от зубов», а у всех остальных прочно отпечаталось в памяти.
Эх, дубинушка,
ухнем…
Старательно делали мы ударение на первый слог третьего слова. Эту песню где-то полгода разучивали мы с Анатолием Петровичем Киселёвым на уроках музыки. На его уроках всегда была гробовая тишина. Как человек, увлечённый своим предметом и отдающий всего себя детям, он умел удерживать аудиторию. Был неутомим и неугомонен, вместе с мехами баяна разворачивалась его душа, созданный им хор был украшением всех школьных мероприятий.
Если вдруг на уроке кто-то отвлекался или случайно поворачивал голову в сторону окна, тут же по его парте громко стучала указка Анатолия Петровича. Вопрос: «О чём думаешь?», когда с грампластинки звучала классическая музыка, заставал ученика врасплох. Указка в руках Киселёва исполняла роль и угрожающего жезла, но чаще - роль дирижёрской палочки. Надо было погрузиться полностью в прекрасный мир музыки и научиться слышать и завывание вьюги, и шелест падающих листьев, и весенний звон капели…
Почему
крокодил спит
с открытым ртом
И какая птичка чистит ему зубы, и ещё много интересного, не вписывающегося в рамки школьной программы, мы узнали на уроках Лидии Константиновны Кирилловой. Надо было тщательно не только прочитать заданный на дом параграф, но и заглянуть в дополнительную литературу, потому что не знаешь, каких вопросов ожидать от учителя. Её занятия были всегда увлекательны, но и требовали большой внимательности. Для лучшего усвоения материала Лидия Константиновна прокручивала нам кино. На ленте старого проектора мелькали удивительные кадры из жизни животных и растений.
Три раза уже
ты мне снился,
мальчишка…
Эту песню из популярного в то время среди подростков кинофильма «Именно он» исполнил под гитару нашему 7-в временно замещающий классного руководителя и по совместительству учитель географии Виктор Васильевич Толкачёв и сразу же покорил сердца всех девчонок в классе. Он мечтал о карьере военного, а его друг хотел быть учителем. Но в жизни оказалось всё наоборот, об этом поведал нам Виктор Васильевич. Мы бороздили карту нашей необъятной страны с севера на юг и с запада на восток и готовили интересные доклады. Уже тогда мне приглянулась восточная оконечность нашей Родины, по внешнему виду напоминающая большую рыбу, - полуостров Камчатка, что в дальнейшем и определило моё место жительства на десять лет.
Загадочная
Кассиопея
Всматриваясь в бесконечные звёздные россыпи, нетрудно отыскать на ночном небе Большую Медведицу, а неподалёку от неё зацепившуюся за самый кончик хвоста Малой Медведицы яркую красавицу Полярную звезду, чуть поодаль расположилась загадочная Кассиопея, кокетливо изогнулся сказочный Дракон. Необъятный небосвод словно драгоценными камнями инкрустирован мириадами разноцветных звёзд. Необычную экскурсию по звёздному небу, когда город готовился ко сну, любил проводить для своих учеников учитель физики и астрономии Евгений Васильевич Платов.
Ниточка-иголочка
и азы кулинарии
Девчонки нашего класса любили уроки труда Раисы Трофимовны Ковригиной, ибо в нас уже говорило женское начало и в первую очередь как хранительниц очага. Она учила готовить нас простые блюда и вкусную выпечку. Дегустировали обычно мальчишки, а им было всё вкусно. А ещё мы рисовали выкройки и шили блузки, юбки, халаты и платья из ситца. Потом всё это с удовольствием носилось, так как в стране наблюдался дефицит товаров лёгкой промышленности.
Шпрехен
зи дойч?
Чтобы узнать, о чём мечтают, чем увлекаются и как живут наши сверстники в ГДР, и чтобы лучше усвоить язык, мы нашли в любимой в то время у детей газете «Пионерская правда» друзей по переписке. Настольной книгой на какое-то время стал русско-немецкий словарь. Мы старались запомнить как можно больше слов, чтобы формировать из них предложения. Наши начинания приветствовались спокойным, уверенным, очень обаятельным учителем немецкого языка Лидией Алексеевной Крыловой, и пересказ заданного на дом текста своими словами оценивался высшим баллом.
Теорема
Пифагора
«Пойдёт отвечать к доске…» - тишину в классе нарушает судорожный шелест страниц, летят секунды, мелькают формулы. Мы с Наташей Шевченко сидим за первой партой перед учительским столом и внимательно следим за ручкой Софьи Сергеевны Чусовой. Десятки глаз устремляются на нас, мы пальцем показываем, на кого попал жребий… Строгая и принципиальная учитель математики и наш классный руководитель в старших классах Софья Сергеевна без устали объясняла формулы и теоремы. Оставалась после занятий и втолковывала тем, кто не усвоил задание, до тех пор, пока в его голове не происходило просветление. После её уроков не страшна была высшая математика, преподаваемая в институтах. Человек, безгранично влюблённый в свой предмет, она всю жизнь посвятила математике. Уже будучи на заслу-женном отдыхе, в свободное время Софья Сергеевна решала интересные задачи. Она узнаёт мой голос по телефону, смеётся и радуется сменяющимся картинам каждого дня за окном своей квартиры.
Победа будет
за нами
Шапка-ушанка, валенки да деревянный автомат как главное орудие для взятия высоты - снежной крепости, построенной под чутким руководством неутомимого физрука и боевого военрука Владимира Дмитриевича Лобанкова - полная боевая экипировка. Игра «Зарница». Дымовые шашки маскируют нас от противника, и мы по-пластунски во главе с задорным и жизнерадостным завучем по воспитательной работе Галиной Константиновной Мирошниченко пробираемся по заснеженному лесу к заветной цели. С таким отважным командиром, излучающим мегаватты положительной энергии, никакой бой не страшен. На наши головы летят снежные комья, вступаем с «врагом» в рукопашную. Ещё немного усилий - и крепость наша!
Новые песни
придумает жизнь
И новые ребятишки сядут за школьные парты и, внимая каждому слову учителя, начнут постигать науки. Мы были такими же, как они, пройдёт время, и они станут такими же, как мы. И очень хочется, чтобы и они с трепетом и нежностью вспоминали школьные годы и своих наставников. Я уверена, что сегодняшние учителя - достойные продолжатели славных дел своих предшественников и не уронят честь лучшей школы города.
Тем временем
школа № 18 имени Героя СССР Эдуарда Потапова является:
- лауреатом конкурса «Профильные школы Тамбовщины» (2006 г.),
- победителем приоритетного национального проекта «Образование» (2008 г.),
- победителем регионального конкурса мини-проектов «Формирование культуры здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений»,
- обладателем гранта регионального конкурса «Народный проект» (2011 г.).
Кстати
25 сентября 1897 года состоялось торжественное открытие женской прогимназии с целью ликвидации безграмотности у беднейших слоёв населения. В первые годы существования в её помещении размещалось Козловское коммерческое училище. В августе 1914 года с началом Первой мировой войны здесь располагается военный госпиталь, после Октября 1917 года - в период гражданской войны - Штаб Южного фронта, в октябре 1919 года - фабрично-заводская семилетка. В 1933 году школа была преобразована в десятилетку, а в 1936-м реорганизована в Мичуринскую среднюю транспортную школу № 50. Во время Великой Отечественной войны здесь был размещён эвакуационный госпиталь. В 1961 году учреждение образования получает своё нынешнее название - средняя школа № 18.