Лента новостей
Статья14 февраля 2018, 14:59

Гуслистый мост

Проезжая по современной улице Советской в направлении Турмасовского железнодорожного переезда, не всякий водитель заметит, что пересекает речушку Каменку по железобетонному мосту, прозванному в народе Гуслистый. Однако ещё в 1911 году примерно на этом месте был возведён первый железобетонный мост не только в городе, но и уезде.

Современный мост через речку Каменку. Фото Михаила Белых
Современный мост через речку Каменку. Фото Михаила Белых

Согласно сохранившимся документам однопролётный балочный мост в Ямской слободе (так в начале ХХ века именовалась эта местность) был возведён на колоннах подрядным способом. Характерной его особенностью стали береговые свешивающиеся консоли, позволявшие удачно сопрягать мост с берегами. Это немаловажное обстоятельство и стало определяющим фактором при выборе проекта заказчиком - Козловским уездным земством. Тем более что мосты такого типа были чрезвычайно удобны при оборудовании переходов через небольшие реки и овраги при небольшой высоте берегов. Да и пролёт в этом случае оставался свободным, поскольку конструкция не предусматривала промежуточных опор.
Изначально средний пролёт моста имел высоту 2,8 метра, а свешивающиеся консоли - по 4,25 метра. Верхнее строение моста состояло из двух главных балок и одной второстепенной, соединённых между собой поперечинами. Именно на них и опиралась плита проезжей части, ограниченная бордюрами. Каждая опора моста являла собой конструкцию из двух колонн сечением 30 на 50 миллиметров, соединённых горизонтальными схватами и опирающихся на башмаки.
А вот ещё одна интересная особенность Гуслистого моста. В основание колонн моста из-за слабого грунта были забиты 36 дубовых свай, которые затем накрыли железобетонными ростверками. Именно на них более полувека опирался мост.
22 сентября 1911 года мостовое сооружение подверглось пробным испытаниям. В частности, на него были установлены подводы, гружённые камнем из расчёта в 200 пудов на квадратную сажень. При этом прогиб балок, подтверждённых прибором «Грио», оказался существенно ниже нормы. Судя по тому, что в последующие дни после проведённого испытания на мосту никаких трещин не появилось, сооружение было принято в эксплуатацию.
Уникальность Гуслистого моста заключалась и в том, что он стал первым железобетонным сооружением, возведённым по новым технологиям в Тамбовской губернии. В дальнейшем мост аналогичной конструкции (сметная стоимость 3000 рублей) появился близ села Еремеево Козловского уезда.
Более полувека десятиметровый Гуслистый мост, названный так местным населением в честь подрядчика инженера Гуслистого и обошедшийся земской казне в 5600 рублей, верой и правдой служил горожанам. В 70-х годах прошлого века он был заменён на современный, действующий до сих пор. А старый мост, передавший своё историческое название новому, со временем демонтировали…

Автор:Михаил Белых