О военном детстве, об эпохальных вехах в развитии железнодорожного транспорта в Мичуринске, семейных ценностях и литературном творчестве Марат Израйлович рассказал «Мичуринской правде» накануне значимой даты.
– В преддверии 75-летия Победы, я не могу не задать такой вопрос: по возрасту Вы подходите под категорию «дети войны». А Вы вообще помните войну?
– Когда началась война, мне было шесть лет, так что я многое помню. Папа – капитан Красной Армии. Мы жили на самой границе, в небольшом городке Жадове. Помню, папе дали отпуск и путёвку в санаторий на море. Я был счастлив – никогда не видел моря. Уже собрали вещи и ждали подводу, чтобы ехать на вокзал. Прибежал солдат: «Товарищ капитан, боевая тревога, вам необходимо немедленно прибыть в распоряжение полка».
Папа возмутился, он уже в отпуске, и кому-то оказался нужен. «Побегу, узнаю, я быстро». Это «быстро» оказалось четыре года, папу я увидел только после войны. Эвакуацией семей офицеров занимался хромой капитан с палочкой. На нашей станции уже шли бои и нас срочно вывезли на другую станцию, где был сформирован из грузовых вагонов эшелон. Эшелон бомбили, поезд останавливался, все выбегали из вагонов, ложились на землю, потом санитары подбирали раненых и мы ехали дальше. Мы были детьми, нам было интересно и весело, но мы сразу повзрослели, когда при одной бомбёжке осколком убило маленькую девочку, с которой мы недавно играли. Мы испуганно смотрели, как мама девочки несла её на руках и на траву падали капли крови. Об этих переживаниях я подробно описал в одном из очерков в моей книге «Не судите строго», изданной в Санкт-Петербурге.
– Каким образом в трудовой биографии появились Мичуринск и локомотивное депо Кочетовка?
– В 1957 году я окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Тепловозы и тепловозное хозяйство» и получил назначение на Приволжскую железную дорогу в локомотивное депо Баскунчак. В 1959 году на слёте молодых рационализаторов мы (из депо Баскунчак на слёте нас было четверо) познакомились с начальником локомотивного депо Кочетовка Юлием Александровичем Фёдоровым, впоследствии Героем Социалистического Труда. Фёдоров сказал, что депо меняет паровозы на тепловозы, а специалистов нет. Пригласил нас переехать на работу к нему. Переехать из степей Поволжья в Центральную Россию, да ещё на Московско-Рязанскую железную дорогу, в состав которой тогда входило Мичуринское отделение дороги, казалось заманчивым, но было одно «но». На Приволжской мы по распределению и по тогдашним законам три года не имели право покидать производство. Фёдоров сказал, что если мы согласны, то он решит эту проблему. Мы были согласны, и через две недели пришёл приказ Министра путей сообщения о нашем переводе. Вот так я и оказался в Мичуринске, где живу уже 61 год, проработав в Мичуринском отделении Юго-Восточной железной дороги на разных должностях 48 лет.
– Какие крупные фигуры помнятся по прошлой работе?
– Тут мне повезло. Мне посчастливилось встречаться, работать и дружить с талантливыми и очень интересными руководителями высокого ранга. И начать хочу с первого начальника Мичуринского отделения Анатолия Никифоровича Карускевича, с которым мы встретились сразу по приезде в Мичуринск. О нас он узнал от начальника депо, решил познакомиться и пригласил к себе в кабинет. Карускевич встал из-за стола, медленно обошёл нас со всех сторон, поздоровался с каждым за руку и предложил присесть. Казалось, ему о нас хотелось знать всё. Мы напряглись, но искренняя заинтересованность и участие с его стороны постепенно превратили наш разговор в откровенную беседу. Не могу не рассказать о некоторых эпизодах, которые характеризуют его как вдумчивого руководителя, воспитателя и тонкого психолога. Анатолий Никифорович регулярно встречался с молодыми специалистами, интересовался успехами. Он постепенно начал выделять меня и Алика Железнова (сейчас на пенсии, живёт в Кочетовке, бывший главный технолог депо). Особенно ему нравился красивый, умный, спокойный и рассудительный Железнов. Когда формировалась делегация на Всесоюзный Съезд железнодорожников, туда по рекомендации Карускевича был включён Железнов. Как-то начальник Отделения пригласил в кабинет только нас двоих, меня и Железнова. Мы терялись в догадках. В кабинете был начальник отдела кадров Отделения Мясников, бывший в недалёком прошлом первым секретарём Мичуринского горкома.
«В общежитии шумно, хорошо не отдохнёшь, а вы нам нужны бодрыми и работоспособными. Вот мы тут посоветовались и решили предоставить вам по однокомнатной квартире. Мы как раз в Кочетовке сдаём дом», – и Карускевич внимательно посмотрел на нас. Я только потом понял, какими мы были молодыми, глупыми, наивными и непрактичными. Мы отказались. В общежитии нас всё устраивало и мы не готовы были обустраивать и убирать собственную квартиру. У начальника отдела кадров отвисла челюсть. «Ну вы даёте. Вам предлагают, а вы воротите нос. А ведь потом могут и не предложить», – сказал он.
Карускевич с улыбкой посмотрел на своего помощника. «И это говорит бывший партийный функционер? Ты забыл лозунг партии «Кадры решают всё»? Когда надо будет, они обратятся ко мне, а не к тебе, бюрократу».
Прошло несколько месяцев, Железнов собрался жениться на девушке из общежития. Он решил попросить НОДа выделить им в общежитии отдельную комнату и записался на приём. Вернулся, не понимая, что произошло. Начальник Отделения, не долго думая, пожелал ему семейного счастья, спросил, когда свадьба, открыл ящик стола, достал и вручил ему ключи от двухкомнатной квартиры из своего резервного фонда как свадебный подарок. Свадьбу мы уже отмечали в новой квартире.
Когда я работал главным инженером депо, начальник депо А.Т. Таласов заболел и я исполнял его обязанности. Февраль 1965 года, я только отметил своё тридцатилетие. Неожиданно в депо приехал с ревизией ревизор по безопасности движения отделения дороги Козловский. Он зашёл в кабинет и серьёзно сказал: «Ну что, давай начнём. Будем тебя серьёзно проверять и добросовестно искать недостатки, а мы, ревизоры, это умеем, ты должен знать». И он с улыбкой посмотрел на мою реакцию. «Я думал, вы пришли поздравить меня с днём рождения, а вы – искать недостатки», – буркнул я в ответ. «Когда и сколько вам исполнилось?» – «Позавчера, 30». Козловский звонит Карускевичу: «Анатолий Никифорович, у нас проблемы, у него, оказывается, юбилей, что будем делать?» Разговор длился несколько минут. Козловский положил трубку и внимательно посмотрел на меня. «Товарищ НОД сказал, – медленно произнёс он и после паузы продолжил, – подготовить приказ о поощрении исполняющего обязанности начальника депо месячным окладом. Ревизию перенести на другой срок, так как после моей неблагодарной работы он вряд ли будет иметь основание для такого приказа».
Вечером Карускевич по телефону поздравил меня лично.
Из начальников Отделения нельзя не вспомнить Виктора Тихоновича Губанова, при котором я работал главным инженером Отделения. Человек-ртуть. Успешно руководя текущими делами большого многогранного железнодорожного предприятия, он не мог усидеть на месте. Ему постоянно надо было что-то разбирать, переделывать, строить, реконструировать. Это входило в мои обязанности, но у него постоянно возникали новые идеи и он не давал скучать. Постепенно я втянулся в его ритм. Невозможно вспомнить и перечислить всё, что мы построили и реконструировали на отделении дороги. Причём большинство работ выполнялось собственными силами, в том числе и проекты. За сдачей домов в конце года был особый контроль. Квадратные метры нужны были всем: и дороге, и городу, и области. Это входило в мои обязанности. Конец года, запарка, а я подвернул ногу, и было очень больно наступать. Губанов взволнованно ходил по кабинету.
«Нашёл время ломать ноги. Я бы потом к твоему больничному дал тебе ещё 10 дней, отдыхай себе. А теперь? Нет, так дело не пойдёт. Я прикажу сделать носилки и тебя будут, как Карла ХII, носить по объектам, но дома надо сдавать».
Что делать, после такого монолога пришлось хромать, но сдавать. Одним объектом мы гордились особо: первыми в Тамбовской области начали строительство в Кочетовке физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном, который успешно работает и сейчас.
– Это уже в Отделении, а ведь раньше было депо?
– В первую очередь, конечно, Герой Социалистического Труда Юлий Александрович Фёдоров, который пригласил нас на работу в депо. О встрече с ним я постарался подробно описать в небольшом очерке в связи со 100-летием со дня его рождения, который в августе 2019 года был опубликован в «Мичуринской правде». В 1961 году Фёдорова сменил Аким Тимофеевич Таласов, деловой, требовательный и по-кавказски очень добрый осетин. При Таласове я работал сначала его заместителем по ремонту тепловозов, затем главным инженером, а позже, в 1969 году, сменил его на должности начальника депо. Мы не только напряжённо работали, но и по-человечески дружили. Если Фёдоров провёл большую работу по реконструкции и переводу депо с паровозной тяги на тепловозную, то мы с Таласовым провели такую же работу по переводу депо уже на электровозную тягу. Как начальник депо А.Т. Таласов эту работу начал, как его преемник я эту работу завершил. За проведённую реконструкцию, подготовку кадров и организованный перевод депо с паровозов на тепловозы Фёдорову присвоили звание Героя Социалистического Труда, мы с Таласовым, проведя такую же работу по переводу депо с тепловозов на электровозы, наработали только на орден «Знак Почёта» (смеётся, прим. авт.).
Работая в депо, мне посчастливилось встретиться и подружиться с талантливым изобретателем, настоящим самородком, заслуженным рационализатором РСФСР Виктором Николаевичем Андреевым. В каждом цехе были станки, приспособления, кран-балки, специализированный инструмент, изготовленные экспериментальной бригадой по его чертежам и под его руководством. Без него мы вряд ли успешно завершили бы реконструкцию предприятия. Насколько я помню, об этом самородке Вами была подготовлена и выпущена специальная брошюра.
Локомотивное депо Кочетовка в Мичуринске и в Тамбовской области – знаковое предприятие, почти на всех послевоенных съездах Коммунистической партии Советского Союза делегатами от области были машинисты депо. В те времена это было очень почётно.
– Почему же в депо не было машиниста Героя Социалистического Труда, как в Грязях, например?
– Потому что мы профукали!
– Как понимать – профукали?
– Так и понимать (смеётся). Областной комитет партии выделил (так тогда это делалось) на Мичуринск квоту на одного Героя Социалистического Труда. Условие – это должен быть или машинист депо, или доярка учхоза «Комсомолец». Для решения такого важного вопроса в Мичуринск прибыла секретарь областного комитета партии по идеологии. В горком пригласили начальника депо Таласова, секретаря партийной организации Гульшина и председателя профкома Давыдова. Тамбовская начальница, ничего не говоря, развела всех троих в разные комнаты и попросила каждого написать фамилии двух машинистов, достойных быть Героем Социалистического Труда. Когда она собрала записки, оказалось, что не было ни одного совпадения, все написали шесть разных фамилий. Секретарь обкома сочувственно посмотрела на растерянных деповских боссов: «Вывод один, дорогие друзья, – у вас в депо на данный момент Героя нет». Героем Социалистического Труда стала доярка учхоза «Комсомолец» Шиповская.
– Недавно в Санкт-Петербурге в издательстве «Реноме» вышла ваша третья книга. Когда и почему инженер, руководитель вдруг начал заниматься литературным творчеством?
– Тут всё очень просто. Вышел на пенсию. Заскучал. Купил компьютер. Попробовал печатать – понравилось. Задумался, что бы напечатать? Вспомнил о встречах со знаменитыми людьми, которые случались в моей жизни.
Я слушал в Бухаресте, как песню «Тоска по Родине» пел знаменитый Пётр Лещенко, был знаком с семикратным чемпионом мира по стоклеточным шашкам Исером Куперманом и знаменитым конферансье, первым мужем певицы Руслановой Михаилом Гаркави. Полгода я жил в общежитии в одной комнате с первым мужем Лидии Федосеевой-Шукшиной, будущим артистом киностудии Довженко Вячеславом Ворониным, на первом курсе института со мной в одной группе учился будущий знаменитый футболист, член сборной команды СССР по футболу, чемпион Европы Юрий Ковалёв, я видел живого Сталина и был свидетелем трагических событий его похорон. Так что тем было достаточно, надо было только ухитриться с ними справиться. И конечно, раздобыв в архиве Винницкого обкома партии материалы о работе подпольной группы, которой в годы войны руководил мой отец в составе Винницкой подпольной организации, я решил обязательно написать об этом очерк. Так всё и началось.
– С этим всё ясно, а как в личной жизни?
– С этим тоже всё просто. Приехал на работу в Мичуринск, влюбился, женился и живу в нашем городе. Недавно с женой Любовью Викторовной Бендерской отметили золотую свадьбу. Вырастили двух дочерей. Дочери пошли по стопам мамы-хореографа, самодостаточные и успешно работают. У нас три внука. Старший закончил в Англии университет по специальности «Спортивный менеджер», причём учёбу оплатил сам за счёт гранта, полученного за научную деятельность. Сейчас работает в Москве в баскетбольной команде клуба ЦСКА. Средний увлечён конным спортом, часто занимает призовые места в конкуре. Младший – заядлый шахматист, участник детских турниров в России и за рубежом. Так что у детей и внуков всё в порядке.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– 2020-й – год 75-летия нашей Великой Победы. Всем удачи, добра, благополучия и чистого неба.