Лента новостей
Статья17 февраля 2020, 15:25

Здравствуй, Серёжа!

Именно эти слова говорю я каждый раз, когда подхожу к своей родной школе № 7 и над входом в здание вижу мемориальную доску, с которой смотрит на меня молодой красивый парень. Между датами рождения и смерти всего девятнадцать лет.

Сергей Маркитанов
Сергей Маркитанов

В этом году тебе исполнилось бы 55 лет, но ты навсегда так и остался молодым.
Впервые я узнал о тебе в четвёртом классе, когда побывал на экскурсии в музее воинской памяти нашей школы. Его создатель и руководитель Надежда Ивановна Ралдугина когда-то учила тебя. Её взволнованный рассказ о своём ученике растрогал меня. Каким настоящим и хорошим человеком ты был! В раннем возрасте стал не по-детски взрослым, ответственным: научился топить печь (в доме не было удобств), самостоятельно готовить еду, потому что твоей маме Марии Николаевне часто приходилось лежать в больнице.
Рассказ Надежды Ивановны уносит меня в твои детство и юность. Ты очень любил своих родителей, ценил их, бережно относился к ним. Особую тревогу у тебя вызывало слабое здоровье мамы. Именно поэтому, Серёжа, вы и придумали с папой одну хитрость, чтобы она не узнала о том, что ты служишь в Афганистане: в письмо с подлинным адресом вкладывался другой конверт, на котором значился номер воинской части в Московской области. Чтобы тайна не раскрылась, свои весточки из ДРА ты отправлял папе на работу, и тот, сняв первый конверт, вскрывал второй, на котором был написан придуманный вами адрес. И мама верила, что ты выполняешь воинский долг в России, что у тебя всё нормально. Об этом рассказывали твои письма, полные любви, оптимизма. В них не было никаких жалоб на трудности, которые приходилось преодолевать.
Тайна раскрылась, когда ты погиб. Скоро после этого из Афганистана сослуживцы прислали твоим родителям письмо, теперь оно хранится в школьном музее. Я трепетно держу его в руках и читаю:

Дорогой Михаил Иванович! Пишут Вам боевые друзья Серёжи. Очень трудно писать нам это письмо. Мы понимаем, как тяжело Вам сейчас, и вместе с Вами скорбим о его безвременной гибели. Без Серёжи у нас стало как-то пусто. Его весёлость, светлая улыбка часто помогали нам в нелёгкой службе. Выполняя боевые задания, он показывал образцы мужества и стойкости, высоко нёс звание советского человека.
Короткую жизнь прожил Сергей, но мы навсегда запомним, каким он был среди нас. Многое не успел сделать он в жизни, но мы обещаем Вам, что сделаем всё для того, чтобы честно исполнить свой воинский долг вдали от Родины и отомстить за гибель Сергея.
Спасибо Вам за то, что Вы воспитали такого сына. Он всегда был и останется в наших сердцах честным товарищем и верным другом, всегда готовым помочь в беде и в трудную минуту прийти на помощь в бою и повседневной жизни.
Вечная ему память.

Его боевые друзья.

И в этих строчках выражено многое. Убеждён, что не о каждом человеке скажут и напишут такое. Серёжа, ты и не знаешь о том, что, отслужив срочную службу, одиннадцать твоих боевых товарищей приехали к твоим родителям, которые осиротели после гибели единственного сына, чтобы выразить им своё уважение и соболезнование, побывать на твоей могиле.
Так из рассказов, воспоминаний близких и друзей, писем сложился для меня твой образ – доброго, честного, щедрого, порядочного, надёжного, верного, справедливого человека, на которого мне так хочется быть похожим. С тех пор, Серёжа, ты стал для меня примером.
Я часто представляю себе, как вертолёт, на котором возвращался ты вместе со своими боевыми товарищами после успешно выполненного боевого задания, подбивают душманы и все одиннадцать человек, летящих в нём, погибают…
После этого трагического дня прошло уже более тридцати лет. Но ты, Серёжа, жив в нашей памяти. Мемориальная доска на стене школы, в которой ты учился, стенд в школьном музее, клён, растущий на Аллее памяти, газетные материалы, Книга памяти, проведение Дней памяти – всё это напоминает о тебе, чей жизненный путь был прерван афганской войной.

Автор:Даниил Константинов