Одним из первых отважных героев, противостоявших фашизму и принёсших себя в жертву этой борьбе, был уроженец города Козлова-Мичуринска Николай Дьяконов, имя которого, к сожалению, ныне забыто. О том, какую работу по восстановлению фактов из жизни Николая Алексеевича проделали неравнодушные к прошлому горожане, и пойдёт речь.
Загадка
разбитой доски
Около года назад автору этих строк местная жительница Наталия Мишкина, увлечённая историей родного города, прислала по электронной почте фотографию дома, расположенного на улице Линейной, 22 (Рабочий посёлок) и установленной на нём мемориальной доски, которая была существенно повреждена. Вот та неполная информация: «Улица... на... ..есть... наше... а... комсомо... олая... Алексееви... ...нова... погибше... ...бе... с фаши...». Логика помогла восстановить лишь некоторые фрагменты: «улица названа в честь нашего земляка комсомольца ...олая (Ермолая? Николая?) Алексеевича ...нова (а тут уж вариантов бесчисленное множество), погибшего в борьбе с фашизмом».
Первым делом мы с Наталией предположили самое очевидное – боец участвовал в Великой Отечественной войне. Перебирая все возможные варианты имени и фамилии и вводя их в поисковый запрос вместе с ключевыми словами «город Мичуринск», мы ничего конкретного в интернете так и не нашли. Тогда решили попробовать выяснить интересующую нас информацию у жителей улицы Линейной. А заодно опубликовали сообщение в одной из групп социальных сетей, посвящённой истории города, с просьбой о помощи в восстановлении имени и фамилии участника войны. Отзывчивые мичуринцы присылали автору этих строк самые различные версии с ссылками на сайт «Память народа», среди которых, как потом выяснилось, была и одна единственно правильная. Но всё по порядку.
Оказавшись на улице Линейной, мы спрашивали у немногочисленных прохожих об имени и фамилии на мемориальной доске, о том, как раньше назвалась эта улица, но местные жители давно забыли своего героя... Однако двое из них всё-таки откликнулись на нашу заинтересованность и познакомили со своими соседями. Представители старшего поколения, по крайней мере, те из них, кого мы застали дома, также не помнили ни прежнего названия улицы, ни фамилии героя. Но одна женщина средних лет, даже не напрягая памяти, сразу сказала, что на мемориальной доске было написано Николай Алексеевич Дьяконов. Автору этих строк показалось, что свершилось чудо. Думалось, что полученных данных вполне достаточно, чтобы вернуть имя забытого героя из небытия.
В поисках фактов
Поначалу удача нам сопутствовала, и мы с Наталией Мишкиной в тот же день нашли в интернете короткую информацию о Николае Дьяконове. Николай Алексеевич родился в городе Козлове в 1910 году, член ВКП(б), с 1932 года призван в ряды Красной армии, по окончании авиационной школы лётчиков ему присвоено звание лейтенанта (позднее – звание старшего лейтенанта). Молодой авиатор служил в Белорусском военном округе, командовал звеном 40-й истребительной авиационной эскадрильи 83-й истребительной авиационной бригады.
С фашистами Николай столкнулся вовсе не в годы Великой Отечественной войны, как думалось в начале нашего расследования, а значительно раньше – в 1937 году в Испании, куда он отправился вместе с другими советскими добровольцами, отозвавшимися на призыв республиканцев оказать им помощь в борьбе с диктаторским режимом каудильо Франсиско Франко. С 14 июня 1937 года Николай Дьяконов становится участником национально-революционной войны народа, подарившего миру писателя Сервантеса, драматурга Лопе де Вега и выдающегося поэта Федерико Гарсию Лорку, расстрелянного фалангистами годом ранее.
Пребывание в Испании советского авиатора, родившегося в Мичуринске, оказалось, увы, недолгим –
не прошло и месяца, как 7 июля 1937 года Николай Алексеевич, получив смертельные раны, погиб в воздушном бою в районе Каса-де-Кампо, что под Мадридом. Атакуя итальянский истребитель «Фиат-32» из 23-й истребительной группы «Клуб асов», самолёт И-16 старшего лейтенанта Дьяконова был сбит.
Приказом от 28 октября 1938 года Николай Алексеевич посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Похоронили советского аса в Мадриде на городском кладбище. Нами найдена также фотография мемориала советским добровольцам, погибшим в Испании в гражданской войне в 1936-1939 годах, установленного на кладбище Фуэнкарраль в Мадриде. Среди прочих фамилий на мраморной плите золотыми литерами на латыни выбито –
Diakonov N. Не вызывает сомнений, что упоминается именно Николай Алексеевич Дьяконов, уроженец города Козлова.
Удалось даже найти фотографический потрет самого лётчика, на котором он запечатлён в шлемофоне. Есть, как минимум, ещё один снимок, зафиксировавший Дьконова в годы его службы, но об этом речь пойдёт позже.
Минимальный объём информации нами был собран, оставалось выяснить – в какой день Николай Алексеевич родился, в каком именно месте города Козлова проживал, кем были его родители, где учился, почему улицу, названную в честь него, в 1959 году переименовали в Линейную. Да и носила ли она имя Дьяконова?
Согласно исследованию краеведа Олега Сазонова, этот городской топонимический объект возник только лишь в конце 1950-х годов, образовавшись в Рабочем посёлке в результате строительства двухэтажных многоквартирных жилых домов Мичуринского паровозоремонтного завода. Возможно, в честь Дьяконова была названа вообще другая улица, а мемориальную доску просто перевесили.
За ответами мы отправились в Мичуринский краеведческий музей к Олегу Валерьевичу, который выслушав внимательно наш рассказ, к сожалению, ничем конкретным помочь тогда не смог. Не дали положительных результатов и обращения в городской архив и военкомат. Тогда мы с Наталией Мишкиной отправили письмо исследователю гражданской войны в Испании, потомственному казаку, офицеру в отставке, проживающему в Краснодарском крае, Николаю Мринскому. В ответе он сообщил нам всю информацию о Дьяконове, которой располагал.
Спустя непродолжительное время мы обратились к начальнику отдела туризма города Мичуринска Наталии Текуновой. Молодого, амбициозного руководителя захватила идея разгадать тайну Дьяконова до конца. Наталия Юрьевна постоянно находится с нами на связи, информирует о положении дел. Совсем недавно она получила ответ на запрос из Испании, в котором принципиально новых фактов не нашлось, но зато вместе с письмом пришла ещё одна фотография Николая Алексеевича.
Найти ответы на главные вопросы ещё предстоит. В этом году со дня рождения Николая Алексеевича Дьяконова исполняется 110 лет, а в следующем году новый юбилей – 85 лет с начала Гражданской войны в Испании (1936-1939). Хорошо бы успеть к этим двум датам ответить на оставшиеся вопросы, восстановить, а лучше даже сделать новую, с более подробной информацией мемориальную доску и установить её на улице Линейной, 22.
В 2019 году в Мичуринске был открыт обновлённый памятник воинам-
интернационалистам и участникам локальных сражений. А ведь Николай Алексеевич – воин-интернационалист, возможно, даже первый в нашем городе. И его портрет, конечно же, должен быть помещён там же.
Незаурядный
герой
Чтобы понять уникальность подвига и биографии Николая Алексеевича, достаточно обратиться к статистике. Всего в воздушных боях в Испании участвовало 722 советских авиатора. Тридцати шести из них присвоено звание Героя Советского Союза, некоторым – посмертно. Большинство вернувшихся из испанского пекла лётчиков стали генералами – 22 из 28 человек. Как герои-авиаторы, прошедшие школу воздушных боёв, они пользовались огромным авторитетом в рядах Красной армии, особенно в годы Великой Отечественной войны, когда полученный ими опыт невозможно было переоценить. Но такая популярность для многих оказалась смертельно опасной и, в первую очередь, не в боях – семеро из них, то есть каждый третий, были репрессированы вскоре после возвращения из Испании.
Кто знает, как сложилась бы судьба Николая Дьяконова, выйди он живым из той кровавой бойни... Гадать на кофейной гуще бессмысленно, да и сама история не терпит сослагательного наклонения. Но ясно одно – судьба бесстрашного уроженца нашего города была бы неординарной, как и у многих добровольцев, которые вернулись из Испании.
Но несмотря на недолгую жизнь, биография нашего земляка, бесстрашного авиатора и без того получилась незаурядной.
Один из немногих воинов-интернационалистов тех лет погиб, героически сражаясь в бою с фашистами; в честь него была названа улица в родном городе, потом, возможно, переименована, а имя его постепенно стало забываться... Но имена настоящих героев не забываются! Мы верим, что память о Николае Дьяконове, как птица феникс, возродится из пепла забвения, и в нашем городе снова её увековечат.