Петру Акимовичу Чиркину в июле этого года исполнилось бы 95 лет. Как и миллионы советских солдат, мой дедушка боролся с фашистскими захватчиками.
Начало войны
Родился Пётр Чиркин в селе Хоботово Мичуринского района, там же пошёл в школу.
По окончании семилетки перед ним встал вопрос о продолжении образования. Так дедушка оказался в Мичуринске, где учился в школе № 1. Однако окончить её он не успел — началась война. Его отец ушёл на фронт. Чтобы помочь семье в сложное время, Пётр устраивается в колхоз на работу. У него было ещё пятеро братьев
и сестёр и всех их нужно было прокормить.
В окрестностях села Хоботово началось строительство аэродрома для тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3. Среди тех, кто его возводил, был и Пётр Чиркин. Также юноша участвовал в строительстве оборонительных рубежей под Тамбовом.
Потом он был принят на работу в редакцию газеты «Большевистская правда» машинистом печатной машины с ручным приводом, а вскоре стал учеником литсотрудника. С корреспондентским блокнотом в руках Петру пришлось исходить почти весь Хоботовский район.
Положение дел на фронте было тяжёлым — враг находился уже под Москвой. В то время в Мичуринске создавали партизанский отряд на случай возможной оккупации, и молодой комсомолец стал одним из первых его участников. К тому времени он уже работал не только в редакции газеты, но и в райкоме партии техническим секретарём. Пётр оказывал помощь местному военкомату, выполняя поручения по отправке и сопровождению призывников к месту службы —
и на флот, и в Саранское пехотное училище, и много куда ещё. Ему самому очень хотелось поскорее уйти на фронт, чтобы бить фашистов. Но на тот момент этого не позволял сделать юный возраст Петра. И вот, наконец, он получает долгожданную повестку из военкомата. Однако вместо флота, на который юноша рассчитывал попасть, он оказывается в Тамбовском пулемётном училище. Там он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, что в дальнейшем ему сослужило плохую службу. И дело вот в чём. Положение на фронте осложнилось и курсантов училища стали отправлять на передовую. Пётр Чиркин не попадал ни в одну из команд. Тогда он написал рапорт руководству училища, чтобы его направили в действующую армию. В результате чего его вызвали к начальнику, который ему объяснил, что задержка с отправкой на передовую вызвана тем, что в нём видят большой потенциал, что из него может получиться хороший офицер и надо продолжать учиться.
Кто-нибудь другой, возможно, обрадовался бы открывающимся перспективам, но Пётр рвался на передовую. Тогда он решил пойти на небольшую хитрость — дождавшись выхода в отпуск начальника училища, дедушка со своей просьбой обратился к его заместителю, и того удалось уговорить.
На линии фронта
Летом 1943 года Пётр Чиркин попадает на фронт. Его направляют в 35-ю гвардейскую стрелковую Краснознамённую орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Лозовскую дивизию. По дороге в её расположение он попадает под бомбёжку вражеской авиации. Едва прибыл на место, как получает приказ окопаться и готовить рубеж к обороне. Утром начался первый для Петра Чиркина бой. Сначала загрохотала артиллерия, затем пошли танки, красноармейцы справа и слева поднялись в атаку,
а его подразделение осталось на месте.
Как вспоминал потом Пётр Акимович, над ними просто не было командира, тогда один из бойцов смело встал в полный рост и повёл своих товарищей за собой вперёд. В первом же бою Пётр получил ранение в ногу, но продолжал при этом сражаться. Однако взрыв фугаса сбил его с ног, и он потерял сознание.
Полтора месяца Пётр Чиркин лечился в медсанбате, потом куда только его ни приводили фронтовые дороги. Пришлось повоевать и на территории нынешней Украины, освобождая города Изюм и Запорожье.
Второе ранение он получил в начале февраля 1944 года. Во время отступления дедушка почти успел запрыгнуть в укрытие, но всё-таки пуля попала в область кисти. Ранение оказалось сквозным, рука долго не заживала. В госпитале ему пришлось пробыть до конца апреля.
Потом он поступил в распоряжение 27-й стрелковой дивизии. В её составе участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Польши. Впоследствии Петра Чиркина наградили медалью «За освобождение Варшавы».
Свой последний бой дедушка запомнил во всех подробностях. Это было 27 января 1945 года в польском городе Познань. Ожесточённые бои шли прямо на улицах, немцы, вооружённые до зубов, сидели практически в каждом доме. В одном из них фашисты установили пулемёт и вели прицельный огонь. Группа бойцов, среди которых был и мой дедушка, попыталась прорваться к пулемётному гнезду, но неудачно. Многие из советских солдат были убиты, некоторые получили ранения.
— Я сижу в небольшом укрытии и думаю, что же мне делать дальше, — вспоминал дедушка. — Решил бежать прямо на пулемёт. С собой у меня была одна лишь противотанковая граната.
Но воспользоваться ею он так и не успел... Когда Пётр добежал до дома, где располагался пулемётный расчёт, из ближайшего окна раздался выстрел. Пуля попала прямо рядом с левым плечом. Истекая кровью, он пролежал там около получаса, стараясь не привлекать внимания врага. Тут подоспели наши солдаты, которые оказали ему первую медицинскую помощь и сопроводили в полевой госпиталь.
Там дедушка уже попал в руки врачей. Ранение оказалось серьёзным. Плечевой сустав был раздроблен, его пришлось удалять. Однако жалел он не об этом,
а о том, что совсем немного не дошёл до Берлина.
Победу дедушка встретил в санитарном поезде в пути на Родину.
Мирное время
Пётр Чиркин перенёс восемь операций на плече. Правая рука его почти не работала, но, несмотря на проблемы со здоровьем, старался всё делать самостоятельно.
7 апреля 1950 года состоялось бракосочетание моего дедушки и бабушки Валентины Ивановны. Вместе они прожили в любви и согласии 62 года.
В послевоенное время Пётр Акимович помогал восстанавливать разрушенное хозяйство страны. Трудился в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству, а также на консервном комбинате. Позже работал в горкоме партии.
Пётр Акимович решил продолжить образование и поступил в кооперативный (позже технологический) техникум. Студентом он был прилежным, учился только на «отлично». Но Пётр Чиркин на достигнутом решил не останавливаться и позже получил ещё и высшее образование.
После он продолжил трудовую карьеру в узле связи, тресте столовых и ресторанов. Пятнадцать лет своей жизни посвятил работе в отделении Госбанка.
В 2012 году Петра Акимовича не стало. Близкие до сих пор хранят светлую память об этом замечательном и достойном человеке.