За свою более чем полуторавековую историю предприятие проходило различные этапы развития. Но, пожалуй, одним из самых сложных стал переходный период, наступивший в начале 1990-х годов. Несмотря на слом эпох, грядущую смену общественно-экономической формации и вызванные ими финансовые катаклизмы, завод удалось сохранить, а за пять месяцев до распада СССР, в августе 1991 года, широко отпраздновать 125-летний юбилей.
Пожелтевшие от времени страницы газеты «Мичуринская правда» хранят рассказ о том, как проходили торжества в обновлённом клубе предприятия: «Передовикам производства и ветеранам труда вручили награды. Для участников собрания был дан большой концерт. Программу вела диктор Центрального телевидения Ангелина Вовк. На сцене заводского клуба выступили также известная эстрадная певица Анне Вески, писатель-сатирик Лион Измайлов и другие».
Но для того, чтобы так радушно встретить гостей и представить им во всей красе место культурного досуга работников предприятия, потребовалось приложить немало усилий.
Накануне 125-летнего юбилея в 1990 году руководством мичуринского завода в творческо-производственный комбинат Воронежского отделения Художественного фонда РСФСР было отправлено письмо. Оно содержало предложение принять участие в оформлении клуба и столовой предприятия после проведённого там капитального ремонта.
Поступивший заказ был комплексным и для его выполнения потребовались услуги художников различных специализаций. Для оформления интерьера помещений необходимо было привлечь бригаду форматоров, которым предстояло создать лепнину на потолках, а также декоративные перегородки из гипса. По задумке живопись и графика должны были освежить интерьеры заводских объектов. Стоит отметить, что авторами картин, до сих пор украшающих стены культурно-спортивного комплекса завода «Милорем», стали заслуженный художник России Андрей Богачёв (1951-2009), Валерий Азовцев (1942-2010) и другие талантливые живописцы Черноземья. Комиссией по распределению заказов воронежской организации ответственная работа была поручена лучшим специалистам.
— Мне было предложено разработать эскизы витражей, — вспоминает Юрий Утенков. — Время было сложное, понимая, что это большой, комплексный заказ, мы предприняли всё, чтобы в наши силы поверили. Пригласили руководство завода в Воронеж, чтобы познакомить с художниками, показать наши творческие и производственные мастерские. Предложение было принято, и уже скоро мы встречали делегацию предприятия. Живое общение принесло свои плоды, в результате были подписаны договоры и утверждены сметы.
Теперь Юрию Васильевичу необходимо было изучить обстановку на месте, и только после этого думать о сюжете и пластическом решении будущего витража. По прибытии в Мичуринск идею художнику подсказала сама архитектура здания клуба.
— Восемь окон композиционно были расположены так, что наводили на мысль объединения их в одну тему, — рассказывает Юрий Васильевич. — Тут же возникла ассоциация с четырьмя временами года. Сделал первые фор-эскизы (первоначальная зарисовка проекта — примечание автора), в которых объединил восемь окон в четыре композиции. Представил своё видение руководству на согласование, идея получила одобрение, и я приступил к разработке эскизов.
Но именно в тот момент, когда судьба столь благоволила художнику, Юрий Васильевич заболел и был госпитализирован.
— Эскизы приходилось делать между процедурами и, надо сказать, они получались весьма удачными, — делится воспоминаниями Юрий Утенков. — Времени на обдумывание сюжета у меня тогда появилось много, что было непривычно, так как, будучи главным художником, я научился работать в плотном и напряжённом графике.
Именно в больничной палате у Юрия Васильевича окончательно созрел творческий замысел. Зима была представлена в композициях «Снежная горка» и «Колядки», весна — «Юноши» и «Девчата», лето — «Урожай» и «На речке», осень — «Свадьба» (здесь один сюжет мастер распределил на два окна).
Интересной находкой художника стало написание на витражах названий месяцев в двух вариантах — более привычном для нас, взятом из римского календаря, и старославянском, исконном для нашей культуры, но уже многими несколько подзабытом. Просинец, бокогрей, протальник, снегогон, травень, хлеборост — вот как красиво и образно именовали наши предки этапы годового цикла.
Как говорится, всё гениальное — просто, и эта идея пришла к художнику тоже совершенно случайно и в обыденной ситуации.
— По композиции написание названий трёх месяцев на декоративной ленте получалось каким-то простоватым и неубедительным, — делится секретом своего озарения Юрий Васильевич. — И вот как-то, зайдя в контору ЖЭКа, я увидел висевший на стене прошлогодний народный календарь. Сотрудникам учреждения он был, собственно, не нужен, поэтому, когда я попросил подарить его мне, они без сожаления расстались с бесполезной уже бумажкой, а я получил бесценную информацию для завершения части композиции. Теперь не только формальное композиционно-геометрическое наполнение витражей было готово, но и решена другая задача — просветительская.
Это та подготовительная часть работы, над которой мастер корпел в основном один.
Далее к делу более активно подключилась и супруга Юрия Васильевича, член Союза художников СССР (1990) Лариса Утенкова, ставшая соавтором уникального произведения, и поныне украшающего оконные проёмы второго этажа культурно-спортивного комплекса завода «Милорем».
Лариса Игоревна по специальности — художник декоративного искусства, сегодня это направление принято называть дизайном среды. А Юрий Васильевич — художник монументально-декоративного искусства. Такой сплав талантов и умений двух мастеров позволил решать нестандартные задачи.
— Мы как связка альпинистов, — образно сравнивает творческий союз с супругой Юрий Утенков. — Один идёт первым, другой страхует. Второй также должен быть хорошо подготовленным. Эскизная часть композиций ложится, как правило, на меня, но всё обсуждается, и решение принимается, когда все сомнения развеяны, а воплощение происходит уже в «четыре руки».
На этапах исполнения картонного шаблона в натуральную величину, разметки стекла по нему, подбора материла по цвету и его резке супруги Утенковы занимались созданием произведения вместе.
— В Мичуринске на заводской базе отдыха нам выделили помещения для работы и жилья, — вспоминает Юрий Васильевич. — Это было напряженное, но и очень интересное время. Благо, было лето, за окном стояли длинные световые дни, но пятое августа, на которое планировалось празднование 125-летия предприятия, было уже не за горами. Согласно договору, витражи к этой дате должны были быть установлены. Однако процесс тормозили неучтённые нюансы. Чтобы добиться нужного цветосочетания, нам пришлось применять технику наложения двойных стекол. А это значит, каждый элемент нужно было вырезать дважды. Вместе с потерянным временем увеличился и расход материала. Но всё это выяснялось уже в процессе работы вместе с желанием сделать витражи более выразительными. К сожалению, заранее предвидеть внештатные ситуации нельзя.
Однако художники не впали в отчаяние и не поддались панике. Они составили график и призвали на помощь друга — архитектора, ведущего специалиста одного из проектных институтов в Харькове Александра Яковлева (1946-2007). Он в те годы хотел познакомиться со спецификой создания витражей на практике,
и вот, наконец, ему выпал такой шанс. Благодаря усилиям нового творческого союза за день-два до празднования заводского юбилея витражи были установлены.
— Нас пригласили на концерт, организованный в честь 125-летия предприятия, — делится приятными воспоминаниями Юрий Васильевич. — Мы видели, что витражи создали соответствующее настроение, зал преобразился, а это означало, что наши усилия были не напрасны.
Вскоре после выполнения заказа перед семейным тандемом Утенковых руководством предприятия была поставлена новая задача: придумать оформление для ещё одного заводского объекта, расположенного на улице Парковой, где предполагалось создание молодёжного центра. Но это уже другая история, которую мы расскажем
в одном из следующих номеров.