Лента новостей
Статья12 апреля 2021, 09:34

Вандалы

В незапамятные времена, а если говорить конкретнее, то в 455 году, бродило по земле дикое германское племя варваров, прославившееся тем, что учинило двухнедельный разгром прекрасной итальянской столицы — музейного города Рима, где каждое здание уникально и каждая улочка неповторима, и всё вместе являло собой настоящие произведения искусства. С тех пор имя вандалов и стало нарицательным.

Вандалы

Шли годы, менялись столетия, но племя разрушителей, поджигателей, уничтожителей всего прекрасного, лучших человеческих ценностей, к сожалению, не исчезало, напротив, даже ширилось. За примерами далеко ходить не надо: такие же варвары, только одетые в серые мышиные шинели и рогатые каски, подогреваемые бесноватым фюрером, шли в середине прошлого века на Восток «Drang nach Osten!», стремясь завоевать полмира. Чем это кончилось — всем известно.

Мне понадобились эти сильные и, может быть, в чём-то крайние примеры лишь для того, чтобы ещё и ещё раз утвердить друга-читателя в мысли: варварство, вандализм — это далеко не детские шалости. Это пощёчина культуре, общественному вкусу, делу воспитания, в конце концов, всем нам.

И когда я вижу беспомощно повисшую руку на памятнике Мичурина близ вокзала, а трость, на которую по замыслу скульптора Мичурин опирался, уже во второй раз выломали местные недоумки, когда камеры слежения чётко зафиксировали варваров, с остервенением крушащих детский городок на прекрасной нашей Набережной, любовно подаренной детям и взрослым мичуринцам областной, городской властью и строителями, когда гости города с осуждением указывают на выбитые стёкла зданий около станции Мичуринск-Воронежский — поневоле задаёшься грустным и печальным Шукшинским вопросом: что с нами происходит?

Это не пандемия коронавируса повредила мозги сокрушителей. Это злой, целенаправленный умысел правит ими, не такими уж безобидными озорниками, какими хотят их представить сердобольные папы-мамы и дедушки-бабушки. Это пагубная хулиганская страсть, которая, это также хорошо известно-понятно, чем кончается. Как минимум — условным сроком.

Варварство, вандализм, к сожалению, явления мирового порядка. Но нам-то от этого не легче. И вместо произведений искусства входят в наш быт разные антивандальные устройства, антивандальные покрытия, даже электросваркой прихваченные садовые скамейки, чтобы их не спёрли, не сломали, не унесли. Скоро придумают ещё и специальную защиту витрин, фонарей, чтобы их также не грохнули. Но это что, выход?

Иду по Набережной в сторону Донского, как и десятки других прогуливающихся людей, испытывая не просто удовольствие — наслаждение от сказочно преобразившегося ландшафта, прежде всего, в силу любви к родному городу губернатора Александра Никитина, выросшего на здешних улицах и готового делать всё возможное и невозможное для процветания Мичуринска.

Прекрасная речная излучина, умиротворяющая природа, картинные дачные домики… Казалось бы — чудо, живи и радуйся. Но вот расхристанная ватага подростков с воплями, криками, внятным матерком дружно кидается на проволочные ограждения, пляшут на них, пытаясь пригнуть в земле, раскачать, а там, если повезёт, и сорвать.

За уши хватать чужих детей нельзя, спрашиваю, «бережно» положив руку на плечо ближнему: «Ты что творишь? Сейчас сдам тебя в полицию – родители за ущерб вовек не рассчитаются…»

- А чё я, чё я? — вырывается, ускользает увесистый малый. — Мы играем.

Вот такие игры. Такие «игруны». Такие времена? Нет! «Времена не выбирают, в них живут и умирают», — сказал замечательный поэт Александр Кушнер.

Не во временах дело. И сейчас нет проблем найти себе занятие по душе: одни идут на стадион, где сутки напролёт можно бесплатно прыгать, бегать, кувыркаться, другие отправляются в бассейны, спортивные комплексы и спортплощадки, чтобы дать выход накопившейся энергии, а третьи придумывают «развлечения», граничащие с криминальными деяниями, подпадающими под статьи уголовного кодекса.

В который раз звучит миллион раз слышанный глас о беспечных, безответственных родителях, о равнодушной школе, индифферентной общественности и пресловутой улице… Всё это отчасти так. Только у каждого вандала есть фамилия, имя, отчество, есть адрес и место проживания. И если они злонамеренно вредят людям, городу, природе — пусть отвечают! Увещевания бесполезны. «Игруны» знают, что делают. Грек Герострат, сжёгший в своём родном городе храм Артемиды и немедленно арестованный, огорошил всех не признанием вины, а тем, что хотел добыть себе вечную славу. Но вместо вечной славы оставил о себе поганую память. Вандалов надо просто бить по рукам. Бить больно. Силой закона. Иначе так и останется беспомощно висеть рука Мичурина, словно вопрошающего: «Люди, за что вы меня так?» А люди молчат, не дают ответа…

Автор:Валерий Аршанский