Дорога в Афганистан
Один из них — простой скромный учитель со сложным и удивительным прошлым, человек, который родился дважды, так как после ранения его признали мёртвым, Герой своего времени, вытащивший из горящей машины боевого товарища. Виталий Похорский — коренной житель села Круглое. Он родился в большой дружной семье, где росли девять детей. С детства увлекался историей, мечтал в будущем преподавать этот предмет в школе.
Однако поступить в педагогический институт сразу не удалось. Юноша в школе учился на четыре и пять, поэтому, когда на первом вступительном экзамене получил оценку «удовлетворительно», так огорчился, что забрал документы и отдал их в сельскохозяйственный техникум. В апреле 1983 года студента второго курса призвали в армию. Впереди Виталия ожидал длинный путь: из Тамбова в Калинин, затем в Таджикистан и Узбекистан. Местечко Учкызыл запомнилось беспощадной жарой. Столбики термометров поднимались до плюс 60 и выше.
В расположенном здесь ремонтном батальоне призывников обучали восстанавливать искорёженные на войне автомобили и готовили ребят для отправки в Афганистан. Сюда из охваченного войной государства привозили изувеченную технику. Уже тогда молодые люди, глядя на неё и пытаясь восстановить то, что часто и не подлежало восстановлению, начинали понимать, что их ожидает впереди. Кстати, всё, чему учили их в течение трёх месяцев, — ремонту транспорта — потом так ни разу и не пришлось применить на практике. Вскоре Виталия вместе с товарищами через мост Дружбы на КамАЗах из Термеза направили в Хайратон. А затем на грузовом вертолёте Ми-6, вместившем 120 человек, доставили в одну из горячих точек Афганистана. Он оказался в Кундузе в 201-й дивизии, в 149 полку, в первой миномётной батарее.
«Долина смерти»
Всего восемь дней солдаты провели на учебном полигоне. Затем их ожидало боевое крещение. Необходимо было ликвидировать банду в одном из кишлаков. В первом же бою Похорский чуть не погиб. Пуля пролетела так близко, что опалил ухо. За этой последовали другие операции. На вертолётах, именуемых «вертушками», бойцов забрасывали в самые опасные точки страны. С 1984 по 1985 годы в Афганистане шли наиболее ожесточённые бои. В пекле этого кровавого котла и «варился» герой нашей публикации. Спали воины-интернационалисты, в лучших случаях, в палатках, а нередко — как придётся. Днём солнце нещадно палило, ночью зной сменял пробирающий до костей холод. Жечь костры запрещалось, ведь огонь для «духов» — явный ориентир цели.
Одна из операций у города Пули-Хумри, в местечке прозванном «Долиной смерти», стала настоящим испытанием на выносливость. В конце октября — начале ноября на протяжении 14 суток над афганскими горами мощными потоками шли ливни. Укрыться и хотя бы на время согреться не представлялось возможности. Мокрая насквозь одежда за короткие часовые перерывы не успевала сохнуть. Бойцы в этих нечеловеческих условиях, перебираясь по скользким, будто смазанным маслом, горным породам, отслеживали бандитские группировки и бились с ними. Изнурение испытывали жуткое. Сырость и запах гари, нулевая видимость, сложно определить, куда стрелять. Из темноты летели на советских воинов смертоносные огни.
Второе рождение
Самые большие потери полк, в котором служил герой нашей публикации, понёс в районе города Талукан.
Колонна с советскими солдатами передвигалась в новый пункт назначения, когда небо вдруг осветилось яркими заревами. Бойцы падали, как подкошенные. В одной из загоревшихся машин Виталий увидел раненого товарища и кинулся на помощь. Орудие невидимого снайпера пыталось воспрепятствовать спасению. Он укрылся от свистящих пуль за колесо. В конце концов улучил момент и всё же вытащил из объятого огнём транспорта товарища, отнёс его в безопасное место. Самому Похорскому в лицо и ноги вонзились осколки от снарядов. Он вытащил их руками и вместе с несколькими бойцами на автомобиле помчался к тому месту, откуда начался обстрел. Солдат не замечал, что кровь текла из носа, ушей по всему лицу. Сознание Виталий потерял только тогда, когда всех «духов» ликвидировали. Очнулся он в вертолёте Ми-8 среди завёрнутых в одеяла трупов.
Сладость этой конфетки с солёным от крови привкусом почему-то надолго врезалась в память. Затем последовали лечение в госпитале и увольнение в запас. Вернувшись на гражданку, Виталий Николаевич осуществил свою мечту. Он получил педагогическое образование, вернулся в Круглое (в мае 1986 года), где начал работать военным руководителем, затем преподавать историю, а позже, не согласившись с новыми прочтениями исторических событий и их анализом, стал учителем ОБЖ, кем и работает по сегодняшний день.
Судьба педагога из сельской школы достойна того, чтобы о нём написали книгу. Виталий Похорский участвовал в Афганистане в самых кровопролитных операциях. На войне он прошёл путь от миномётчика, наводчика до командира отделения и затем до заместителя командира 3 огневого взвода автоматических миномётов «Василёк». За операцию, проведённую 7 марта 1986 года, уроженец села Круглое удостоен ордена Красной Звезды.