Новогодние традиции — это то, что люди стараются хранить бережно, трепетно, ведь все они родом из детства, окутаны сказочной дымкой ожидания чуда. Так, на протяжении десятилетий россияне неизменно наряжают ёлку, кладут под неё подарки для близких, готовят салат «оливье», «селёдку под шубой». Украшениями стола служат мандарины и шампанское.
Лучшее — детям
Мичуринцы старшего поколения помнят, как, будучи детьми, отмечали Новый год несколько десятилетий назад. А как это было ещё раньше — в середине прошлого века?
Начало нового десятилетия после суровых сороковых, опалённых огнём войны, мичуринцы встречали с большими надеждами на мир и благополучную жизнь. И в первую очередь ощущение праздника взрослые горожане хотели подарить детям. «В школах установили ёлки, украшенные множеством разнообразных игрушек и иллюминированные разноцветными огнями электрических лампочек. Вокруг ёлок дети устраивают весёлые игры, выступают с показом своей художественной самодеятельности», — читаем в «Мичуринской правде» от 1 января 1950 года.
Ничего необычного в этом описании не находим, точно также и в наше время в школах проводятся утренники. Но вот во время зимних каникул тогда уделялось больше внимания активному отдыху. Так, 5 января школьники традиционно праздновали Всесоюзный день следопыта. В программе мероприятий значились походы за город — в лес, поле, на реку, где дети под присмотром старших вели наблюдения за живой природой. Во время каникул школьники принимали участие в экскурсиях по предприятиям, коллективных посещениях кинотеатров (основными тогда были «Октябрь» и «Победа»), гортеатра, спортзалов.
А также катались на лыжах, коньках и санках. Немаловажное место в распорядке дня школьников во время каникул занимало чтение. «В распоряжение детей для их культурного досуга предоставляются библиотеки, читальни…», — писала «Мичуринская правда». И никакого тебе интернета, опутавшего по ногам и рукам нынешних школьников, — скажут с ностальгическими нотками в голосе современные родители. Согласно материалам «Мичуринской правды» подростков первого послевоенного десятилетия преимущественно интересовала художественная литература патриотической направленности. Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» (12+), роман-тетралогия Бориса Изюмского «Алые погоны» (12+), повесть Льва Кассиля «Улица младшего сына» (12+) и другие.
В середине ХХ века на страницах газеты юные мичуринцы часто делились своими планами на зимние каникулы. В первом номере газеты за 1951 год находим сразу несколько таких публикаций. Пионерка дружины имени Олега Кошевого Нина Климова собиралась с подругами посетить кинотеатр «Октябрь», Дом-музей Мичурина, Центральную генетическую лабораторию. Учащаяся 7 класса школы № 10 Альбина Бурцева планировала кататься на коньках, лыжах, читать книги.
В период зимних каникул ребята участвовали в областных соревнованиях юных авиамоделистов, кружок которых в Мичуринске работал при Доме пионеров. Для малышей в детских садах проводили новогодние утренники. Воспитанников наряжали в костюмы зайчат, лисиц, белочек, снежинок, гномиков. После показа номеров, исполнения песен и стихов им вручали подарки.
Главную городскую ёлку тогда устанавливали не на площади Мичурина, как привыкло современное поколение горожан, а на площади Ленина. А возле неё помещали фигуру Деда Мороза и расписные домики.
«Мичуринская правда» в номере от 28 декабря 1958 года писала: «В нашем городе по традиции на площади у памятника В.И. Ленину установлена ёлка. Её «охраняет» величественный Дед Мороз. Эта площадь с первых дней каникул преобразится, ею завладеют ребята. Вокруг ёлки появятся яркие домики из русских народных сказок».
Гулять по-взрослому
В предпраздничные дни в Мичуринске бойко проходила торговля. Особым спросом у покупателей пользовались колбасные и кондитерские изделия, сельдь, рыбные и овощные консервы.
Активно закупались горожане и ёлочными украшениями. В номере «Мичуринской правды» от 30 декабря 1956 года читаем: «Оживлённо в эти дни в магазине культтоваров № 75 горторга. С утра до вечера здесь можно видеть детей и взрослых, пришедших, чтобы приобрести ёлочные украшения к новогоднему празднику. Многие хозяйственные и профсоюзные руководители предприятий и учреждений города приобрели украшения для ёлок, устанавливаемых в клубах и красных уголках».
Для трудящихся на предприятиях организовывали праздничные утренники и вечера. В январе 1958 года «Мичуринская правда» писала: «Весело провели новогодние вечера жители нашего города. В клубах, красных уголках, кинотеатрах, школах хорошо убраны ёлки. На промышленных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях состоялись собрания, вечера, посвящённые встрече Нового года».
В гортеатре 31 декабря и 1 января традиционно проходил новогодний вечер, начинавшийся в 20 часов и продолжавшийся до часа ночи. Его программа включала в себя концерт художественной самодеятельности, танцы, игры, аттракционы. Играли оркестр и радиола.
Во многом традиции встречи Нового года в 1950-е годы сохранились до наших дней. Может быть, только празднования в общественных местах перестали быть столь массовыми. Горожане рассредоточились по своим уютным квартирам, где в их распоряжении телевизор, интернет и прочие радости технического прогресса. Однако суть новогодних ритуалов осталась прежней, вот только на смену некоторым словам пришли другие. Вечера превратились в корпоративы, родных Деда Мороза и Снегурочку иногда замещает импортный Санта Клаус… Но в целом советские традиции празднования Нового года и отдыха на зимних каникулах неизменны.