С годами всë больше ощущается насколько стремительна скорость жизни. Многие в детстве торопили время, спеша поскорее стать взрослыми. А дальше — надо сделать выбор в соответствии со своими стремлениями, желаниями, мечтой: кем бы ты хотел быть в жизни, чтобы быть полезным для общества.
О выборе жизненного пути рассказывает выпускник пастырского отделения Тамбовской духовной семинарии диакон Иоанн Мантров.
Иван рос в православной семье, где простые истины отражались не только в словах, но и в поступках. Немалую роль в его духовном становлении сыграли дедушка Сергей Викторович и бабушка Надежда Сергеевна Мантровы.
С малых лет они брали с собой Ивана в храм на церковные богослужения.
Новый мир казался мальчику полным какой-то неудержимо притягивающей к себе тайны. Сияющие лики святых в узорных киотах, по-особому звучащие слова молитвы на церковнославянском языке, строгие, но доброжелательные священнослужители...
Сергей Викторович преподавал философию в социально-педагогическом институте (в настоящее время клирик одного из храмов Московской епархии), в свободное время прислуживал в алтаре Боголюбского кафедрального собора. Дедушка с разрешения настоятеля храма частенько брал с собой в алтарь маленького внука, где он выполнял несложные поручения. С этого момента и считает отец Иоанн, что было посажено в нём зёрнышко веры.
Яркий и огромный мир маленького алтаря словно вёл по тропе, казалось бы, непостижимых законов Вселенной. Мальчик испытывал невыразимый трепет и благоговение всей своей детской душой. И Иван выжидающе спрашивал: «Дедушка, а когда ты меня ещё в алтарь возьмёшь?».
В воскресной школе при Боголюбском соборе, которую посещал отрок, разъясняли законы бытия, библейскую историю, смысл пребывания на земле — всё для Ивана было ново и интересно. Как-то незаметно его жизнь стала неотделима от жизни храма. Поэтому в старших классах у Ивана не было сомнений в выборе дальнейшего пути — решил поступать в Тамбовскую духовную семинарию. Он выбрал путь духовного возрастания и служения Богу.
Сначала надо было взять рекомендацию у священнослужителя. Ивану её дал протоиерей Валерий Литвиненко, а потом заверил правящий архиерей — епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген. И Ивана ждали экзамены, к которым надо очень основательно и старательно подготовиться.
Помимо знаний Закона Божьего, основных моментов Ветхого и Нового заветов, суточного круга богослужений, о постах, чтения текстов на церковно-славянском языке, надо уметь нараспев читать молитвы. Обычно абитуриенты выбирают «Царю Небесный...», «Отче наш...» или «Достойно есть...».
Но самое сложное, по мнению Ивана, это собеседование с ректором духовной семинарии — митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием. Он словно в душу каждого заглядывает — насквозь людей видит. Бывает так, что все экзамены абитуриент сдал на «отлично», а ректор не видит его в числе семинаристов. А случается, что еле сдавший экзамены, становится студентом семинарии. В 2018 году Иван поступил в духовную семинарию.
Тамбовская духовная семинария находится на территории Казанского мужского монастыря. Семинаристы в то время жили в отдельном корпусе от пяти до пятнадцати человек в комнате (сейчас комнаты рассчитаны на двух человек). Их день проходил по расписанию и начинался с шести часов утра с чтения утреннего правила. Утреннее и вечернее правило в семинарском храме они читали по очереди, составленной проректором по воспитательной работе. Начиная с третьего курса, после вечернего правила произносили проповедь.
Помимо прочего, семинарист должен знать иностранный язык (в данном случае английский), быть грамотным, ясно и понятно излагать мысли, а также быть в хорошей физической форме.
В семинарии, как и в обычных учебных заведениях, тоже могут быть предметы, к которым больше расположена душа. Для Ивана это библейская история, Ветхий и Новый заветы, Литургика. А самые трудные, на его взгляд, — каноническое право и история древней Церкви.
До 16 часов обычно проходили занятия, а потом у каждого семинариста было послушание. Кто-то помогал по кухне, кто-то по уборке территории. С 19 до 21 часа после вечернего правила отводилось на личное время, которое каждый проводил на своё усмотрение, не возбранялся выход в город. Можно было провести время и в комнате отдыха — поиграть в шахматы, настольный теннис, понаблюдать за миром аквариумных рыбок, почитать, а кто-то мог и помузицировать.
В семинарии вместе с родителями и друзьями в выходные дни устраивались кино-вечера. Конечно, это незабываемые просмотры фильмов «Остров» (16+), «Пеликан» (6+) и многих других, а потом их совместное бурное обсуждение.
У семинаристов существовало такое понятие, как «череда», то есть очередь (график и распорядок), согласно которой студенты (певцы, чтецы, пономари) помогали совершать богослужения в храме.
Согласно образу жизни обучающихся в семинарии молодых людей, они в воскресные и праздничные дни должны присутствовать на богослужении.
Особое внимание уделялось чистоте души — обязательным условием для этого один раз в неделю считалась исповедь, которую проводил духовник семинарии священник Алексий Злобин. Представлялась возможность не только исповедаться, но и спросить духовного совета.
За неуспеваемость и нарушение Устава семинариста могли отчислить. С третьего курса можно стать священнослужителем (например, принять сан диакона).
Иван Мантров, будучи на пятом курсе обучения, был рукоположен владыкой Гермогеном в сан диакона.
На вопрос, какое главное правило в его жизни, отец Иоанн рассказал короткую историю.
А ведь в них и кроются две основные заповеди Божии: любовь к Богу и любовь к человеку.
Обычно после пяти лет обучения в семинарии бывшие студенты возвращаются в свою епархию, а дальше — куда благословит Владыка.
Отец Иоанн по благословению епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена — клирик Боголюбского кафедрального собора (старший диакон). А ещё отец двух прекрасных сыновей — Тимофея и Елисея.
Его супруга матушка Лидия — регент в храме Всех скорбящих Радость и преподаватель в воскресной школе при этом же храме библейской истории и основ христианской нравственности, обучает детей церковному пению, помогает в организации творческих выступлений. Матушка — человек очень увлечённый и ответственный.
С первенцем-грудничком она приходила в храм, и пока малыш спал на церковной скамеечке, принимала участие в богослужении, проводила занятия.
Для молодой семьи Мантровых на первом месте — духовная жизнь, а потом уже и мирские заботы. Молодым людям, желающим поступать в семинарию и связать свою жизнь с богослужением, отец Иоанн хотел бы пожелать упорно идти к своей цели, оставив дурные привычки, те, которые не соответствуют званию христианина, за церковной оградой. «Ты должен контролировать всё, а не всё тебя», — придерживается он такого правила.
А любой праздник для отца Иоанна — это в первую очередь лишний повод поблагодарить Творца и внести в суету повседневности духовный смысл.
Тамбовская духовная семинария открыта указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1779 года.
В XIX — начале XX века семинария являлась культурным, духовно-просветительским центром Тамбовской губернии. Её библиотека представляла собой одно из лучших книжных собраний губернии того времени. С 1 июля 1861 года при семинарии стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».
К началу XX века семинария вошла в число крупных учебных заведений России; в ней обучалось более 600 человек.
В 1918 году семинария была закрыта.
20 апреля 2005 года Тамбовская духовная семинария была возрождена как высшее православное духовное учебное заведение, которое готовит священно- и церковнослужителей. Находится на территории Казанского мужского монастыря.