Глубинка. В этом слове таится многое: что-то напевное, трогательное, родное, сердечное. Часто именно она становилась не только малой родиной, но и кузницей талантливых композиторов, учёных, архитекторов, изобретателей… Таких мест много на нашей Тамбовщине.
К их числу принадлежит и село Крюковка, первое упоминание о котором сохранилось в документах третьей ревизской сказки 1762 года, где проживали крепостные коллежского асессора Алексея Молчанова. Поселение имело двойное название: официальное — Крюковка, так как оно расположено на крутом изгибе реки Польной Воронеж, и Молчаново по имени владельца-дворянина.
Вот именно здесь 30 июня 1924 года родился советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза Юрий Максимов. Его отец Павел Карпович и мать Ольга Михайловна с малолетства приучали детей к труду, как это было во многих крестьянских семьях. В крюковской сельской школе Юра проучился всего два класса. С 1933 года семья жила в посёлке Барыбино под Москвой. Там-то будущий генерал в 1939 году и окончил семилетку, а среднюю школу в 1942 году — в Домодедово.
Войну Юрий познал в 17 лет. Тогда ему, как и многим жителям Подмосковья, довелось, нередко под бомбёжками, рыть траншеи, противотанковые рвы. Он был мобилизован для строительства укреплений на подступах к столице. В августе 1942 года Юрия Максимова призвали в Красную армию. Он становится курсантом Первого Московского пулемётного училища, после окончания которого ему присвоили звание лейтенанта и направили в действующую армию на Юго-Западный фронт командиром пулемётного взвода 187-го гвардейского стрелкового полка 61-й гвардейской стрелковой дивизии. Своё боевое крещение Юрий получил во время форсирования Северского Донца. Тогда пулемёты взвода Максимова, меняя позиции, вели непрерывный огонь, вносили сумятицу в ряды атакующих фашистов. В этом бою осколок снаряда нашёл-таки взводного. Получив ранение, он ещё несколько часов продолжал руководить боем. Через некоторое время его, потерявшего сознание, доставили в медсанбат. Родителям Юрия была отправлена похоронка. Они оплакивали сына. И вдруг неожиданно от него пришло письмо, в котором сообщалось: «Всё обошлось. Был ранен. Сейчас жив и здоров». Радости не было предела.
А впереди его ждали ожесточённые бои. Вновь и вновь взвод Максимова пулемётным огнем выручал матушку-пехоту. Взводный же всякий раз после боя анализировал действия своих подчинённых, собственные решения, находил в них слабые и сильные стороны. Это отметило командование, и Юрия направляют в Мариуполь на учёбу в батальон усовершенствования офицерского состава при курсах младших лейтенантов Четвёртого Украинского фронта. Спустя некоторое время на фронт Юрий Павлович вернулся уже в качестве командира пулемётной роты 195-го гвардейского стрелкового полка 66-й гвардейской стрелковой дивизии. Карпаты. Горная местность обязывала многому учиться на ходу, а пулемётчиков особенно. От занятой ими позиции зачастую зависел успех действий. Карпатско-Ужгородская операция завершилась. Предстоял перенос боевых действий на территорию Венгрии. К этому времени на гимнастёрке комроты к ордену Красной Звезды за бои на Северном Донце прибавился орден Отечественной войны I степени. Пулемётчики Максимова быстро приспосабливались к боевым действиям в городских кварталах. Довелось им участвовать и в отражении попытки деблокировать окружённую в Будапеште фашистскую группировку. В жарких боях пулемёты успешно отсекали вражескую пехоту от танков. Попытка деблокировать окружённых провалилась.
У командира роты появилась новая награда — орден Красного Знамени. Но в бою на венском направлении Юрий Павлович был ранен в третий раз. После лечения в медсанбате Максимов возвращается в свой полк, участвует в боях в Австрийских Альпах. Вскоре приходит радостная весть: Германия капитулировала, война окончена!
В 1947 году Юрия Павловича направляют в Военную академию имени Михаила Фрунзе. Через три года он с отличием и золотой медалью оканчивает учёбу и направляется в оперативное управление Генерального штаба. Однако должность офицера-оператора оказалась не по душе Максимову. Давала знать о себе строевая жилка. Вскоре опытного офицера назначают на должность комбата. Чуть позднее он становится начальником штаба 205-го гвардейского стрелкового полка 70-й гвардейской стрелковой дивизии.
Через некоторое время судьба забрасывает его в Венгрию. После нескольких лет службы там он возвращается в Закарпатье. Здесь Юрия Максимова назначают начальником штаба 128-й гвардейской мотострелковой дивизии. Отсюда его, как перспективного военачальника, направляют в Военную академию Генерального штаба. В 1965 году Юрий Павлович оканчивает её с отличием и золотой медалью.
После этого он оказался в Архангельске, принял знаменитую 77-ю Черниговскую Краснознамённую орденов Ленина и Суворова гвардейскую мотострелковую дивизию. Это назначение Максимов считал для себя почётным, потому что сотни бойцов из этой дивизии в годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм при форсировании Вислы были удостоены орденов Славы, а двенадцать бойцов одной из рот стали Героями Советского Союза. Здесь, на севере, полковнику Юрию Максимову присвоили звание генерал-майора. Дивизия под его руководством была одной из лучших.
И вот новый крутой поворот в жизни — командировка в Йемен. Юрий Павлович становится главным советником в Йеменской Арабской Республике. Два года напряжённого труда принесли значительные плоды: в Йемене утвердился республиканский строй, возможность реставрации монархии была снята. Генералу Максимову вручили орден «Мариба». Работа в Йемене отмечена третьим орденом Красного Знамени.
По возвращении из Йемена в 1969 году — новая должность: первый заместитель командующего 28-й армией. А в начале лета 1973 года супруга Максимова, Людмила Михайловна, вновь пакует чемоданы. Юрий Павлович назначается первым заместителем командующего войсками Туркестанского военного округа. Не успели обжиться по-настоящему, осесть, снова дорога: в звании генерал-лейтенанта он направляется в Алжир в качестве старшего группы военных советников. Лишь в конце 1978 года Юрий Павлович возвращается в ставший родным Туркестан. На этот раз уже в качестве командующего войсками округа. Здесь он получает звание генерал-полковника.
В декабре 1979 года советские войска вступили на территорию ДРА, началась афганская война. Непосредственные боевые действия вела 40-я общевойсковая армия, входящая в состав Краснознамённого Туркестанского военного округа. Командующий и штаб округа отвечали за полное снабжение войск армии, пополнение личным составом и вооружение, подготовку войск к боевым действиям, совместно с командующим армии и группой оперативного руководства Министерства обороны СССР планировали крупные боевые операции. В связи с вводом наших войск в Афганистан забот у командующего ТуркВО Максимова намного прибавилось. Юрий Павлович был постоянно в гуще военных событий. Нередко приходилось возвращаться на аэродром с пробоинами на вертолётах от обстрела душманов, попадать в критические ситуации, рисковать жизнью. Длительное время он находился в Афганистане. Работа Максимова на этом посту высоко оценена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1982 года Максимову было присвоено воинское звание генерал армии.
С сентября 1984 года Юрий Максимов был главнокомандующим войсками Южного стратегического направления. После годичного пребывания в этой должности он вступает в должность Главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения — заместителя министра обороны СССР.
И опять работы, что называется, невпроворот. В течение семи лет велось перевооружение этих войск — войск сдерживания противника от возможной агрессии на ракетные комплексы нового поколения. В 1992 и 1993 годах генерал армии — главком стратегических сил СНГ.
Уйдя в отставку, Юрий Павлович засел за книгу. Вскоре она вышла в свет. В этих «Записках бывшего главкома стратегических» (12+) он не только рассказал о службе и людях, с которыми служил, но и выразил свою гражданскую позицию.
Скончался Юрий Павлович 17 ноября 2002 года, похоронен на Троекуровском кладбище. За свою службу Отечеству, верность профессии, общественную деятельность Юрий Максимов награждён огромным количеством орденов и медалей: даже их перечисление займёт несколько страниц.
Каждый из нас когда-нибудь умрёт. Но уход из жизни одних никогда не будет замечен, а память о других будет жить. К числу последних относится и наш прославленный земляк. Помню, как в январе 1999 года, собирая материал для школьного музея воинской памяти, написала Юрию Павловичу письмо с просьбой ответить на мои вопросы. Он отозвался очень быстро, прислал не только фотографию, но и свою книгу с надписью: «Надежде Ивановне Ралдугиной и учащимся группы «Поиск» мичуринской средней школы № 4 — с глубоким уважением и наилучшими пожеланиями от автора».