Наступающий 2026-й год по восточному календарю пройдёт под знаком Красной Огненной Лошади. В китайской культуре это благородное животное символизирует жизненную силу, скорость, настойчивость и успех. А стихия огня наделяет лошадь страстью и амбициями. Красный цвет дополняет символику знака удачей и успехом.
Однако и в русской традиции образы лошади и коня наполнены глубоким сакральным смыслом. Фольклор изобилует пословицами, поговорками, сказками, где это домашнее животное предстаёт как источник силы, выносливости, в обрядах — это символом бессмертия, добра и Солнца. Например, в сказке «Сивка-Бурка» (12+) конь выступает в роли посредника между миром людей и миром духов, он может говорить по-человечески и изменять свой облик. Этот персонаж наделён и другими сверхъестественными способностями — умением летать и извергать пламя из ноздрей.
Почему же такое повышенное внимание люди в старину уделяли лошади? Потому что это животное было для них не просто источником мяса и молока, но и средством передвижения (практически единственным!), помощником в ведении сельского хозяйства, верным боевым товарищем. Одомашнивание лошади изменило уклад человека и, бесспорно, помогло сделать большой цивилизационный скачок галопом вперёд.
Кроме того, это непарнокопытное животное издревле считалось признаком достатка. Если попытаться сопоставить по критериям статусности мерина в стойле из ушедшей эпохи с современным «Мерседесом» в гараже элитного микрорайона, то значительный перевес всё равно окажется на стороне первого. И когда лошадь или конь умирали, то расставаться навсегда со своим главным сокровищем было очень непросто. Животное, считавшееся священным, по поверьям, помогало даже после смерти защитить хозяина от происков нечисти. Оберегом от злых духов издревле считался череп лошади, который закладывали под нижний венец дома.
А традиция венчать крышу скелетом головы коня существовала многие века.
По народным преданиям верный друг становился защитником человеческого жилища от злых духов. Позже подлинный череп заменили на вырезанную из дерева скульптуру. Отсюда пошло и названии конёк для конструктивного элемента кровли, выполняющего защитную, эстетическую и вентиляционную функции. Со временем скульптура лошадиной головы на стыке двух скатов крыши становилась всё более условной, абстрактной.
Вообще изображения этого животного в архитектуре встречаются довольно-таки часто. Они могут выступать как в декоративной роли, так и в качестве символических элементов.
Предлагаем заглянуть в «Окно истории» Мичуринска. Какое отражение «лошадиная тема» нашла в архитектурном облике этого старинного купеческого города? Каменных построек с барельефами жеребцов, как впрочем, и конных статуй, здесь сейчас не найдёшь. А вот в деревянном зодчестве изображение животного пока ещё можно встретить, хоть и в небольшом количестве. В первую очередь, в резных оконных обрамлениях.
Популяризатор деревянного кружева в России Иван Хафизов считает, что «если включить фантазию, то коней вообще-то можно обнаружить на каждом наличнике». Как считает исследователь: «Конь — символ солнца, поскольку колесницу тащит по небу. Значит, каждое солнце, да что там, каждый кружочек — это, по большому счёту, изображение коня. При этом не будем забывать, что конь-огонь, а значит, каждый сполох, напоминающий пламя сам по себе, понятное дело, конь». Так что для трактовок образа простирается достаточно широкое смысловое поле. И пойдём по нему дальше, как поётся в песне, конечно, с конём.
На мичуринских домах, построенных во второй половине XIX и в ХХ веке, такие элементы, конечно, уже не являются точным повторением очертаний лошадиной головы. Да и свой изначальный смысл изображение животных утратило, уступив место декоративной функции. Мастер выбирал орнамент, исходя, в первую очередь, из своих представлений о красоте, своей насмотренности на образцы деревянного зодчества, подключая при этом творческую фантазию.
Конечно, дань традиции он тоже отдавал, но уже без того осознанного, глубокого погружения в сакральную символику узоров, свойственного резчикам древних периодов. Ведь когда выбираем обои, мы же не задумываемся о том, что означает тот или иной орнамент, а лишь руководствуемся принципом стилистической, цветовой сочетаемости с интерьером и полагаемся на свой вкус. Примерно также подходили к оформлению деревянных фасадов и мастера ХХ века, как пазл собирая свою работу из понравившихся элементов.
Интересные фрагменты резьбы, напоминающие головы лошадей с гривой, можно увидеть на некоторых мичуринских наличниках. Два интересующих нас своей тематикой объекта расположены по улице Гоголевской. Обращает на себя внимание узор, венчающий навершие наличника чердачного окошка дома № 259. Это фигуры смотрящих друг на друга коней, один из которых, к сожалению, ныне утрачен.
Если бы старинный мастер знал принципы фэн-шуя, то можно было бы объяснить такую символику желанием укрепить родственные связи и наладить атмосферу в семье хозяев жилища. А обратившись к славянской традиции, заметим, что конь, выступавший в мифологии в роли носителя солнечного диска, изображался именно в верхней части наличника. Если же два животных, как и в нашем случае, изображены навстречу друг другу, то это символизирует солнцестояние.
Впечатляет своей ажурной резьбой и дом № 197 по той же улице Гоголевской, построенный в 1900 году. Его нынешний собственник Константин Михайлович Федорович бережно относится к старинному украшению фасада, поэтому ремонт всегда проводит очень аккуратно. Благодаря такому ответственному подходу хозяина мы можем до сих пор видеть это уникальное деревянное кружево практически без утрат. Навершие наличников этого дома тоже венчают изображения смотрящих друг на друга коней (хотя при желании в этом узоре можно разглядеть даже драконов). Лошадиные головы встречаются и на других мичуринских образцах деревянного кружева, однако они выполнены в ещё более стилизованной манере.
Но не только наличники напоминают об этом насыщенном символическими смыслами животном. С 1978 года кони украшали верхнюю часть крыльца одного из домов по улице Январской. Между ними была помещена морская раковина с трезубцем и подковой на счастье. Деревянное изображение напоминает сюжетом ажурные перила Благовещенского моста в Санкт-Петербурге. Их создали по рисунку архитектора Александра Брюллова. Его лошади с рыбьими хвостами — это гиппокампусы из греческой мифологии, а трезубец Нептуна и раковина — символы водной стихии. Вот у Брюллова-то, видимо, и подсмотрел сюжет мичуринский мастер Юрий Владимирович Поляков. Этот человек с золотыми руками вырезал украшение с конями по мотивам известного творения. Правда, подкова — это уже авторская добавка Полякова.
Резчик по дереву родился 25 марта 1937 года, окончил железнодорожное училище по специальности плотника. Отслужив в армии, уехал в Москву. В столице работал водителем. Затем вернулся в Мичуринск, где принимал участие в строительстве завода «Прогресс».
Любимым занятием его была резьба по дереву. Узоры мастер придумывал сам. 18 августа 2016 года Юрия Владимировича не стало. В 2013-м с ним успела пообщаться соруководитель Центра сохранения наличников и культурного наследия Мичуринска Наталия Ерёмина, от него лично она и узнала основные факты биографии.
В наше время дом Полякова выглядит иначе. У деревянной постройки появилась новая крыша, а крыльца с резьбой уже и вовсе нет. Однако декоративная его часть с конями не исчезла бесследно, её передал в дар Центру сохранения наличников и культурного наследия Мичуринска сын резчика — Вячеслав. Да, этот экспонат, имеющий на себе следы времени, нуждается в реставрации, но, как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят. После ремонта с привлечением к делу местных умельцев деревянные лошадки станут доступны для знакомства в экспозиции Центра сохранения наличников и культурного наследия Мичуринска.
Напомним, редакционный проект «Окно в историю» — это не только обращение к традициям, особенностям деревянного кружева, украшающем фасад дома, но и изучение судеб людей, которые жили здесь, поиск достоверных фактов, отражающих историю минувших дней.
Проект реализуется редакцией городской газеты совместно с Центром сохранения наличников и культурного наследия Мичуринска.