Лента новостей
Статья19 января 2010, 00:00

Советы непостороннего

В.Д. Никитин (слева) с первым секретарём ГК КПСС В.П. Бирюковым во время торжественного шествия, посвящённого 40-летию Великой Победы. Фото 1985 г.
В.Д. Никитин (слева) с первым секретарём ГК КПСС В.П. Бирюковым во время торжественного шествия, посвящённого 40-летию Великой Победы. Фото 1985 г.

Валентин Дмитриевич Никитин нашим читателям в представлении не нуждается. Четыре года (с 1983 по 1987 год) он возглавлял исполком Мичуринского городского Совета. За это время в городе появились станция обезжелезивания, очистные сооружения, база газового хозяйства в Донском, детский сад №28. В те годы впервые были проведены берегоукрепляющие работы у Основного питомника, введён в строй газопровод Первомайский-Мичуринск, реконструирована площадь Славы, выделены средства на восстановление Боголюбского собора, ежегодно строительными организациями сдавалось в строй от 34 до 40 тысяч квадратных метров жилья. Сегодня Валентин Дмитриевич - гость редакции. Наш разговор - о насущных городских проблемах. Хочется верить, что мнение опытного руководителя, хозяйственника и патриота будет полезно тем, кто решит взять на себя ответственность за судьбы Мичуринска после мартовских выборов.

- Валентин Дмитриевич, с того времени, как вы ушли из большой политики, прошло более 20 лет. За этот период в городе, да и в стране в целом, произошло немало изменений. Как вы оцениваете состояние городского хозяйства в результате произошедших перемен?
- Вы правы. Со времени моего ухода на педагогическую работу в Мичуринске произошло немало как положительных, так и негативных событий. Большинство из них вам хорошо известны. К сожалению, в последние годы из экономики города выпали некогда главные наши предприятия. Среди них заводы поршневых колец, металлоизделий, “Ремстанок”, фабрики и комбинаты облместпрома, мясокомбинат, автоколонна №1409, АТХ-8, лыжно-мебельная фабрика, ЗКСМ. Практически свернули свою деятельность такие некогда могучие предприятия, как автоколонна №1566, ЖБИ, ДСК. Проданы и законсервированы бывшие завод автонасосов и консервный комбинат по ул. Лаврова. В итоге без работы остались тысячи горожан. С сожалением приходится констатировать, что Мичуринск за прошедшие годы практически утратил свой промышленный потенциал. В итоге упала налогооблагаемая база. А на одной торговле далеко не уедешь. Главное, что давала людям работа на городских предприятиях, - уверенность в завтрашнем дне. Не потому ли год от года население Мичуринска росло. В городе открывались новые детские садики, школы. К нам стремились молодые специалисты из других регионов: врачи, инженеры, учёные. Сегодня наоборот - школы, средне-специальные учебные заведения объединяют. Дойдём до того, что большинство из них в скором времени окажутся малокомплектными, а высококлассные специалисты найдут применение своим знаниям и навыкам на стороне.
- Не могу с вами не согласиться. Каковы, на ваш взгляд, должны быть первые шаги новой городской администрации для возрождения экономики города?
- По моему мнению, во все времена экономическое состояние города определяла строительная отрасль. Ведь это не только производственные мощности, обеспеченные занятостью рабочие места, но и доступное жильё, развитие инженерных инфраструктур, приведение в порядок исторического центра. К сожалению, сегодня строительная индустрия в Мичуринске также гибнет из-за отсутствия системы распределения заказов между строительными организациями. Есть ли у города свои домостроительный комбинат, завод железобетонных изделий, кирпичный завод? Нет. Кирпич в основном привозной. Цена его от 14 рублей за штуку и выше. Значит, нужно думать о своём кирпичном заводе. Тот, который сейчас существует, отработал своё уже лет 50 назад. И его продукция на многоэтажное строительство, на высокую прочность не тянет. Должен же быть у города многоэтажный микрорайон! И, может, даже не один. Но только не в центральной части. Например, на Первомайском участке, как и был ранее запланирован.
Нет таких городов, которые не имеют своих кирпичных заводов. Глина у нас есть и в микрорайоне научно-исследовательского института, и в окрестностях села Жидиловки. Там в принципе можно организовать небольшой кирпичный завод производительностью 20-25 тысяч штук. В мою бытность в городе был построен завод керамических стеновых материалов. И он выпускал красный кирпич. Однако этого завода больше не существует, а замена ему не подготовлена.
- Вы наверняка обратили внимание, что в последнее время в Мичуринске активно ведётся асфальтирование дорог. Как вы оцениваете эти работы?
- Вы-то сами видели, как у нас кладут асфальт? Вместо нормальной основы используют щебёнку из известняка. Да, положили свежий асфальт. А сколь надолго? Вода попадает в эту известняковую щебёнку, она начинает разлагаться, асфальт идёт фалдами. Этой дороги на год не хватит.
В своё время в основе асфальтобетонной смеси мы использовали гранитный и базальтовый щебень. Он не подвержен быстрому разрушению. И никогда в качестве основы мы не брали известковую щебёнку и доменный шлак.
Далее. У нас почему-то ремонт дорожного полотна, тротуаров, подъём колодезных люков, а также установка бордюров происходит отдельно друг от друга. Не это ли пример отсутствия продуманной комплексной программы, о которой я уже упоминал? Если так будет продолжаться и дальше, никогда у нас приличных дорог не будет.
- Однако вы не можете отрицать, что хоть тротуары у нас стали наконец-то приводить в божеский вид...
- Ремонт тротуаров, действительно, дело очень нужное. У нас пешеходы сплошь и рядом ходят по проезжей части, поскольку на тротуарах находиться невозможно. Они не очищены от снега и наледи. Когда были в городе небольшие немецкие машины марки "Мультикар", с их помощью тротуары убирались быстро и эффективно. При этом в советское время все тротуары ремонтировались с расчётом на механизированную уборку. А сейчас, к сожалению, у нас появляются и такие тротуары, где с трудом могут разойтись два человека. О какой механизированной уборке тогда вести речь? Всегда считалось, что конечная цель ремонта дорог - повышение на них безопасности как для транспорта, так и для пешеходов. Если же этого не происходит - значит, деньги были потрачены зря.
- Но ведь город убирается механизированным способом. По крайней мере, на Советской...
- Да видел я, как это происходит. Пускают по Советской мощный погрузчик и самосвал, которые за час жрут 50 литров топлива. И вокруг них ходят семь человек с лопатами. Это не только пустая трата времени, но и средств. И город-то всё время грязный.
Я уже упоминал об использовании при уборке улиц малой механизации. Когда я работал, у нас были сформированы звенья из двух человек и мини-автомобиль, за которыми закреплялись участки по уборке городской территории. При этом центр они обязаны были убрать до восьми утра. Люди идут на работу - город должен быть чистым. Потом, когда народ прошёл, эти рабочие ехали убирать дальше. Так мы экономили и время, и средства.
- В последнее время руководством города немало внимания уделяется реконструкции площади Славы. Однако именно вами более 20 лет назад началась работа по её благоустройству. Как всё происходило и что планировалось построить на месте современного обелиска?
- Когда мы стали заниматься закладкой сквера у бывшего клуба Ленина, то пригласили в Мичуринск народного художника СССР А.П. Кибальникова. Именно он и выбрал место для строительства мемориала павшим мичуринцам в годы Великой Отечественной войны. По его предложению был заложен в центре сквера памятный камень. И вот как должны были развиваться события. Александр Павлович попросил у нас данные: сколько мичуринцев приняли участие в Великой Отечественной, сколько из них погибло, кто из горожан стали Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы, видными военачальниками. Всё это должно было быть отражено на мемориале, чтобы воспитывать подрастающее поколение. И те предложения академика А.П. Кибальникова, разработанные с учётом системного подхода, до сих пор у нас отражения не нашли. А всё почему? У наших руководителей нет преемственности. Приходит на пост новый градоначальник, и всё, что до него было, перечёркивается: “Вот я пришёл, я всё знаю, я на коне, мне ничего не надо”. Почему так? Потому что нет долгосрочной программы развития города и нет ответственности за её осуществление.
- Валентин Дмитриевич, каковы, на ваш взгляд, давние, даже застарелые городские проблемы, требующие неотложного решения?
- Таких проблем много. Сколько, к примеру, говорилось о строительстве завода по переработке мусора - ничего не сделано. А когда пластиковый мусор на свалке в Донском поджигают - ядовитый жёлтый дым, который тяжелее воздуха, идёт на город. Это верный спутник сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. И никто не хочет вникать в это дело.
В своё время мы - тогдашние руководители Мичуринска - поняли, что не прими экстренных мер - недалёк тот день, когда город останется без воды. Была разработана долгосрочная комплексная программа по увеличению дебета воды в реке Лесной Воронеж. Были проведены работы по углублению русла реки, укреплению берегов, строительству четырёх мостов (за последние 10 лет хоть один мост построили?). При этом оплата за работу земснаряда окупилась за несколько лет, поскольку поднятый со дна реки песок использовался для засыпки траншей, приготовления песчано-соляной смеси и других строительных нужд. Надо было бы почистить ещё и Старую речку. Если увеличить её глубину на три-четыре метра, то дебет воды увеличился бы ещё. Планировалось, что все предприятия, которые пользовались водой в большом объёме, должны были перейти на использование речной воды. И только для питья, приготовления пищи планировалось использовать хорошие артскважины с качественной водой. Как быть сегодня? Надо приобретать современную буровую установку, которая сможет бурить на глубину до ста и более метров и доставать воду со второго водоносного слоя. Тогда мы будем потреблять воду более качественную. И к этой проблеме мы всё равно придём. Тем более сейчас, когда повсеместно наблюдается спад уровня воды в водоёмах, колодцах, артскважинах. Давайте посмотрим на опыт близлежащих городов - Липецка, Тамбова, Воронежа - везде есть плотины и водохранилища. Другого выхода нет. И такая плотина должна быть у спиртзавода. И на неё есть проект стоимостью около одного миллиона рублей. И почему бы той долгосрочной программе не обрести второе дыхание? Но, к сожалению, ни один из руководителей, которые были у руля в последующие годы, этой проблемой заниматься не хотел, потому что по ней ничего не отщипнёшь, а вкалывать придётся немало. Вот они проблемы. И проблемы очень острые.

- В последнее время наш регион пользуется повышенным вниманием столичных бизнесменов. В прошлом году мы рассказывали о том, что в соседнем Первомайском районе мэрия Москвы взяла в долгосрочную аренду земли для выращивания овощей. Очевидно, что столичные власти обеспокоены продовольственной безопасностью москвичей. Насколько эта тема актуальна для нас?
- Абсолютно с вами согласен. В своё время мы - руководители Мичуринска - также были обеспокоены насыщением рынка качественной недорогой и экологически чистой продукцией. Для этих целей существовали Круглинский совхоз, учхоз "Роща", другие хозяйства - по сути, городские огороды. И Виктор Никитич Макаров (будучи заместителем председателя исполкома) эту работу курировал. Сегодня многое изменилось. Продукцию на рынках продают в основном частные предприниматели. Сильно сомневаюсь, что она экологически безопасна. Полагаю, что городу, как и ранее, нужно задуматься о существовании своей сельскохозяйственной базы. Это необходимо в первую очередь для поддержания социальных обязательств перед слабозащищёнными категориями граждан. Нужны нам и социально ориентированные продуктовые магазины. Кроме того, продукцией пригородного хозяйства могли бы с успехом пользоваться городские школы и больницы, что дало бы не только существенную экономию бюджетных средств, но и сделало бы более весомым рацион в образовательных и лечебных учреждениях.
- К нам в редакцию часто приходят письма от горожан, возмущающихся тем, как у нас происходит в городе обрезка деревьев. С чем это связано, на ваш взгляд?
- Обрезку деревьев производит не зелёное хозяйство, а электрики. А они производят не обрезку, а вырезку. Пройдите по улице Марата. Вдоль неё идут провода, и под них вырезано дерево. С одной стороны всё срезано, а с другой две былинки растут. Зелёное хозяйство в Мичуринске должно быть не в составе электросетей, а как самостоятельное предприятие. И в его штате должен работать умный опытный дендролог, который знает, что такое многолетние насаждения, как их выращивать, где их брать и как грамотно заниматься озеленением города. Пока этого не будет - ничего у нас приличного не вырастет. Когда реконструировали парк Славы, я приглашал специалиста-дендролога. И она нам помогла. Там растут пирамидальные тополя, ива, туи, голубые ели - целый комплекс растений. И всем этим занимался специалист.
- В этом году ожидается очередная перепись населения. Она-то и призвана показать степень исполнения властью своих социальных обязательств по созданию в Мичуринске комфортной среды обитания...
- В 1985 году, накануне празднования 350-летия Мичуринска, мы жили в городе со 125-тысячным населением. В перспективе планировалось довести население до 150 тысяч человек. И всё число дошкольных учреждений у нас соответствовало населению в 125 тысяч. Сколько детских садиков у нас построили за последние 20 лет? Ни одного. А каково население Мичуринска сегодня? Менее 90 тысяч. Причём точная цифра держится в секрете. А может быть, её никто и не знает. Скажите, куда за 25 лет подевалось 35 тысяч горожан? Переехали в Москву? Умерли? И если это так, то ситуация в Мичуринске, увы, удручающая.

Автор:Михаил Белых