Лента новостей
Статья22 марта 2014, 01:00

Союз бумаги и пера

П. Поляков. Фото из архива автора.
П. Поляков. Фото из архива автора.

Каждому человеку нужна своя отдушина, способная сделать его жизнь более интересной, разнообразной. На помощь нам приходят увлечения. Герой нашего материала, педагог Пётр Поляков, например, сочиняет стихи. И получается у него это совсем не плохо. К Всемирному дню поэзии мы публикуем рассказ-исповедь любителя живого образного слова. Надеемся, что вам будет интересно.

Непонятно, каким образом человек находит в жизни своё увлечение. Одни коллекционируют марки, открытки, значки, другие играют на гитаре, балалайке, а кто-то пишет стихи. Да и стихами это в большинстве случаев нельзя назвать, так, небольшие рифмованные зарисовки типа «мама мыла раму» - просто, лаконично, запоминаемо. И никакого смысла! Зачем маме мыть раму? А ведь дело вовсе не в маме и не в смысле. Но стихотворение должно звучать, вызывать какие-то чувства, переживания, пусть даже они не имеют ничего общего с воспитанием личности и не несут никакой смысловой нагрузки. Иной раз «колченогое» и по всем параметрам беззвучное и «непроходное» произведение становится замечательной и очень популярной песней. А иногда автора забывают, но его творение продолжает жить отдельной от него самого жизнью. Так произошло с творчеством Михаила Исаковского, Николая Доризо, Игоря Шаферана. «Катюша», «Зачем вы, девочки, красивых любите», «Огней так много золотых на улицах Саратова» - далеко не полный перечень написанных в ХХ веке стихотворений, ставших поистине народными песнями. А «День Победы» Владимира Харитонова? Спросите у любого прохожего, и он обязательно напоёт или прочитает вам пару строк. Но как рождается такое – никто не знает. Своё знакомство с поэзией лично я начал с «Лукоморья» Пушкина, стихотворений Барто, Чуковского, Михалкова. Но всё это было по-детски неосознанно, хотя по первым впечатлениям ярко, интересно, доступно. Не важно, что бычок не может идти, качаясь, по доске или причиной, по которой плачет Таня, стал всего лишь упавший в речку мяч, а не какое-то серьёзное происшествие, но строчки остаются в памяти практически на всю жизнь. Школьные годы также не могли не отразиться на приобщении к литературе, однако не все поэты и не все прочитанные стихотворения находили отклик в моей душе. Не потому, что они были бесталантными, а просто не всё можно понять в юном возрасте, а творчество иных недоступно многим и спустя годы. Ну не мой поэт Иосиф Бродский, хоть и лауреат Нобелевской премии, и выдающийся человек. Мне ближе всё-таки Есенин с его песенной тоской по родимым русским просторам и маленьким деревенькам, Исаковский с характерной своей простотой и задушевностью, Михаил Танич и многие другие авторы, чьи имена теперь нечасто встретишь в школьных учебниках по литературе, а многих, таких, как Дербенёв, Рябинин, Матусовский, и вообще не найдёшь.

Опять купил на рынке книжку,
А не штаны, не сапоги…
И счастлив, будто бы мальчишка,
Читая новые стихи.

Родился я в городе Мичуринске и более конкретно о дне своего рождения сказать ничего не могу, ибо человеческая память имеет свойство забывать незначительные факты жизни, тем более тридцатилетней давности.

Ах, как же это было всё давно,
Что даже и не вспомнится в тетрадках:
И первое свиданье у кино,
И самый первый поцелуй украдкой.

Цвела сирень, и пели соловьи,
Давным-давно в разгаре было лето,
И голова кружилась от любви
Тогда ещё влюблённого поэта.


Не могу также сказать, что мой родной город – это венец красоты, а жизнь в нём - предел человеческих мечтаний, но я его люблю за неторопливость жизни и тишину, свойственную маленьким городам, и не променяю ни на какой другой.

Небольшие города
Не совсем похожи,
Так сказать, на города
И на сёла тоже,
Но белее облака
В них над каждой крышей,
Не совру наверняка,
Даже чем в Париже.

Небольшие города –
Там везде, как дома,
Ласточки на проводах,
Как аэродромах.
Там трамваи не стучат
По железным рельсам,
И отменяют по ночам
Транспортные рейсы.

За домами у окон –
Яблони и груши,
Колокольный перезвон
Стареньких церквушек…
Небольшие города –
Много их на свете,
Но нигде и никогда
Ближе мне не встретить.

Когда я начал писать свои первые рифмовки, ибо стихами назвать это нельзя, я не помню. Да спросите у любого даже известного поэта, и он тоже, думаю, не ответит на этот вопрос. А испытание пером проходит каждый человек. Ну кто чего-нибудь когда-нибудь не сочинял? Просто одни вышли из этого возраста и стали взрослыми, а другие так и остались детьми, верящими в искреннюю светлую любовь, настоящую дружбу и хороших людей. Но можно предположить, что осознанные строчки стали появляться в старших классах школы и институте.

Союз бумаги и пера,
И ты в семнадцать лет
Уже не тот, кем был вчера,
А ты уже поэт!

Хотя это тоже будет неточный факт, потому что никто никому не давал права называться поэтом, поскольку написанное проверяется временем, а не чьим-то желанием. Но писать, если пишется, можно и нужно, а вдруг судьба и вам улыбнётся, и через десяток лет кто-то прочитает и ваши строчки. Ведь настоящая история жизни изложена не в учебниках, а в том, что каждый человек оставляет после себя, будь это большие города, полёты в космос или же книги.

Большое место в творчестве занимают стихи для детей. Не потому, что их легче написать, скорее, наоборот. Просто о детях современные авторы в погоне за высоким философским слогом и поиском новых форм, рифм и идей как-то забыли. А то новое, что я читал, предназначенное детям, просто ужасно, ибо мне, уже достаточно взрослому человеку, было трудно не только понять, о чём пишется, но даже прочитать написанное. Что уж говорить о ещё неокрепшей детской психике! И стало сочиняться как-то само собой:

Знают взрослые и дети,
Что без дружбы жить нельзя,
Потому и есть на свете
Закадычные друзья…

Или такое:

Вот так это было б чудо,
Каждый, видно, был бы рад,
Если б всё вокруг повсюду
Превратилось б в шоколад!
Шоколадные дороги,
Шоколадные дома,
Шоколадные деревья,
Шоколадная зима…

Может быть, кто-то скажет, что эти строчки ничему не учат, что в них мало смысла. Пусть будет так. Но зато в них есть улыбка, а дети должны сначала улыбаться, а уж потом искать смыслы. И вот такой мой поэтический совет всем девчонкам и мальчишкам:

Отчего цветут цветы,
Маки и ромашки,
И на этих на цветах
Прыгают букашки?
Для кого трещит сверчок,
Кто, как заяц, робкий,
И горит ли светлячок
В спичечной коробке?
Чтобы это всё узнать,
Милые детишки,
Нужно чаще открывать
Правильные книжки!

Стихи, на мой взгляд, должны быть небольшими по объёму, почти как телеграммы или поговорки, добрыми, ибо зачем делиться плохим, и несложными для восприятия. А уж суждено им остаться или навсегда исчезнуть в человеческой памяти – это решать людям.

Я выйду из дома
Развеивать скуку,
И кто-то, быть может,
Мне скажет: Привет!
И кто-то знакомый
Протянет мне руку,
И я протяну ему
Тоже в ответ.

Спасибо вам, люди,
За тёплые встречи,
За то, что живу я,
Люблю и дышу!
Вы мне улыбнётесь,
И я вам отвечу
И что-нибудь снова
Для вас напишу.

Автор:Пётр Поляков