Лента новостей
Статья5 апреля 2012, 01:00

Спасение рядового района

Р. Евликов.
Р. Евликов.

Демографическая статистика мирного времени подобна сводкам боевых потерь. Недавно глава Тамбовстата Владимир Рукин подвёл итоги автоматической обработки данных Всероссийской переписи населения 2010 года. После предыдущей переписи (2002 г.) население Тамбовской области сократилось на 86,4 тыс. человек, т.е. на один Мичуринск. За эти 8 лет с областной карты исчезли 142 деревни, а в 121 ещё существующем де-юре населённом пункте жителей фактически не осталось. Значит, нет и этих пунктов ("Тамбовская жизнь", 27.12.2011).

В декабре 2011 года в Москве проходил Международный урбанистический форум, где министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина озвучила ошеломляющий прогноз. По её словам, основная миграционная тенденция в нашей стране - переток населения из малых городов в большие, и в ближайшие 20 лет малые города могут потерять 15-20 миллионов человек. К сведению: по итогам переписи 2010 года 155 городов относятся к средним (население от 50 до 100 тысяч человек), 781 город - к малым (население менее 50 тысяч человек). 18 января этого года в столичном Центральном Доме журналиста состоялась пресс-конференция "Судьба малых городов России". Судьба их, судя по выступлениям докладчиков, незавидна. Значительная часть малых городов и сёл (а это 60% населения страны) скоро исчезнет, а те, что останутся, растворятся в 20 крупных агломерациях, план создания которых и был предложен на конференции. Агломерация - это объединение нескольких населённых пунктов вокруг определённых производственных задач. В реальности это будет означать 2-3 индустриальных центра в каждой агломерации и депрессивную периферию ("Литературная газета", 29.02.2011).
Тенденция сокращения численности малых населённых пунктов неизменна на протяжении двух последних десятилетий. Это значит, что в течение 20 ближайших лет от Мичуринского района останется буквально мёртвое поле. Сам же Мичуринск с постоянной убылью населения в 1 тыс. человек в год к концу этого срока начнёт превращаться (деградировать) из среднего города в малый. Инфраструктура и застройка, рассчитанные когда-то на стотысячное население, "провиснут". В городе останутся три компактных жилых "анклава" - исторический центр, завод "Прогресс" - школа № 21 и микрорайон на Автозаводской. Между ними протянутся развалины частного сектора, где обоснуются современные кочевники. Мичуринск быстро потеряет черты типичного среднерусского города. Зачатки этого процесса уже налицо. Кроме чисто рыночной экзотики, от такого "смешения языков" появятся и большие проблемы. Социологами давно отмечено, что переселенцы гораздо активнее, организованнее, собраннее и агрессивнее расслабленных коренных жителей. Это и понятно: обустройство на новом, чужом месте требует мобилизации всех ресурсов. Однако изначально нейтрально-прохладные отношения между инородцами и местными при достижении первыми 15-18% общей численности населения города превращаются в серьёзные этнические конфликты. Вопрос на повестке дня всегда один и тот же: кто в доме хозяин? Это социологическая закономерность. Подтверждение данного правила мы видим в кровавых столкновениях в европейских и, к сожалению, в наших городах.
Сможет ли Мичуринск стать частью какой-нибудь агломерации? Едва ли. Рядом с нами два крупных города - Тамбов и Липецк. У Тамбова недостаточно людских и экономических ресурсов, чтобы породить самостоятельную агломерацию, к тому же в силу исторических причин Мичуринск никогда не страдал комплексом "младшего брата" в отношении города на Цне. Липецк же, богатый и населением, и ресурсами, уже окружён динамично развивающейся сетью особых экономических зон (ОЭЗ), он вряд ли захочет вливать средства в порядком разрушенный Мичуринск. Выход в такой ситуации, как это ни парадоксально, для Мичуринска один - самому стать центром мини-агломерации, подтянуть близлежащие территории к себе, развивать черты автаркии (система замкнутого воспроизводства сообщества).
Для такого объединения города с окружающим его районом есть особая организационно-правовая форма - городской округ. Его статус определён Федеральным законом №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На практике это центральная городская зона и окружающие её сельские поселения. Городские округа - новые, но довольно распространённые в России структуры, их сейчас более пятисот. Пример в Центрально-Чернозёмном районе - Старооскольский городской округ на границе Белгородской и Курской областей. Он включает в себя город Старый Оскол (бывший ранее в областном подчинении, как и Мичуринск) и 19 сельских территорий. Это настоящая агломерация: население округа составляет 410 тысяч человек. Население Мичуринского района (83 населённых пункта) - 34,2 тысячи человек, Мичуринска - около 89 тыс. человек. Маловато, но ведь вопрос не в сопоставлении демографических показателей, а в спасении нашего убывающего населения, физическом сохранении города и района, пусть и в новой форме. Без подготовительной работы объединять Мичуринск с Мичуринским районом по примеру Старого Оскола - крупного индустриального центра - было бы верхом глупости: ни город, ни район не обладают достаточным экономическим потенциалом для такого слияния. Это было бы умножением одной бедности на другую. Итог - бедность в квадрате. Однако объединение необходимо. Что же делать?
Во-первых, провести территориальную реорганизацию за счёт разукрупнения населённых пунктов. Это улучшит управляемость потенциального городского округа, сконцентрирует население в действительно функциональных зонах, уменьшит административный аппарат и затраты на его содержание.
Во-вторых, создать экономический потенциал в центральном городе и сельской округе. Сделать это нужно, исходя из задач внутрирайонной (вернее, внутриокружной) трудовой мобильности, которая сцементирует всю территорию. Округу необходимо огромное количество рабочих мест. Важно предоставить возможность не только сельчанам работать в городе, но и горожанам - в "провинции", в том числе и вахтовым методом. Главное - обеспечить занятость в рамках округа, а не за его пределами, чтобы остановить отток людей в другие регионы. Для этого нужны проекты, реализуемые одновременно и в городе, и в деревне, подобные "Зелёной долине".
В-третьих, ввести в строй качественную сеть автомобильных дорог с бесперебойным автобусным сообщением между всеми населёнными пунктами Мичуринского округа. Это не только решит чисто транспортно-производственные задачи, но и позволит всем жителям округа, даже в самых удалённых его точках, чувствовать себя не бедными родственниками, а мичуринцами, частью единого целого. Это уже морально-этический аспект. Финансовым инструментом для решения намеченных задач могут послужить особые экономические зоны. Удачные примеры ОЭЗ - в Липецкой области (Тербуны, Лебедянь и др.).
Понятно, что высказанные здесь предложения граничат с фантастикой. Но при здравом размышлении очевидно, что у города и района альтернатива одна: либо подтвердить гибельный прогноз министра экономического развития, либо начать действовать. Мичуринцы настолько истосковались по нормальной, настоящей работе, что с этой накопленной энергией невозможное возможно.

Автор:Роман Евликов