Лента новостей
Статья30 января 2016, 05:00

Таёжная служба

Перед каждым юношей, достигшим совершеннолетия, рано или поздно встаёт вопрос о службе в армии, а вместе с ним закономерное любопытство - в какие войска доведётся попасть, в какие края отправиться?

Мичуринец Евгений Ледовских оказался одним из последних российских призывников, кому довелось служить два года - с 2005-го по 2007-й (позже срочная служба стала вдвое короче). На проводах в семейном кругу двоюродный брат Жени с увлечением вспоминал свои пограничные будни. «Вот бы и мне на границу», - подумал Евгений, но его мечта не сбылась.
Вместо сопок Маньчжурии молодого человека ждала столица Республики Хакасии - город Абакан. Местный пейзаж резко диссонировал с равнинными красотами средней полосы России: вокруг горы и тайга, обильная мошкара и снег в конце весны. За время службы новобранцу предстояло освоить профессию механика землеройных машин. Впервые оказавшись в кабине экскаватора, он почувствовал себя одноруким роботом, ловко орудующим длинной стрелой с ковшом. Управление этим рабочим инструментом заключалось в манипуляциях с двумя рычагами.
На первый взгляд - ничего сложного, однако с наскока освоить азы механики рядовому Евгению Ледовских оказалось не под силу. В какой-то момент парень решил, что уже достаточно подкован и во время короткого перекура инструктора взялся показать класс. Вот только вместо плавного прямого хода машина почему-то съехала в болото. В качестве науки незадачливый солдат получил пять нарядов вне очереди. Но довольно скоро экскаватор стал слушаться нового хозяина, как дрессированный слон.
Мирную технику в военных целях использовали для рытья траншей под прокладку кабеля вдоль железнодорожного пути на участке от Екатеринбурга до Новосибирска. Траншея получалась аховая - десять метров в глубину. Железная рука экскаватора, опускаясь всё дальше и ниже, «вгрызалась» в плотную целину, выгребая кубометры грунта на поверхность. За день по норме удавалось прокопать 800 метров такого рва.
Были в выполнении этого, казалось бы, нехитрого задания, и свои подводные, точнее, подземные, камни. Опасность заключалась в том, чтобы не задеть ковшом другие расположенные на глубине коммуникации. С этой целью использовали в работе карту с обозначенными на ней участками повышенного внимания и точными расчётами. В зимнее время с помощью экскаватора заготавливали в больших количествах речной лёд и хранили в нём продукты, экономя на холоде электрическом.
Армия есть армия, и независимо от рода войск большое внимание в ней уделяется общевойсковой подготовке. Трёхкилометровые пробежки в защитном костюме, преодоление полосы препятствий с бегом, подтягиванием, отжиманием, полутора сотнями приседаний, учения по отработке режима военного времени… Были в части свои спортсмены-рекордсмены: один земляк Евгения из тамбовского села Новоюрьево всем товарищам на диво пятнадцать раз поднимал 35-килограммовую штангу.
Коллектив солдат-срочников оказался интернациональным: были среди них дагестанцы, тувинцы, армяне, украинцы. Совместный быт и армейские законы сблизили этих изначально очень разных людей, и ребята научились по-братски делить присланные из дома гостинцы, сообща переживать радости и трудности. Прошло уже восемь лет, но с некоторыми из сослуживцев Евгений Ледовских и по сей день ведёт переписку, отправляя послания в Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск, Ярославль, Великий Новгород.
«За два года службы я получил много интересных впечатлений, - с удовольствием вспоминает наш земляк. - Сталкивался в тайге с медведями, рысями, миниатюрными северными оленями с диковинным названием кабарга, научился заваривать чай из листьев уникального целебного растения саган-дайля и корня женьшеня, делать салат из дикого чеснока - черемши. Думаю о тех днях и временами жалею, что не остался служить по контракту».
По возвращении домой Евгений, получивший до армии профессию фрезеровщика, решил сменить род деятельности и пошёл работать на железную дорогу монтёром пути. Не в последнюю очередь на его выбор повлиял армейский опыт.

Автор:Ирина Адам