Лента новостей
Статья18 декабря 2017, 14:58

Театр разумных развлечений строится в Козлове

По страницам «Козловской газеты» за 1913 год.Город Козлов в начале 1910-х годов жил и без театра. Давались приезжими труппами спектакли в разных городских помещениях (в залах коммерческого училища, клуба приказчиков, общественного собрания), выступали певцы, музыканты, рассказчики, такие как актёр Малого театра В.Ф. Лебедев, уроженец нашего города, оркестры В.В. Андреева или М.Е. Зельдина. Но всё же… Без театра город жить уже не мог.

Строительство здания театра на Гоголевской. 1913 г. Фото из архива  Нины Андреевой.
Строительство здания театра на Гоголевской. 1913 г. Фото из архива Нины Андреевой.

Улита едет,
когда-то будет!

Исчезала атмосфера культурного города, недоставало важного компонента культуры, к которому город уже привык… Но долог оказался путь козловского общества к появлению нового здания театра и возрождению самой традиции театральности, духа творчества, искусства. Страшная ночь с 9 на 10 декабря 1910 года, спалившая дотла бывшее здание театра на улице Архангельской, словно разделила историю городского театра на до и после. После пожара два года вынашивалась мысль о постройке, нужно было ещё образовать Товарищество разумных развлечений, товарищи-пайщики долго искали проект театрального здания (об этом автор этих строк писал в статье «Открытие нового здания театра в Козлове» в «Мичуринской правде» от 24 октября 2007 года). Слава Богу, нашли проект, слава Богу, построили театр в рекордные сроки (меньше года!).
Козловская пресса внимательно наблюдала за ходом строительства здания театра, отмечая заметные повороты на стройке, особенно тщательно следя за этим интересующим всех объектом во второй половине 1913 года. Правда, в «Козловской газете» уже 1 мая (№ 34) появилась подборка городских новостей, где после сообщений о городской Думе, городском саде, Клубе общественного собрания, свалках, дешёвых распродажах, поливке улиц, лужах грязи, о своевременном выезде добровольной дружины на пожар размещена заметочка «К постройке театра Товарищества»: «Улита едет, когда-то будет! - Вот что можно сказать о постройке театра Товариществом разумных развлечений и добавить: не останется ли город Козлов и на этот зимний сезон без театра». Журналисты не могли в это время ничем порадовать читателей: судьба нового здания была не ясна.

Работы спешно
идут вперёд

Но вдруг в начале лета дело сдвинулось с мёртвой точки, в голосе журналистов стали слышны бодрые ноты: в «Козловской газете» от 19 июня (№ 48) на второй странице среди заметок раздела «Городская хроника» о мужской гимназии, гонках, бродячих собаках, отпевании в Покровском соборе помещика М.В. Ратча - заметка «К постройке театра». В ней говорится: «В настоящее время работы по постройке городского театра спешно идут вперёд и к первому августа, если будет благоприятствовать погода, будут окончены». По свидетельству Т.Б. Коровиной, одним из каменщиков был её прадед Василий Назарович Аверков. Журналисты раскрыли и причины ускоренного хода строительных дел: «Работы производятся (как оказалось! - В.А.) помимо вольных рабочих и арестантами из Козловской тюрьмы». Вот кого нам надо благодарить за быстрое возведение здания театра!
В самый разгар работ с поста городского головы добровольно уходит Владимир Петрович Калмыков (1865-1925), который за годы своей работы принёс много доброго в жизнь города: при нём был проведён водопровод, город осветился электрическим светом, реставрирован Гостиный ряд, близилось открытие мужской гимназии (она распахнёт свои двери с началом учебного года в здании коммерческого училища), осуществлено строительство зданий казарм для Томского пехотного полка (до сих пор украшают город эти массивные величественные здания), велась активная деятельность по строительству Театра разумных развлечений. Вот почему такой грустью исполнено сообщение газеты: «Козлов, 23 июня…»: «Владимир Петрович ушёл… Все граждане, как бы ни смотрели на его деятельность в качестве городского головы - положительно или отрицательно - должны признать и признают, что Козлов потерял в нём сильную, крупную, яркую общественную величину. (…) Труднозаменимый председатель думских заседаний, редкий деятель-практик с вполне определённо выраженной общественной программой, всем доступный и для всех одинаково отзывчивый - вот кого мы лишаемся в лице В.П. Калмыкова». Причины сложения полномочий В.П. Калмыковым обычные: пошатнулось здоровье, неурядицы в работе городской Думы всё труднее стало преодолевать, к тому же надо было всерьёз руководить оставшимся после отца П.И. Калмыкова (1835-1912) наследством. Думаю, что уход одного из активных пайщиков Театра разумных развлечений В.П. Калмыкова с поста градоначальника не сказался на ходе строительства, ведь возведение театра в Козлове было частной инициативой.

О кирпиче,
электроэнергии
и декорациях

В июле в повестке дня появился вопрос о проведении в театр электричества. Стройка вступала в завершающую стадию. На заседании городской думы разгорелся спор. В «Козловской газете» от 21 июля 1913 года (№ 57) на второй-третьей страницах опубликован отчёт о заседании городской думы от 16 июля, на котором среди других вопросов обсуждалось заявление Товарищества разумных развлечений об условиях отпуска для театра электроэнергии. Гласный А.И. Калабин «предлагает в виду культурных целей, преследуемых Товариществом разумных развлечений, отпускать энергию по 15 копеек за киловатт». Ему оппонирует гласный М.В. Митрофанов, который вообще против всех театров и предлагает чуть ли не отказать товариществу. В конце концов на основании известной статьи 61 городового положения вопрос остался открытым, так как при соблюдении статьи на заседании не оказалось кворума.
В «Козловской газете» от 28 июля (№ 59) на третьей странице опубликована маленькая заметочка «Новый театр». В ней говорится: «Как мы узнали, здание театра Товарищества разумных развлечений будет закончено не ранее ноября. Кирпич на постройку берётся вместо города у крестьян по той же цене. Одновременно с постройкой заготовляются и декорации, для исполнения которых приглашены господа Герасимов, Панин и др.». Какая ценная информация! Из этой маленькой заметки мы узнаём очень много: чем закончились, например, споры о выделении для строительства театра городского кирпича. Пайщиков не устроили цены на кирпич, производимый городским кирпичным заводом, и на стены театра пошёл кирпич крестьянской выделки.
Из этой заметки узнаём также и о том, что два художника, Герасимов и Панин, были приглашены для написания декораций. Из маленького факта вытекает большой вывод: учившегося в Москве А.М. Герасимова и его друга Д.Р. Панина в Козлове знали в качестве живописцев и потому пригласили писать декорации для театра. Неизвестно, действительно ли они их писали, поскольку основные декорации были заказаны в Москве. Но совершенно ясно, что А.М. Герасимов вошёл в историю Мичуринского театра как художник-декоратор, активно трудившийся в этом качестве в 1918-1925 годах.

Нажива
и высокое
искусство

Работая над историей Козловского - Мичуринского театра, не устаю удивляться, как вдумчиво, серьёзно работали городские журналисты. Они оповещали жителей города о разных особенностях предпринятого дела, не всегда украшающих его устроителей. Вот, например, в заметке «К открытию нового театра» («Козловская газета» от 14 августа 1913 года, № 64) поднимается вновь вопрос о соотношении кинематографа и сценического искусства в новом театре. Журналистов беспокоит, что устроители театра озабочены не столько театральным искусством, сколько выигрышем в соревновании с электротеатрами: «Дело в том, что и Товарищество разумных развлечений в первую голову ставит приобретение кинематографа, конечно, с целью конкурировать… А раз дело заключается в конкуренции, когда главным импульсом является нажива (…), то в эстетическом отношении ждать улучшений не приходится». Устроителям и жителям города хотелось бы, чтобы театр заработал быстрее. Но график строительства не выдерживался, поэтому пайщикам не удавалось договориться с антрепренёрами о работе в новом сезоне. Этим вызваны и ноты огорчения журналиста: «Вследствие запоздания постройки вопрос пока остаётся открытым. Так что, по всей вероятности, козловцы проведут зиму без драматической труппы, ограничиваясь лишь набившим оскомину электротеатром».
Газеты извещали козловскую публику, что скоро она увидит спектакли то одной труппы, то другой. Но в условиях незавершённого строительства театральные труппы не спешили порадовать своим творчеством изголодавшегося козловского зрителя. В номере от 14 августа в заметке «Приезд артистов» говорилось, что в скором времени в Козлов приедет из Липецка труппа драматических и оперных артистов во главе с господином Колпашниковым, выступавшим в Козлове несколько лет тому назад и «имевшим у публики блестящий успех». Труппа Панормова-Сокольского, работавшая в Тамбове, поставит в Козлове спектакль в пользу недостаточных учениц правительственной женской гимназии («Козловская газета», 24 ноября 1913 года, № 106). А через несколько дней сообщалось, что труппа Панормова-Сокольского даст спектакль в воскресенье, 1 декабря, в зале Коммерческого училища («Козловская газета», 27 ноября 1913 года, № 108).
«Козловский листок» в № 103 от 8 декабря 1913 года, сославшись на слухи («как передают нам»), сообщил, что на днях в электротеатре открываются гастроли труппы со знакомым козловской публике М.М. Вольфом. Обещаны новинки, которые идут на московских и петербургских сценах: «Ревность» Арцыбашева, «Лабиринт» Полякова, «Ведьма» Трахтенберга, «Обрыв» Гончарова, «Братья Карамазовы» и другие. Спектакли будут чередоваться с фильмами. По воскресеньям - дневные спектакли для учащихся. Сообщено, что Театр разумных развлечений ранее святок не откроется, поэтому труппа Вольфа «будет играть в Козлове несколько дней». Но сведения оказались неверными.
«Козловский листок» от 12 декабря 1913 года, № 104, в заметке «Театр и зрелища» сообщил, что гастроли труппы М.М. Вольфа не состоятся, указано, что редакция доверилась несерьёзному источнику. «Данные нам сведения об открытии театра разумных развлечений также оказались неверными. (…) Новый театр, как говорили об этом и раньше, откроет свои двери 17 декабря. Поставлена будет Чеховская комедия «Дядя Ваня» в исполнении артистов Московского Художественного театра».

Сроки поджимают

Однако главное внимание журналисты уделяли ходу стройки, особенностям архитектуры театра, его внутреннего устройства, поскольку для жителей Козлова это было здание необычайное, невиданное. В Козлове спектакли давались в приспособленных помещениях (зал коммерческого училища, клуб приказчиков, зал общественных собраний), а тут чудо архитектуры возводится прямо-таки на глазах. Так, 25 августа «КГ» в № 68 на второй странице поместила заметку «Постройка театра Товарищества разумных развлечений»: «Постройка театра понемногу подвигается вперёд. В настоящее время здание от фасада до сцены уже покрыто крышей; в фойе и в зрительном зале закончена постройка потолка; пристройка позади сцены, предназначенная для уборных, возведена до второго яруса; более чем наполовину выполнено украшение фасада. Бетонные ступеньки для лестниц во второй и третий яруса готовятся на месте, в подвальном этаже. В плане постройки будут сделаны некоторые изменения. Так, будет построена боковая галерея и пристройка позади сцены будет не двухэтажная, как предполагалось раньше, а трёхэтажная. Первые два этажа предназначаются под уборные, а третий - декораторную. Кладка вышки над сценой заканчивается через день - через два. Когда окончательно будет готов театр - покуда никто не решается сказать. Сейчас время окончания всей постройки такого грандиозного сооружения даже приблизительно назвать трудно. Члены товарищества и в особенности заведующий постройкой К.М. Ильин принимают все меры, чтобы закончить постройку к сезону».
Проходит всего полмесяца, и снова внимание жителей города приковано к переменам на стройке театра. В «КГ» (11 сентября, № 75) читаем: «К настоящему времени в зрительном зале уже закончена штукатурка стен и устройство перекрытий над подвальным этажом; на днях начнётся настилка пола в партере». Сообщается место, где готовятся механизмы для сцены и декорации. Внимание! «Все предметы для оборудования сцены - механизм, декорации и занавес готовятся в Москве, в механической и художественной мастерских Художественного театра. Всего готовится 12 перемен декораций. Часть принадлежностей для подъёмного механизма уже прибыли в Козлов. Названный заказ мастерские Художественного театра взялись выполнить за 20 тысяч рублей». Здесь уже не упоминаются козловские художники А. Герасимов и Д. Панин. Особый вопрос для ввода театра в строй - электроосвещение. Вот как представлена эта сторона стройки: «Очень сложно будет оборудование сцены и займёт много времени. Оборудование освещения обойдётся свыше восьми тысяч рублей. Очень интересны аппараты, посредством которых будет производиться постепенное затемнение. В зале перед поднятием занавеса свет будет угасать постепенно, в течение 20 секунд. Затемнение на сцене, когда оно потребуется по пьесе, будет производиться посредством названных аппаратов в течение продолжительного времени и настолько постепенно, что переход ото дня к ночи будет совершенно незаметен для глаз зрителей. Открытие театра последует в первых числах ноября». Сроки поджимали, а гнать работы в ускоренном темпе не получалось: то ли недоставало квалификации строителей (вспомним, что даже арестанты трудились!), то ли сроки были поставлены Товариществом для себя неразумные. По крайней мере, интерес к вопросу о сроке окончания строительства от пайщиков неуследимо передавался и записывающим их речи журналистам.


Артист
Сергей Воронов

Стройка продолжалась, а пайщики думали о перспективах работы созданного их фантазией, деньгами и трудами театра, поскольку люди с большим жизненным опытом отдавали себе отчёт, сколь трудной будет деятельность театра в провинциальном городе с небольшим процентом жителей, действительных поклонников Мельпомены. Поэтому, как мы увидим ниже, планы на использование здания театра были самые разнообразные. В середине сентября «Козловская газета» (22 сентября, № 80) рассказала о планах Товарищества по использованию ещё не построенного театра. «На собрании членов Товарищества разумных развлечений, состоявшемся 20 сентября, постановлено: театр сдать сроком на три года компании, образовавшейся из пяти человек, членов товарищества. В состав компании входит такое компетентное в театральном деле лицо, как артист Московского Художественного театра Сергей Николаевич Воронов. Пользоваться театром компания может каждый год только с 15 сентября по 1 мая. Товарищество обязало компанию в течение названного срока ежегодно ставить не менее 50 спектаклей, для участия в которых должны приглашаться труппы Московских театров - Художественного, Малого и Незлобина. Сверх этого обязательства компания обещает приглашать на гастроли и другие оперные, опереточные и драматические труппы. Кроме того, компания намеревается давать разные концерты. Она уже имеет в виду устроить ряд доступных по цене симфонических концертов, для чего думает пригласить оркестр Саратовской консерватории. В свободное от спектаклей время будут даваться кинематографические сеансы. Для игры под картины и в антракты во время спектаклей будет приглашён салонный оркестр составом 12 человек».
Обращаю внимание на упомянутую в заметке фигуру Сергея Николаевича Воронова (1882-1938). Он вырос в семье замечательного козловского педагога и общественного деятеля Н.А. Воронова, одного из инициаторов Злобинского театра и Театра Разумных развлечений.
С.Н. Воронову удалось наладить тот мост, который связал столичные театры с Козловским театром, поэтому сюда и приезжали на гастроли
О.О. Садовская, В.И. Качалов, А.Д. Дикий, И.Н. Берсенев и другие. После МХТ С.Н. Воронов служил актёром и режиссёром в нескольких провинциальных театрах, последние годы жизни - в Воронежском академическом театре имени А.В. Кольцова. В своё время семье Вороновых была посвящена моя статья («Отец и сын Вороновы»).

Архитектор
Мирза-Ибрагим
Вагапов

Судя по газетам, в сентябре 1913 года над зданием поднялась коробка верхней сцены, в фойе штукатурились стены и потолки, строились бетонные лестницы в бельэтаж и галерею. А в октябре в газете «Козловский листок» (24 октября, № 90) появилось имя строителя козловского театра - губернского инженера (архитектора) М.-И. А. Вагапова. Долгие годы это имя замалчивалось. В качестве строителя театра его неожиданно назвал в газете «Тамбовская правда» за январь 1939 года журналист и искусствовед В.К. Дрокин. А теперь об этом тамбовском архитекторе пишут историки архитектуры Г.Л. Леденёва, А.А. Соболева, В.Ю. Жуков и другие. Мирза-Ибрагим Абдулович Вагапов (1860-?) окончил строительное училище со званием гражданского инженера и чином 12-го класса. Служил в Смоленске, Чернигове, Ереване, Петрозаводске. В Тамбове возглавил техническо-совещательное присутствие в строительном отделении Тамбовского губернского правления. Служил архитектором Александринского института благородных девиц (А.А. Соболева. «Зодчие Тамбовского края: энциклопедия». Тамбов, 2015. С. 568).
Какой же появился повод, чтобы включить Вагапова в историю Мичуринского драматического театра? В статье «Козловского листка» говорилось: «По распоряжению губернского инженера господина Вагапова, строителя театра Общества разумных развлечений, сняты все шесть ваз, венчавших парапет отстроенного театра. Мотивируется это решение тем, что в проекте, по которому театр строится, этих, якобы лишних, украшений, не имеется». Журналист высказался и о стиле театра: «Не думаем, чтобы присутствие ваз на парапете могло бы нарушить чистый стиль ампира, в котором выстроен театр. Если уж что портит фасад, так это некоторая дисгармония линий несимметричных окон и ворот, находящихся притом на разных уровнях, но отнюдь не вазы, без которых парапет, а с ним весь фасад даёт впечатление чего-то незаконченного и плохо выдержанного в смысле известного стиля». Из этой статьи становится ясно, что Вагапов - архитектор-строитель, который воплощал в жизнь проект театрального здания, купленный козловскими пайщиками Товарищества разумных развлечений.
Спасибо, что удаление ваз на парапете строящегося театра позволило выйти из тени строителю здания нашего театра. Ваз как не было, так и нет, а имя гражданского инженера (архитектора) М.-И. А. Вагапова украшает историю Мичуринского театра.
Начинался последний период в строительстве театра разумных развлечений. Об этом в следующей статье.


Автор:Владимир Андреев