Учителя учатся

24 декабря 2012, 23:00 2223

Общеобразовательная школа сориентирована на учеников со средними способностями - это истина, не требующая доказательств. Как же вписаться в неё детям одарённым, обладающим от природы мощным талантом и нестандартным мышлением?  

Вот уже седьмой год при Тамбовском институте повышения квалификации работников образования действует научно-консультационный центр "Путь в науку", оказывающий помощь педагогам в организации научно-исследовательской работы с детьми. Мичуринск нередко становится площадкой для проведения конференций и тематических встреч, инициированных центром. А недавно в ряде учебных заведений города и района были организованы курсы по программе "Работа с одарёнными детьми и детьми с высокими познавательными способностями".
Особенно запомнилась учителям и руководителям школ области поездка в Мичуринский лицей-интернат, служащий базой областного Центра по работе с одарёнными детьми. Гордостью коллектива во главе с заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук Валентином Николаевичем Самусенко стало преобразование социального интерната в передовое учебное заведение страны, о чём свидетельствует членство в ассоциации "Лучшие школы России". Своё умение работать по высшим стандартам преподаватели доказали многочисленными победами в конкурсах профессионального мастерства федерального и международного уровня. Иначе и быть не может: талантливых детей должны учить высококвалифицированные педагоги.
В.Н. Самусенко поделился с коллегами стратегией успеха. В первую очередь, как считает Валентин Николаевич, всем школам следует решить проблему разбалансированности классов, для чего уже в начальном звене перейти на дифференциацию по уровню интеллекта учащихся, а в среднем и старшем - на разделение по природным склонностям (именно Мичуринскому лицею принадлежит авторство идеи предпрофильной подготовки школьников по естественно-математическому и гуманитарному направлениям). Только в этом случае каждый ребёнок окажется в естественных для него условиях и не почувствует себя на фоне общей массы одноклассников аутсайдером или, наоборот, занудным умником. Соответственно, и программа обучения должна быть ориентирована на каждую группу школьников в отдельности. В лицее уровень готовности детей определяют на восьмимесячных курсах для дошколят в центре подготовки “ЛУЧиК”. Практика показала, что балансировка даёт колоссальную экономию рабочего времени ученика и исключает психоэмоциональные перегрузки.
В 1993 году Мичуринский лицей-интернат успешно внедрил программу "Школа полного дня", доказав, что научно-исследовательская и прикладная деятельность учащихся служит удачным дополнением учебного процесса. Достижения в проектировании продемонстрировали слушателям курсов школьники младших и средних классов лицея. Работа первоклассников над проектом "Зелёный наряд - школьному двору" заставила детей задуматься над проблемой экологической безопасности городской среды и побудила сделать важный нравственный вывод: "20-30 секунд нужно для того, чтобы посадить зерно в землю, гораздо больше его уходит на то, чтобы созреть для этого поступка". Исследование по теме "Тамбовщина - моя малая Родина" помогло второклассникам получить новые знания по краеведению, а заодно понять, как прошлое влияет на настоящее и будущее. Самым масштабным из представленных стал проект "Лицейский дворик", рассчитанный по времени реализации на несколько лет. Краткий мастер-класс виртуального ландшафтного дизайна очень оживил общение педагогов с лицеистами.
Заместитель директора Мичуринского лицея-интерната по воспитательной работе Дмитрий Васильевич Трунов дополнил рассказ В.Н. Самусенко о многообразии форм работы с одарёнными детьми. Зимний фестиваль "Новая цивилизация", летняя образовательная смена "Ньюландия" в загородном оздоровительном лагере, скаутское движение, школьный пресс-центр, театральная студия, интеллектуальные игры - всё это лишь часть грандиозной воспитательной программы, удостоенной диплома I степени на Всероссийском конкурсе профессиональных образовательных проектов. Самое удивительное, что ежегодно эта до предела насыщенная программа пополняется всё новыми пунктами. Поистине, нет предела совершенству.
В завершение встречи гостям предложили померяться силами с лицеистами в играх "Что? Где? Когда?" и "Брейн-ринг". Как и следовало ожидать, победила молодость!

Конечно, курсы и конференции составляют важную часть обмена опытом, но передовые разработки отдельных учебных заведений успешно действуют лишь в условиях тесного сетевого взаимодействия школ в рамках региона. Об этом впервые заговорили два десятилетия назад. На сегодняшний день многое из задуманного осуществилось, но процесс нельзя считать до конца завершённым. Стремительное развитие информационных технологий требует непрерывного совершенствования системы и структуры общего образования. Другого не дано.