Лента новостей
Статья8 октября 2011, 01:00

В омуте революции

27 октября в кинотеатре "Октябрь" состоится премьера фильма "Жила-была одна баба" (режиссёр А.С. Смирнов). Для нашего города эта кинолента примечательна тем, что съёмки велись в Тамбовской области, в них участвовали актёры Мичуринского драматического театра и всё повествование в целом тесно связано с нашим краем и антоновским восстанием.

Примерно за месяц до проката картины в красном зале мичуринского кинотеатра прошли предпремьерный показ и встреча с режиссёром А.С. Смирновым. Андрей Сергеевич рассказал об истории создания картины, которая охватывает времена, когда напрочь ломались режим, традиции, искоренялась вера и на этих обломках в страданиях и муках рождалось новое государство.
На пресс-конференции режиссёр отметил, что идея создания фильма возникла давно, около четверти века назад. Мысленно вернувшись в середину 80-х годов ХХ столетия, мы поймём, что тогда под мощным гнётом цензуры съёмки такого фильма начать было невозможно. Работа над ним началась лишь в 2000-х годах.
"Меня нередко спрашивают, почему именно эта тема легла в основу фильма, - сказал А.С. Смирнов. - Мы часто задаём себе вопрос, почему происходит так, а не иначе, где кроются корни тех или иных событий. Уверен, все мотивы и предпосылки - в нашем прошлом. Русская культура накапливалась столетиями. Страна издревле держалась на двух китах - крестьянском образе жизни и православии. По этому оплоту был нанесён жестокий сокрушительный удар. Было бы слишком наивно и даже глупо надеяться, что он пройдёт бесследно. Фильм "Жила-была одна баба" - робкая попытка показать, что он значил для простого русского крестьянина".
Два раза картина была показана вне конкурсной программы на кинофестивалях, её уже увидел тамбовский и мичуринский зритель. Оценки прозвучали самые разные - от полного неприятия до восторженных откликов. "Мне, как режиссёру, хотелось бы, чтобы картину посмотрели разные возрастные аудитории, - подчеркнул Андрей Сергеевич. - Но в то же время я понимаю, что новое поколение зрителей, воспитанное на терминаторах и идущее в кинотеатр с поп-корном и кока-колой, будет разочаровано. Мой фильм не для приятного просмотра и отдыха, которого нам всем желают в зрительном зале. Для картины важен не широкий, а долгий прокат, и именно этого я хотел бы для своей киноленты. Потому, когда в управлении культуры и архивного дела меня попросили подарить диски с фильмом для проката по всей области, я с радостью согласился".
Отвечая на вопрос, почему в центре повествования стоит женщина, А.С. Смирнов отметил, что при создании фильма своей целью он видел показать значение революции не для всей страны в целом, а для отдельно взятой крестьянской семьи. "Чтобы собрать материал, пришлось немало поколесить по деревням и весям, но сюжет начал складываться лишь тогда, когда я понял, что главной героиней должна стать простая русская женщина, жена и мать. Её жизнь - это отражение судьбы народа, увязшего в омуте революции".
К сожалению, Андрей Сергеевич наотрез отказался написать несколько строк для читателей "Мичуринской правды", мотивируя это тем, что "Правда" - название большевистской газеты, и посоветовал редакции сменить название. Однако все мы уже по собственному опыту знаем, чем чревата бездумная ломка традиций, пусть даже заложенных во времена социалистического прошлого. Мы не имеем права делить историю на чёрное и белое и клеймить вечным позором тяжёлое для страны время, в которое, кстати, была одержана Великая Победа, советский человек стал первым в мире космонавтом, а Россия воспрянула из руин, словно загадочная птица Феникс. Русский народ в очередной раз выдержал испытание на прочность, потому что, несмотря ни на что, верил в справедливость, добро и правду.
Тот, кто не помнит прошлого, обречён пережить его вновь - главный лозунг фильма А.С. Смирнова. "Мичуринская правда" вместе со всей страной переживала разные времена, о которых свидетельствуют пожелтевшие подшивки, собранные за много десятков лет. Вырвать страницы из летописи страны, забыть своё имя всё равно что переиначить историю.
Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Лента "Жила-была одна баба" - ещё один взгляд на переломные события начала ХХ века. Суровый крестьянский быт, православные обычаи, соседствующие с заговорами и оккультными ритуалами, неприязнь к чужакам и зависть до соседского добра, будь то новая изба или чужая жена, характеризуют в киноленте старый режим. Новый и вовсе отнимает последнюю надежду на уверенность в завтрашнем дне, превращая судьбы людей в камешки, беспощадно уносимые водоворотом революции. Что можно ещё сказать? Лучше всё же один раз увидеть.

Автор:Елена Потапова