В полный размах крыльев таланта

10 июня 2011, 23:00 1545
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (06/08/2011 - 16:30)

Кажется, знаком с Виталием Поповым с самого его детства, я-то на десять лет с хвостиком постарше. Наши родители одно время жили почти на одной улице, а отец Виталия Борис Константинович и мой отец даже, помнится, дружили. Военная служба надолго оторвала меня от дома, а когда вернулся и поступил в институт, Виталий был уже взрослым парнем, одним из наиболее интересных и многообещающих учеников известного в городе художника и педагога, руководителя изостудии при Доме пионеров Аркадия Васильевича Платицина (какое, однако, далёкое и по-хорошему незабвенное прошлое!).
Жизнь шла, и вот Виталий уже студент художественных учебных заведений, сперва среднего, потом высшего, знаменитой Строгановки, работа в мастерской выдающегося в советские времена народного художника Николая Николаевича Жукова.
Мы неоднократно встречались и общались с Виталием в шестидесятые и последующие годы прошлого века в Музее-усадьбе Александра Герасимова, где выставлялись его собственные работы и работы "птенцов платицинского гнезда". Как в этом по-своему исключителен наш город с таким количеством талантов в изобразительном искусстве!..
Мне навсегда и особенно запомнились те выставки, в которых земляк Виталий Попов выставлялся совместно с другим нашим земляком, ставшим впоследствии моим другом Станиславом Никиреевым (вечная ему память!). Какие это разные и какие тонкие мастера каждый в своей изобразительной манере и по-своему редкой технике: гуашь - Попова и офорт - Никиреева.
Как-то в девяностых годах встречаю их вдвоём идущими мне навстречу по берегу нашей реки. Они недавно вернулись из Индии, ещё загар не сошёл. Шли художники с этюдов, вижу - настроение у них неважное, явно поговорить хотелось, а тут я попался кстати. С какой же энергией оба обрушились на меня, газетчика, со своим искреннейшим неприятием только что состоявшегося "бедлама" (их выражение) - развала Советского Союза, гнусного предательства Москвы бонзами союзных республик! "За кого ты-то сам?" - слышалось мне в их смятении. - "Читали мы газетку вашу, демократы липовые!". В полемику вступать не стал. Что толку, когда "горбачёвский процесс" пошёл и его не остановишь. Заметил только полушуткой, что-то вроде:
- Без этого бедлама не видать бы вам Индии как своих ушей…
Грустно без Станислава Михайловича. В ноябре следующего года великому русскому художнику из Мичуринска исполнилось бы 80…
И как же по-настоящему, по-землячески и дружески неизменно радовался я росту Виталия Попова, русского художника-реалиста. Вот он принимает участие, с каждым разом всё успешнее, в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Вот первая персональная выставка в самом сердце художественного мира - Италии (1980), избрание его членом Правления Общества дружбы Россия-Италия. На протяжении нескольких лет - творческие поездки по Индии. Закономерные выставки в Российской академии художеств и Посольстве Индии в Москве. Далее - уж точно - везде: Англия, Швейцария, Болгария, Непал, даже край света - Перу, и везде он нёс приверженность великим традициям русского реалистического художественного письма.
…В этом пушкинском июне Виталию Борисовичу исполняется 65 лет.
Впечатляет творческий багаж художника, творящего сегодня во весь размах отпущенных ему природой крыльев таланта. Из наиболее значимого - серия произведений к 1000-летию Крещения Руси: 100 храмов “Золотого кольца России”. Ныне это художественное сокровище принадлежит Московской Патриархии. Одна из работ Виталия Попова "Новодевичий монастырь" была подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II Русской Православной церковью. И мы, козловцы-мичуринцы, земляки Виталия Борисовича, имеем счастливую возможность созерцать подаренную им герасимовскому Музею-усадьбе большую коллекцию лучших его произведений.