Лента новостей
Статья10 февраля 2015, 23:00

Вдоль по Иловаю

Всё позади: предновогодняя суета, похожие на ульи магазины, улицы, забитые транспортом, среди которого чаще обычного мелькали машины с московскими номерами.

Короткая фотосессия на лапнике (на переднем плане В.А. Дмитриев). Фото из архива участников похода.
Короткая фотосессия на лапнике (на переднем плане В.А. Дмитриев). Фото из архива участников похода.

Ажиотаж подогрели санкции, падающие в бездну рубль и нефть, но больше простые человеческие инстинкты. И от всего этого хочется убежать, не видеть, не слышать и не участвовать... Слава Богу, всё позади, всё это позади... Да здравствует январь! И его второе число. Что там классик советского кино выдал про баню с друзьями в канун Нового года? Это не про нас. Мы с друзьями не ходим в баню ни в канун, ни после Нового года, а собираем рюкзаки, печки, лыжи, санки и рано утром отправляемся по туристическому маршруту. На сей раз вдоль реки Иловай.

МАРШРУТ
С ЛИРИЧЕСКИМ
НАЗВАНИЕМ

Почему именно по Иловаю? Эта река замечательна тем, что ранее была пригодной для байдарочных походов. На ней оттачивали своё мастерство многие начинающие туристы-байдарочники перед тем, как покорять реки Карелии и Полярного Урала, горного Алтая и Краснодарского края. Летом температура воды в реке не поднимается выше 15 градусов из-за родников, быстрого течения и почти дремучих лесов по берегам. Её название происходит от слова «ил». Вот эту красоту нам и захотелось увидеть самим и другим о ней рассказать. Для этого был намечен маршрут с лирическим названием «Времена года реки Иловай», пролегающий от самого истока и до места впадения в реку Воронеж. Решили пройти по самой реке или её окрестностям зимой, весной, летом и осенью, используя разные средства передвижения.
Итак, намечен маршрут с начальной точкой на границе с Рязанской областью, в районе села Николаевка, куда дороги из Тамбовской области пока нет. Река Иловай берёт своё начало в какой-то ложбинке одноимённого урочища, представляющего собой абсолютно ровную площадку с сухими болотами, поросшими березняками и ивняком. Ложбинку эту мы пока не нашли, оставили до весны. Дальше, у села Никольского Первомайского района, Иловай, прокладывающий себе русло по оврагам, рукотворно перегорожен и представляет собой серию прудов.
Команда сформирована: шесть человек, средний возраст участников похода 55 лет, самому молодому 30, не профессионалы, но и не новички, путешественники-любители. Экипировка подготовлена. Этот процесс - тот же поход, только в домашних условиях. Многократное перекладывание вещей, подгонка рюкзака и груза, докладывание нужного и выкладывание ненужного. Эти манипуляции дают повод для косых, но весёлых взглядов домочадцев. Твоё тело пока дома, но мысленно ты уже в дороге. И кажется, даже у пищи появляется едва уловимый запах костра.

ПЕРВЫЕ
ТРУДНОСТИ

Место сбора - заводская проходная. С ней связаны все наши знаковые мероприятия. Это как символ особых чувств и мировосприятия. Именно здесь концентрируется сгусток общей энергии. Забрезжил рассвет, пугая серостью наступающего потепления. Держим путь через посёлок Первомайский по дороге на Сосновку до села Никольское. Дорогу уже развозит, отчего лыжники испытывают плохо скрываемую тревогу. Вот и село, и мост через Иловай. Заросшая камышом и вётлами лощина указывает на то, что река в этом месте слаба. Выше моста её русло теряется в многочисленных прудах и прудиках, возникших в результате создания рукотворных плотин. Впереди новая строящаяся дорога. Объёмы впечатляют. Одно странно: она ведёт в поле. Чуть дальше всё проясняется: здесь строят комплекс по производству мяса индюшек. Но где же река? Ни воды, ни оврагов, ни намёка на русло посреди поля нет. Снегу много, дорога заканчивается, впереди - чистое поле. Оставляем поиски истока до лучших времён. Возвращаемся в село.
Вскоре накатанная дорога закончилась. С первых метров целинного участка перехода стало ясно, что выдержать планируемый график движения будет сложно. Снег налипал на лыжи, как «намагниченный», делая их неподъёмными. День выдался серым. К общей мрачности добавилась летняя «радость» - пошёл дождь. Небо налегло на рюкзаки, они стали ещё тяжелее, но делать нечего: точка ночёвки определена, поэтому хоть умри, но дойди засветло. Обустройство ночёвки требует не менее полутора часов. Дел действительно много: расчистить площадку, подготовить подстилку, поставить палатку, заготовить дрова, растопить печку, приготовить ужин, перекусить. Но это вечером, а до него ещё много часов и километров. Идти трудно, кто-то снимает лыжи и продолжает путь без них. Кое-как доходим до перекрёстка полевой дороги. На накатанной поверхности скольжение улучшилось, скорость движения возросла. Перешли железную дорогу в районе 12-го километра Богоявленск-Челновая, сделали небольшой привал с чаепитием, и снова вперёд. Идём краем дороги по относительно прочному насту. Азимуты, рекомендующие забирать правее, выводят на высокую и длинную плотину с табличкой «ПРУД №17». Заметны следы работ по её обустройству. На середине плотины стоит... диван. Вот так повод для приколов! К всеобщему восторгу от плотины идёт комфортная колея от колёсной вездеходной техники, и что главное - попутно нашему курсу. Но всё хорошее быстро заканчивается, закончилось и наше попутное направление с этой колеёй. А значит, снова чистое поле, снова целина. Целина - как много в этом слове для сердца лыжника слилось...

НОЧЁВКА
ПОД ДОЖДЁМ

Слава Богу, без потерь выбрались из сугробов и кочкарника. Нашли незаметную бобровую плотину, перебрались на другой берег болота, из которого вытекает уверенный ручеёк, наполняя собой нашу реку. Ну, кажется на сегодня всё. Стоянка. Доставшие за день лыжи - долой. Да здравствуют лопата и топор! В болоте, надеясь на мягкость камыша, практически на виду у села Иловай-Дмитриевского, готовим ночёвку. Рядом сломанная сухая берёза, так что с дровами проблем не будет.
Дождик остановился, дал возможность справиться с хозяйственными делами. Затопили печь. Но тут же возникла проблема: ножки для печки погрузились в оттаявшую почву, сухая трава под печкой стала дымить. Палатка наполнилась дымом. Однако туристы - народ находчивый. Кусочки от бетонного пасынка из-под электроопоры, разбитые топором, с любовью и заговором уложенные в ямки под ножки печи, вывели последнюю на безопасную высоту, обеспечив комфортность на длинную зимнюю ночь.
Дым выветрился, в палатке стало тепло. Поставили котелок на краснеющую печь, заварили супчик. Позволили себе расслабиться. Попили чаю с ландринчиком (раньше так называли леденцы по имени фабриканта Ландрин) и, распределив время дежурств, повалились спать.
Ночью пошёл ливень. Боялись подтопления палатки, но обошлось. В шесть утра - подъём, сборы, завтрак. Эти манипуляции по сворачиванию лагеря всегда немного грустны. Жаль оставлять хорошее место, уютный кров, неизрасходованные дрова. Э-эх! Тяжела телега, а тащить надо. Вчера прошли 16 километров, сегодня предстоит 22, но немного успокаивает, что целина практически отсутствует, идти придётся по сёлам. Переходим Иловай по плотине и входим в большое село Иловай-Дмитриевское, основанное в 1636 году и названное по реке и церкви Дмитрия Солунского. В старинных русских стихах этот римский христианский великомученик представлялся помощником русских в борьбе с Мамаем.

ДОРОЖНЫЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Третье утро после Нового года на селе ничем не отличалось от первого и второго. Нам встречаются лишь редкие прохожие, в основном мужики с невидящим взглядом и отсутствием цели. Удивительна по наличию метаморфоз глубинка России.

На фоне общей картины нищеты и неряшливости вдоль дорог как символ новой национальной глупости красуются оставленные после новогодних салютов пусковые установки. Не беда, что заборы повалены, крыши крыты бэушным шифером, штыковой лопатой чистится дорожка к холодному туалету, зато в новогоднее небо щедро выстреливаются тысячи рублей. Да, умом Россию не понять. Но надо уметь жить и тут, извлекая максимум из такого минимума. Пивные банки под ногами навели на мысль о решении проблемы возгорания сухой травы под печкой. Печь с этого дня стояла на банках, и всё получилось отлично.
Идём вдоль обочины практически по дороге, ближе к трассе М6. Людей становится всё больше, и проезжающие машины обдают нас водой со снегом. Редко кто притормаживает, чтобы не обрызгать. «Эй, гражданин за рулём авто, будь повежливее, может, и ты когда-то станешь пешеходом!». Но водитель об этом не думает. Идти не столько тяжело, сколько некомфортно. Ботинки заметно подмокают. Вскоре пересекаем трассу и движемся строго в южном направлении, следуя за речкой. Прошли деревню Иванжитово и держим путь на станцию Бригадирская, в основном по карте и навигатору. Удивительно, но население абсолютно не знает свой край. Спрашиваем, где и как лучше пройти, вместо ответа - удивлённые глаза. А когда слышат о конечной точке нашего пути - селе Старая Казинка, и вовсе устраивают очень выразительную немую сцену.
Между тем Иловай из болотистой реки незаметно превращается в узкую быструю речушку с обрывистыми бережками среди полей и небольших зарослей ивняка и ольхи. Перебрались через железную дорогу у станции Бригадирской. Ощущение такое, что станцию и дворовые постройки бомбили. Хорошо хоть, платформы целы. Идём через село Иловай-Рождественское, основанное всё в том же 1636 году. В основе названия снова имя реки и Христорождественской церкви. Здесь дома выглядят более ухоженными, и само село крупнее, протяжённее в длину.
И вот знаковое место - слияние Иловая с рекой Сухой Иловай. Переходим по мосту и оказываемся в селе Новоспасское, практически сразу же переходящем в посёлок Заводской с Хоботовским крахмалопаточным заводом, основанным в 1903 году. День клонился к вечеру. Машины, словно на МКАДе, сновали одна за одной. Не все притормаживали, а вот удивлённо разглядывали все. Где ещё увидишь такое чудо-чудное - с рюкзаками, санками, на лыжах и… по лужам. На выходе из посёлка пополнились водой и вошли в лес. И снова подготовка к ночлегу, на сей раз на границе берёзового и соснового лесов. Всё, как всегда: расчистка места, лапник, дрова, палатка, печка, котелок, «змеиный» супчик, хреновуха, чай, отбой. У печки остаётся дежурный. Ночь прошла спокойно, не считая раздирающего душу и ночную тишину храпа. Под этот аккомпанемент не спал и дежурный и нехрапящая часть коллектива. Лишь подъём прервал музыку сонного «соловья». Теперь упоминания об этой ночи у всех неизменно вызывают улыбку.

ПЕРЕД ПОСЛЕДНИМ РЫВКОМ

Наутро выпал снег. На душе повеселело. Завтракаем кашей, сыром, чаем, заряжаемся энергией. В третий день нам необходимо пройти больше 20 километров. Решено выходить на высоковольтную линию и вдоль неё двигаться на Ранино, затем остановиться за Ранинским лесничеством и стать на дорогу до Казинки. Ненадолго выглянуло солнышко, после некрасивого лиственного леса вошли в облагороженный сосновый бор. Открылась живописная картина: повсюду следы косуль и кабанов, реже - лосей, несколько раз видели большого чёрного дятла - желну. Но чаще встречаются следы человека, вернее, машин. Кто это - охотники или браконьеры? Для нас от них единственная польза - укатанная колея. Но им с нами оказалось явно не по пути, потому что колея неожиданно закончилась. Дальше видна лишь старая дорога, да и та засыпана снегом. Пока «бывалые» прикидывали, в какие временные потери обойдётся возврат до укатанного перекрёстка, молодёжь пробежала вперёд и просемафорила о приемлемой перспективе передвижения. Ближе к лесничеству стало полегче, но не обошлось без опоздания, поэтому лесничество прошли без остановки, спросив лишь дорогу из посёлка до Казинки.
Входим в лес, очень неприглядный, больной, неухоженный. На опушке примечаем молодые сосенки для подстилки, готовимся к очередной ночёвке. В этом походе она последняя. Всё как всегда, только печь горит без энтузиазма. Разбираем трубы, снимаем и опять ставим кривое колено. Эффект слабый, но дымить стала меньше. Ужин готов, стол «ломится» от деликатесов: завтра последний день, доедайте всё. Дрова напилены, наколоты, уложены, дежурства распределены. Отбой. И снова не обошлось без аврала. В начале второго часа ночи палатка стала наполняться смоляным дымом. Причину установили быстро: из трубы по стыкам капала смола. Протёрли рукавицей, не помогло. Разобрали горящую печку. Труба внутри пузырится, вскипает конденсат в виде смолы и мешает тяге. При помощи длинного ножа-«мачете» вычищаем все элементы трубы, печку вытряхиваем, собираем заново и начинаем топить. На сей раз всё нормально. Правда, палатка успела пропитаться смолой, что долго будет напоминать об авральной ночи.

У ЦЕЛИ

Утро. Подъём. Сборы. Завтрак. Последняя стадия сборов. Короткая фотосессия на лапнике. И без промедления в дорогу. 17 километров - и мы окажемся у цели. Иловай в нижнем течении разрезает древние известняки девонского геологического периода. Течение здесь быстрое, река не замерзает и даже образует небольшие порожки. В прошлые времена здесь было несколько плотин с мельницами. У карьера делаем последний привал. Очень красивое место, раньше здесь обжигали известняк. Рядом бьют родники. Ещё небольшое усилие, и мы у моста через Иловай (слияние с рекой Воронеж чуть ниже, но это до лета). Опять фото- и видеосъёмка на память. Неподалёку замечаем хорошо оборудованную стоянку с машинами. Молодёжь приехала отдыхать. Дело хорошее, лишь бы мусор не оставляли.
Переход закончился, остаток каникул будем «зализывать раны», приводить в порядок амуницию, после спартанских условий по-новому ценить комфорт городской жизни, а потом смотреть фильмы о прошедших походах и грезить новыми дорогами, интересными впечатлениями.
До встречи, своенравный и загадочный Иловай!

Автор:Владимир Дмитриев