Великий Качалов в Козлове

20 августа 2012, 10:19 1825
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (08/20/2012 - 11:19)

На протяжении длительного ряда лет в литературе о Мичуринском театре существует устойчивый миф о том, что в декабре 1913 года при открытии нового здания театра на ул. Гоголевской в премьерном спектакле "Дядя Ваня" участвовали артисты труппы Московского Художественного театра и прежде В.И. Качалов и О.Л. Книппер-Чехова.На деле всё обстояло не так. Об участии в премьере на сцене нового театра артист МХТ С.Н. Воронов (уроженец г. Козлова, сын инициатора создания театра в Козлове Н.А. Воронова, член Товарищества Разумных Развлечений) сумел договориться с мастером сцены Николаем Осиповичем Массалитиновым, артистами МХТ П.А. Павловым, Н.Н. Горичем и артисткой первой студии Художественного театра В.В. Соловьевой, которые влились в творческий состав спектакля "Дядя Ваня", показанный горожанам в день открытия театра. Запомним эти имена.

Ивсё же... Козловский зритель начала XX века имел немало поводов прийти в восторг при виде игры на сцене Козловского театра таких ярких артистов, как Г.Н. Федотова, В.М. Далматов, Мамонт Дальский, О.О. Садовская, братья Роберт и Рафаил Адельгейм, но впереди их ждало ещё более художественное зрелище.
28 марта 1914 года в Козлов приехал великий русский актёр Василий Иванович Качалов.
На протяжении многих лет его приезд в Козлов директор Мичуринского краеведческого музея А.В. Парамонов, журналисты В.К. Дрокин (в статье 1959 года), Н.М. Сухоруков, М.П. Белых связывали с участием в спектакле "Дядя Ваня". Для солидности к имени В.И. Качалова добавляли ещё и фамилию О.Л. Книппер-Чеховой. Этот миф часто находит место в газетных публикациях, он проявил себя в статье А.В. Парамонова о Мичуринском театре в книге "Материалы Свода памятников истории и культуры по Тамбовской области".
Те, кто писал о приезде В.И. Качалова в Козлов, могут быть довольны одним: всё-таки Качалов в Козлов приезжал, хотя и в другое время, и с другим спектаклем.
"Козловская газета" за несколько дней до приезда Качалова на первой полосе сообщила своим читателям:

"В пятницу 28 марта 1914 года одна
гастроль премьера Московского
Художественного театра
Василия Ивановича Качалова
При участии артистов Императорского
Московского Малого театра
Н.А. Смирновой, В.А. Полонского
и С.И. Ланского.
Артистов театра Корша:
О.Г. Гладковой, Н.Н. Горич,
артистов Н.Н. Волковой
и Н.И. Сергеева.
Представлено будет:
пьеса репертуара Московского
Художественного театра
Драма в 4 д.
У ЦАРСКИХ ВРАТ
Кнута Гамсуна, пер. Саблина
Исполнят роли:
Карено - В.И. Качалов,
Фру Карено - Н.А. Смирнова.
Начало спектакля в 8 1/2 ч. вечера.
Ответственный распорядитель артист
Имп. театров С.И. Ланской.
Администратор Н.И. Сергеев".

Так вот когда появился единственный раз великий Качалов на сцене нашего театра! И вовсе не в чеховском спектакле "Дядя Ваня" он выступил.
"Козловская газета" 28 марта 1914 года сообщила о приезде великого артиста в заметке "Гастроль Качалова".
"Сегодняшний спектакль по составу труппы должен иметь большой интерес. Кроме такой крупной величины, как В.И. Качалов, в нём принимает участие известная уже нашей публике артистка Московского Малого театра Н.А. Смирнова, игравшая на нашей сцене в комедии Островского "Последняя жертва" роль Тугиной. Своей высокохудожественной игрой Н.А. на нашу публику произвела тогда сильное впечатление. Из других, знакомых нашей публике артистов, принимает участие Н.Н. Горич".
Не обошлось без скандала. При продаже билетов козловские организаторы решили немного "наварить" на столичных знаменитостях, и кассиры намеренно поставили на билеты более высокую цену, чем это было оговорено с руководством труппы. Поэтому москвичи немедленно исправили ситуацию, в том же номере "Козловской газеты" на первой странице появилась заметка "Вниманию публики", в которой говорилось: "Дирекция просит лиц, купивших билеты, обменять их в кассе театра на билеты за печатью С.И. Ланского. Ошибочно в афишах назначена цена лож. Действительная стоимость лож 11 руб. Лиц, заплативших за ложи 14 руб., просят получить в кассе разницу обратно. Ученический билет 75 коп.".
Приезд В.И. Качалова стал крупным событием в культурной жизни города. Игрой артистов такого высокого уровня городской зритель избалован не был. Более того, одним из условий приезда и выступления Качалова в Козлове было предложение как можно более широко допустить в театр на спектакль с его участием учащуюся молодёжь и интеллигенцию.
Отчёт о спектакле "Праздник интеллигенции" был написан постоянным автором "Козловской газеты", скрывавшимся за буквами "Н.Р." и опубликован в номере от 4 апреля 1914 года. Впечатления от спектакля были так волнующи, что автор отчёта, обычно довольно сдержанный в проявлении чувств, здесь не удержался от восторженных слов, старался передать свой эмоциональный подъём.
Рецензент без труда определил место этого спектакля в культурной жизни города. Это как раз тот самый случай, когда спектакль -больше, чем спектакль.
"Спектакль с участием Качалова для козловской интеллигенции был высокоторжественным праздником. Это был поистине праздник подлинно мыслящей, трудящейся интеллигенции".
Рецензенту сразу же бросилось отличие этого спектакля от других виденных им на сцене театра Товарищества Разумных Развлечений. Это отличие - внешний вид зрителей, который создал непривычную для театрального зала атмосферу. Едкими ироничными словами он обрисовал обычную для театра публику. "Этот спектакль нельзя назвать даже парадным спектаклем. Парадный спектакль представляет собой выставку роскоши, богатых туалетов. Сиротливо выглядели ложи, эти самые удобные приспособления для демонстрации экспонатов роскоши. Пустовали первые ряды лож, с которых демонстрируются лучшие экземпляры выхоленных и оголённых плечей, грудей, спин; демонстрируется искусство пользоваться косметикой; демонстрируются безумно роскошные туалеты, бриллианты, фантастические, сооружённые из волос с чужой головы причёски. Пустовали вторые ряды, где всегда восседают экспоненты, - "владельцы", с такой любовью приготовленных для выставки экспонатов. Отсутствовали на барьерах лож бонбоньерки - неизбежный аксессуар экспонатов роскоши, как на выставке птицеводства кормушки с просом. В партере полное отсутствие шуршащих шёлком представительниц "бомонда", фрачников...".
Заполнившая театр публика была другой. "Галерея почти наполовину занята представителями педагогического мира обоего пола. Первые три-четыре ряда партера сплошь заняты учащейся молодёжью. Теперь они хозяева положения: их, как на парадных спектаклях, наподобие стада баранов, не гонят с места на место, не загоняют куда-то в проходы за ложи. Они пришли в театр учиться красоте и правде. Сегодня они без помехи могут удовлетворить свои лучшие потребности души".
Во время спектакля рецензент внимательно наблюдал за восприятием сценического действия учащимися козловских училищ, и их поглощённость игрой великого артиста, всего актёрского ансамбля весьма порадовала журналиста.
"Самыми внимательными зрителями были учащиеся. С упоением смотрели и слушали игру первого актёра первого театра. Сливались душою и телом с тем, что происходит на сцене. Никто, кажется, так не воспринимал тонкую, продуманную игру В.И., как их чуткие, чистые души. Настоящий спектакль заложил в их души первый камень под фундамент, на котором будут зиждиться Божественная красота и высшая правда". Да и самого великого актёра МХТ рецензент увидел в роли Педагога-Воспитателя, положившего первый камень в фундамент "здания светлого, чистого, волшебной красоты".


* * *
Мы совершили маленькое путешествие в историю Мичуринского драматического театра, который вот уже более 100 лет волнует зрителя, пробуждает чувства добрые, приобщает новые и новые поколения горожан к пленительному чуду театра. Театр, овеянный мифами, легендами, преданиями, имеющий свою богатую бурную историю, - прекрасен.