Лента новостей
Статья12 апреля 2012, 01:00

Витязи новых былин

Владимир Шаталов
Владимир Шаталов

Как это часто бывает, всё началось с обычного телефонного звонка. Узнать голос моего давнего доброго друга Маргариты Филипповны Киреевой труда не представляло. Только я ошибся в сути предстоящего разговора: думал, речь пойдёт о нашем НИИ садоводства, где она проработала в общей сложности почти полвека, в том числе много лет - заведующим отделом цветоводства. Нет, речь пошла об ином.

- Вы знаете, я недавно получила в подарок книгу от Владимира Шаталова, да-да, того самого, космонавта. Книга с дарственной подписью автора. Он же меня лично знает, когда-то служил у нас, в Мичуринске. А с его женой - Музой Андреевной - в молодые годы мы вместе работали здесь, во ВНИИС...
Нужно ли говорить о том, что весь наш дальнейший разговор проходил уже в тихой уютной квартире Маргариты Филипповны, в небольшом двухэтажном доме жилого посёлка, примыкающего к институту.
- Получилось так, - рассказывает моя собеседница, - что и Муза Ионова (такова её девичья фамилия), и я, тогда только-только начинающие научные сотрудницы и ровесницы, обеим - чуть за 20, в начале 50-х годов теперь уже прошлого века стали вместе работать в заветном ВНИИС имени И.В. Мичурина. Темы у нас оказались тоже практически схожими: селекция и сортоизучение плодовых и ягодных культур. Муза тогда вместе с родителями приехала в Мичуринск из Новосибирской области. Очень была общительная девушка, активная, весёлая, увлечённо занималась в кружках художественной самодеятельности. А зимой вся наша институтская молодёжь устремлялась вечерами на каток, залитый на стадионе "Локомотив". Там-то и произошла первая и решающая встреча Музы с Володей Шаталовым...
"В 1947 году Качинское авиаучилище было переведено в г. Мичуринск Тамбовской области, где после непродолжительного обустройства мы продолжили нашу подготовку на самолётах Як-11 и Як-3, - пишет в книге "Космические будни" В.А. Шаталов о начале своей лётной карьеры. - Быстро пролетели годы учёбы. В 1948 г. мы должны были окончить Качинское училище, нам даже выдали офицерское обмундирование. Вдруг пришёл приказ задержать выпуск и продлить подготовку. Был введён курс боевого применения на самолётах Як-3. Выпуск задержали до начала 1949 г. Так мы и отходили эту зиму в новых офицерских шапках; как мы выражались, "нам дали по шапке"... Я вместе с шестнадцатью моими сокурсниками был оставлен в училище на инструкторской работе".
Молодой рослый лётчик, прекрасный спортсмен Владимир Шаталов, закручивая на льду катка привычную спираль, не сразу и заметил, как зацепил едва успевшую ойкнуть девушку. Но тут же остановился, бросился к ней на помощь. И, чувствуя себя глубоко виноватым, уговорил Музу - это была она! - проводить её домой. Так началось их знакомство. А со временем незнакомка Муза стала действительно любимой его музой, другом, женой, с которой вырастили двоих замечательных детей, сына и дочь, подаривших им прекрасных внуков. В мичуринском отделе загс, если целы архивы той поры, начала 1950 годов, наверняка отыщется и запись акта о регистрации брака между Владимиром Александровичем Шаталовым и Музой Андреевной Ионовой.
Что же касается М.Ф. Киреевой, то она и после отъезда подруги в Ленинград, затем в Крым, на работу в помологической опытной станции, а впоследствии в знаменитый подмосковный Звёздный городок не теряла с ней связь, переписывалась, созванивалась, а при первой же возможности и встречались - у Шаталовых дома.
- Семья удивительной скромности, порядочности и благородства, - говорит Маргарита Филипповна. - Вот лишь один красноречивый штрих. Муза Андреевна, переехав ближе к столице, работу не оставила, трудилась до самого выхода на пенсию в Московском НИИ информации и технико-экономических исследований по сельскому хозяйству. Казалось бы, муж - генерал, прославленный космонавт, трижды Герой Советского Союза, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Но она и на работу рано утром, и с работы вечером продолжала всё так же ездить на электричке, затрачивая на дорогу по полтора часа в день туда и обратно. И ведь никогда не сетовала, не жаловалась...

* * *
12-летним мальчишкой 4 октября 1957 года в школе и дома восторженно слушал я, как и весь наш класс, постоянно передававшиеся по радио победные сигналы первого искусственного спутника Земли: эти знаменитые бип-бип-бип... А вечерами, до поздней ночи, вглядывались мы с пацанами в звёздное небо, надеясь увидеть, рассмотреть там, на недосягаемой высоте, огонёк-фонарик пролетающего в загадочной Галактике космического аппарата. И безбожно врали друг другу: "Видишь, видишь, а я вижу, вон, за ковшом Большой Медведицы"... Известный во всём СССР эстрадный дуэт Шурова и Рыкунина уже наутро распевал транслируемые на всю огромную страну свежеиспечённые куплеты:
Долго "лапотной Россией"
Называл нас Вашингтон.
А мы спутник запустили
Весом больше пяти тонн!

А потом было вообще нечто невероятное: 12 апреля 1961 года - и ликующий голос обычно сдержанного диктора Юрия Левитана: "Внимание! Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза!".
И шествие по ковровой дорожке для рапорта высшему руководству страны о выполнении задания улетевшего в космос старшим лейтенантом, а вернувшегося майором, Героем Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина. Первого космонавта планеты, облетевшего "шарик" всего лишь за 108 минут, чтобы войти в мировую историю навеки. Его знаменитое "Поехали!" останется навсегда в памяти миллионов и миллионов людей у нас в стране и за рубежом.

* * *
Каюсь, готовя к печати этот материал, я не выполнил одну просьбу Маргариты Филипповны. Она мне предлагала назвать очерк по-своему: "В космос - через Мичуринск". Но не могу я заимствовать то, что придумано и "запатентовано" другим человеком, пусть и предлагающим свою услугу совершенно по-дружески, бескорыстно. Это первое. А второе, всё с тех же детских лет помнятся мне и до сих пор ищут выхода строки, некогда венчавшие огромный красочный плакат с фотопортретами первой четвёрки наших космонавтов:

Их вывел на трассу народ-исполин,
Создатель бесценных сокровищ,
И встали, как витязи новых былин,
Гагарин, Титов, Николаев, Попович.

Вот и нашли они выход, те слова! Цитирую сейчас "Витязи новых былин" и думаю, как же сказано сочно, точно, образно, ёмко. Знать бы автора тех строк...
В блистательном ряду настоящих героев - наших соотечественников по праву стоит имя космонавта-13 - Владимира Александровича Шаталова. Лётчика-космонавта СССР, трижды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии СССР, кандидата технических наук, трижды побывавшего в космосе человека, уроженца города Петропавловска Северо-Казахстанской области, чьи лётные трассы, действительно, начинались у нас, в Мичуринске, где он обретал профессиональное мастерство военного пилота, где встретил свою любовь и судьбу. И это уже немало!
А за период его работы в должности помощника Главкома ВВС по космосу и начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина было подготовлено и выполнено 54 космических полёта, в которых приняло участие 126 космонавтов. Из них впервые отправились во внеземные экспедиции 17 астронавтов - посланцев зарубежных стран. Успешно проводились испытания кораблей "Союз" различных модификаций, на орбиту выходили новые могучие станции серии "Алмаз", выдерживали сложнейшие экзамены на практике расчётные системы - уникальные плоды совместной работы учёных, конструкторов ракетной техники, инженеров, мастеров, рабочих...
В своей книге "Космические будни", не претендуя на художественный стиль изложения, до мельчайших деталей правдиво, опираясь на десятки и сотни документов, искренне Владимир Александрович анализирует путь, пройденный родной космонавтикой, не скрывает допущенных ошибок и просчётов, неизбежных в такой грандиозной, фантастической отрасли, где во многом, особенно поначалу, приходилось идти чуть ли не на ощупь. И высказывает великую гордость за народ - за творца, созидателя, за своих замечательных друзей-космонавтов, коллег по крайне опасной работе.
Пропаганда тех лет скрывала от нас, якобы из добрых побуждений, какому смертельному риску подвергали себя экипажи кораблей, где в полёте отказывала автоматика, возникали сбои в системах управления и стыковки, а в результате приземления некоторые капсулы с людьми оказывались далеко от заданной точки на карте, проваливались сквозь лёд на неведомых озёрах, повисали, зацепившись полотнищами грузовых парашютов за утёсы, на сопках, где внизу - только пропасть, сутками лежали где-нибудь в заснеженной и морозной степи "кверху ногами", пока их не обнаруживала авиация группы поиска...
Шаталов считает, он убеждён, что все люди должны это знать и понимать, за что оказываются космонавтам определённые почести и даются награды. Скептики и сомневающиеся даже из числа крепких, выносливых молодых людей, готовы ли они пройти выпадающие на долю космонавтов тяжелейшие физические и психологические испытания, сохраняя спокойствие, уверенность, самообладание, умение принимать единственно верные решения и в совершенно, казалось бы, безнадёжных, критических ситуациях? Жизнь показывает, что далеко-далеко не все, только единицы. Потому так невероятно строг, жёсток и даже беспощаден отбор в отряд космонавтов. Но прошедшие его - это, действительно, во всех смыслах элита!

* * *
Закончить очерк мне бы хотелось двумя моментами. Во-первых, 8 декабря 2012 года Владимиру Александровичу Шаталову, живущему со своей семьёй всё там же, в Звёздном городке, исполнится 85 лет. И будет совершенно правильно, достойно, заслуженно, если этому большому человеку из блистательной когорты первых советских космонавтов направят поздравления и тамбовские, и уж тем более мичуринские организации, выражая свою радость и гордость за прекрасного - не удержусь, скажу - ЗЕМЛЯКА, в чьей биографии наш родной край тоже занимает существенное место! А ещё - пригласят его с женой, если, конечно, позволит им здоровье, к нам, на Тамбовщину, в гости.
Во-вторых, понимая, что далеко не всем удастся найти и прочитать удивительную, увлекательную книгу В.А. Шаталова "Космические будни", изданную крохотным для нашей страны тиражом, всего лишь 1000 экземпляров, позволю себе привести просто поразивший меня отрывок из заключительной главы этой книги. Послушайте!
"Большинство из космонавтов, побывавших в космосе, по-другому стали смотреть на нашу планету. Мы поняли уже не теоретически, а практически, насколько она действительно маленькая и прекрасная, на ближайшее будущее, вероятно, единственная обитаемая планета во всём безбрежном космическом пространстве. Наши мечты о далёких цивилизациях, с которыми сможем установить связь, пока остаются фантастикой. Гораздо более близким и перспективным является общение между собой всех землян. Все мы почувствовали себя членами одной команды, членами одного огромного экипажа космического корабля "Земля", который неизвестно когда, кем и где запущен и куда несётся в этом безбрежном космическом пространстве. Наблюдая нашу Землю из космоса, мы остро почувствовали, что она очень слабо защищена от безбрежной пустоты, от потоков метеоритов, ультрафиолетового излучения, от всех внешних влияний космоса. Её окружает лишь тончайшая оболочка атмосферы, соразмерная в пропорции с кожурой яблока.
При взгляде из космоса трудно представить, почему эта оболочка удерживается притяжением Земли и не отрывается от её поверхности при движении нашего земного шарика с огромной скоростью в пустоте космического пространства.
Мы воочию могли убедиться в постоянных изменениях земной поверхности, связанных с деятельностью человека: в исчезновении лесов, в полыхании пожаров, загрязнении атмосферы, особенно вблизи промышленных районов, нефтяных и газовых скважин.
Нас всех беспокоит медленное разворачивание работ по использованию возможностей, которые дают глубокий вакуум и невесомость.
В ходе знакомства на всех континентах Земли мы всё больше и больше убеждаемся, что основной задачей человечества становится задача выживания в условиях всё более бурно развивающегося "прогресса", который, заботясь прежде всего о получении прибыли, о производстве, наносит урон экологии Земли, влияя на климат и саму возможность человечества выжить в этих экстремальных условиях".

* * *
К этим словам космонавта добавить больше нечего...
С великим вашим героическим профессиональным праздником, глубокоуважаемый Владимир Александрович!

Автор:Валерий Аршанский