Лента новостей
Статья3 августа 2013, 01:00

"Визитка" инновационной экономики Тамбовщины

А.В. Никитин.
А.В. Никитин.

Ученые –эксперты практически едины в том, что сегодня именно уровень развития биотехнологий и связанные с ними проблемы биологической безопасности являются одним из важнейших критериев оценки и экономического статуса целых государств, и эффективности инновационной экономики регионов. Впрочем, хвастать пока ни государству, ни регионам особенно нечем – до 80 процентов биотехнологической продукции в России представлено сегодня импортными товарами.
Так что разговор на тему «как нам «обустроить» АПК биотехнологиями» и «что делать с технологическими платформами» с доктором экономических наук, профессором, председателем Тамбовской областной Думы Александром Никитиным совершенно естественно начался с вопроса:
- Александр Валерьевич, в Европе технологические платформы существуют, как минимум, лет десять. Можно ли уже говорить о том, какова их роль в развитии инновационного бизнеса вообще и в России в частности?
- Давайте начнем с самого начала – попробуем разобраться в том, что включает в себя само понятие «технологическая платформа». Если совсем просто, то таковым можно считать объединение бизнеса, власти и научно-образовательных, инновационно-внедренческих предприятий. Под последними – инновационно-внедренческими – понимаются и предприятия экспериментального масштаба, и крупные промышленные монстры. Подчеркну – в любой отрасли экономики. Конкретизируя понятие, можно добавить, что объединение всех этих предприятий, всех интересантов вокруг конкретного прорывного направления – это и есть технологическая платформа, то есть инновационная площадка, созданная в целях повышения эффективности взаимодействия государства, науки и бизнеса. В чистом виде это – государственно-частное партнерство. Государство создает законодательную базу, предусматривает в виде соответствующих программ свое участие бюджетом, стимулируя таким образом бизнес для дополнительного, более широкого вовлечения в данную проблему.
- Национальная технологическая платформа «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания» включена в перечень приоритетных технологических платформ. Какие перспективы этот факт открывает перед экономикой нашего региона?
- Генеральная цель технологической платформы в сфере биотехнологий – это обеспечение государственной системы развития отечественной индустрии здорового питания, совершенствования сквозных агробио- и пищевых технологий.
Технологический прорыв в индустрии здорового питания немыслим без новых идей, которые генерирует научное сообщество, представители которого, как правило, редко являются «профи» в сфере бизнеса. Отсюда – «недозагрузка»: многие предлагаемые идеи, более чем интересные с точки зрения их научно-исследовательского содержания, не выдерживают критики в плане их коммерческой реализации. Создание технологической платформы, с одной стороны, позволяет сфокусировать научные исследования на нужды бизнеса, с другой же – позволит ученым представить свои разработки бизнесу в приемлемой для него форме. В итоге же регион включается в решение важнейшей стратегической задачи перехода от традиционной экономики к экономике нового типа – биоэкономике, основанной на инновациях и широко использующей возможности биотехнологии и сырьевые возобновляемые ресурсы биологического происхождения.
Конкретно для АПК Тамбовской области – это уникальный шанс, возможность диверсифицировать свою деятельность и активировать новые перспективные направления развития в агропродовольственном секторе.
- Например?
- У нас есть и программа развития сельского хозяйства, и предприятия аграрного комплекса, которые в области биотехнологий в сельском хозяйстве работают, есть и бизнес, который непосредственно эти предприятия создает, строит, особенно на территории Тамбовской области. Есть и доля бюджетного участия нашего региона, поскольку мы же создаем для бизнеса условия по привлечению инвестиций. Вкладываем деньги в инфраструктуру. Если конкретно, то возьмем хотя бы Никифоровский элеватор, проект ЗАО «БиоТехнологии» – там 250 тысяч тонн единовременного хранения зерна. Первая очередь проекта уже реализована. Идет строительство второй очереди элеваторного комплекса, которое включает в себя создание мощностей по глубокой переработке зерна. Проект нацелен на получение такой продукции, как глютен, глюкозно-фруктозные сиропы и другие виды биотехнологической продукции, которые сегодня на наших рынках представлены исключительно зарубежными компаниями-производителями практически на сто процентов.
Еще один более, чем убедительный пример — будущее строительство в Мичуринске завода полиактидных кислот с организацией производства биоразлагающихся пластиков. Это производство кардинальным образом решает острейшую проблему ликвидации экологически опасных свалок из полиэтиленовых пакетов, бутылок и тому подобного, не только захламляющих огромные территории, но и не исчезающих десятилетиями. А новые упаковки сразу после применения будут разлагаться.
Нельзя не сказать в контексте нашего разговора и об предстоящем вводе в эксплуатацию сахарного завода в р.п. Мордово. Это будет современное высокотехнологичное предприятие по переработке сахарной свеклы и сахара-сырца производственной мощностью 9000 тонн, с расширением до 12000 тонн переработки свеклы в сутки и 1500 тонн переработки сахара-сырца в сутки.
- Какую-то долю импортозамещения мы данными и другими проектами в сфере биотехнологической платформы обеспечим?
- Обеспечим. Но только вот это «обеспечим» какими силами нам дается? Вопрос, по сути, риторический: своими силами, в меру имеющихся возможностей регионального бюджета и заинтересованности бизнеса.
Однако, если мы говорим о биотехнологиях как о панацее, как о действительно стратегической ветви развития экономики, как о создании инновационного потенциала российской экономики; если акцент поставлен на биотехнологиях, и программы созданы, и нормативно-правовая база принята; то тогда государство, кроме законов – а сейчас говорят о принятии Федерального закона о биотехнологиях -, должно и непосредственно свое участие обозначить? Должно обозначить для бизнеса приоритеты?
- По-видимому, должно…Но, смею высказать предположение, эту свою функцию оно готово переложить на плечи регионов?
- Весьма спорное утверждение. Понятно, что государственные приоритеты сегодня – в информационных технологиях, космической, ядерной отраслях. Но если наша платформа получила поддержку Совета при Президента по модернизации экономики и инновационному развитию, то надо и не на словах, а на деле воплощать это в жизнь.
Это было главной мыслью моего доклада на экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге, и я показал, что все усилия, которые сегодня есть: технопарки, кластеры, платформы - все это хорошо. Но в то же время производства, которые на территории области существуют, - они не рождены этими инновационными процессами. Они были и до кластеров, и до платформ. Это все существует благодаря пониманию со стороны региона и участию региона в создании инфраструктуры и, естественно, лояльности бизнеса к этим процессам.
Все проекты реализуются за счет средств инвесторов и областного бюджета. О федеральных средствах можно говорить лишь в отношении строительства инфраструктуры для реализации аграрных проектов Программы развития АПК Тамбовской области. Бизнес и регионы работают самостоятельно, вкладывают средства без стимулирующей поддержки со стороны федерального бюджета.
- Понимаю, вопрос дилетантский, и все же: есть ли в технологических платформах место малому и среднему бизнесу, тем же фермерским хозяйствам, которые в укладе сельского хозяйства нашего региона превалируют?
- Стоит, видимо, еще раз вернуться к пониманию организационного устройства платформы – это объединение. И, как любое объединение, платформа предполагает свою, лишь ей присущую систему управления. В нее входят экспертный и наблюдательный советы платформы, рабочие группы, и, разумеется, участники платформы. Участниками же являются и инновационно-внедренческие предприятия, и научные учреждения, и образовательные учреждения – крупные университеты в рамках данной отрасли. Естественно, в платформу могут входить отраслевые ассоциации, причем самой разной направленности. Наша платформа действительно широка, она затрагивает, по сути, сельское хозяйство и переработку. И отдельные ассоциации, отраслевые союзы - они тоже туда входят. Естественно, участники по сути своей разные. Это могут быть современные агрофирмы, агрохолдинги, консорциумы, агрокомбинаты – то есть крупные объединения. Но в платформе АПК априори представлены все уклады сельской экономики – и, как вы правильно заметили, фермерские хозяйства, предприятия малого и среднего бизнеса в ней составляют основу. Как и потребительские кооперативы, и многое другое.
- Дальше, вероятно, последует многозначительное «но»?
- В определенной мере. Хочу сказать, что нужно понимать, где эти биотехнологии реализуются, кто является участниками биотехнологических производств. Биотехнологии, безусловно, уместны практически в любом крупном агрохолдинге: например, в области утилизации биологических отходов. Та же растительная масса - почему бы и нет? У нас в регионе много производителей сахарной свеклы, производителей подсолнечника. неизбежны отходы от этого производства: растительная масса, или побочная продукция, условно говоря. Но она является побочной для производства сахарной свеклы – а вот для производства ряда видов биотехнологической продукции она может выступать уже как исходное сырье. И переработка его – сфера деятельности предприятия малого или среднего бизнеса. Поэтому я не ради проформы говорю о том, что в этих вопросах задействованы разные участники. Главное – технологическая платформа что дает?
- На самом деле, любопытно – что?
- Платформа, с учетом ее организационной структуры и структуры управления – это та система, которая позволяет ответить на несколько вопросов через свое экспертное сообщество:
1. Тот или иной представляемый проект соответствует данному направлению – прорывному, непрорывному – именно тому, которому посвящена платформа?
2. Если он соответствует – насколько это актуально, насколько состоятельны предложения тех или иных потенциальных участников платформы?
3. Пройдя именно такую экспертизу, любому участнику – крупному сельхозтоваропроизводителю или фермеру, потребительскому кооперативу, - есть ли возможность попасть в рамках перспективности выбранного направления деятельности в соответствующую программу государственной поддержки?
- И что это может быть, я имею в в виду в рамках перспективности выбранного направления?
- Это может быть льготное кредитование, то есть кредит с субсидированием процентной ставки. Это кредит, предусмотренный соответствующей программой, например, программой развития. Он – свидетельство того, что участник программы имеет возможность развиваться в данном направлении, поскольку оно соответствует направлению платформы, поскольку это перспективно и важно, поскольку это принесет не просто экономический эффект – это обеспечит производство продукции с высокой добавленной стоимостью, и это выгодно всем: производителю, региону, и потребителям. Есть возможность взять кредит на приобретение оборудования соответствующего, либо получить компенсацию части стоимости оборудования.
Надо понять механизмы государственной поддержки предприятий, входящих в технологическую платформу: кредитование с субсидированием процентной ставки, компенсация затрат на приобретение оборудования, либо это другие формы поддержки. Либо это предоставление гарантий залогового обеспечения. Вот такой комплекс мер предоставляется уже для конкретного предприятия, для конкретного проекта, которые соответствуют этой направленности.
- Насколько я понимаю, это как раз та часть государственно-частного партнерства, которую обязуются обеспечивать своей поддержкой федеральные структуры? А роль региона, она в чем заключается в данном партнерстве?
-У региона есть свои рычаги, например, возможность создать инфраструктуру для данного проекта, подвести дороги, газ, сети, создать условия для эффективного бизнеса. Ну а бизнес, естественно, реализует те направления, которые предусмотрены технологической платформой.

- Александр Валерьевич, скажите: насколько в области широка география той платформы, о которой мы говорим?
- Ее ядро составляют предприятия и организации семи районов тамбовской области – Первомайского, Знаменского, Мичуринского, Тамбовского, Токаревского, Никифоровского и Мордовского. Именно в них расположены создаваемые в настоящее время новые биотехнологические производства: тамбовский зерноперерабатывающий комбинат мощностью 800 тонн в сутки. В рамках данного инвестиционного проекта компания ЗАО «БиоТехнологии» организует производство качественно новой конкурентноспособной продукции с высокой добавленной стоимостью для отечественного и зарубежного рынков: глютен, крахмал, крахмальная патока, белково-витаминно-минеральные добавки. В также ООО «Агрофермент», которое организует производство ферментных препаратов: фитаза, целлюлаза, ксиланаза и др.
Что в этом многообразии?
- Вопрос, возможно, не очень корректный, но занимающий мысли и мои, и наших читателей: генезис терминов впечатляющий – тут и технопарки, и наукограды, и кластеры, и венчурное производство, и вот теперь техноплатформы…А что за этим многообразием? Честно говоря, складывается впечатление недозавершенности всех этих, несомненно, интересных концепций и технологий…
- За всеми этими инновационными направлениями активно слежу уже почти десять лет. Сколько было разных форматов, подходов к развитию инновационной деятельности! Если эволюционно посмотреть, то сначала государство заботилось о выделении отдельных территорий. То есть пытались создать наукограды в разных отраслях российской экономики. Это процесс пришелся на начало 2000-х годов. В основном наукограды создавались в оборонно-промышленном комплексе, потом появился Мичуринск, как исключение из этого общего правила. Здесь действует уникальный научно-производственный комплекс. Мичуринск – единственный в стране наукоград аграрного профиля, реализующий биотехнологические программы с 2003 года. Это технологии продуктов здорового питания, прежде всего, из плодоовощного сырья; технологии создания и размножения новых сортов и гибридов плодовых и овощных культур. Замечу, однако: при том, что было предусмотрено финансирование наукоградов на развитие социальной, инженерной инновационной инфраструктуры, Мичуринск-наукоград не получает средств на развитие его инженерной и социальной инфраструктуры из федерального бюджета, как минимум, последние пять лет. А ведь сам комплекс включает два всероссийских НИИ, ряд учреждений профессионального образования, экспериментальные центры по выпуску опытных партий продукции оздоровительного и функционального назначения.
Но, возвращаясь к небольшому историческому экскурсу в природу инноваций в сфере АПК, вспомним, что после наукоградов стали вести речь об особых экономических зонах. Причем они делились на два уровня: промышленно-производственного типа и технико-внедренческого – последние отличались масштабами, возможностями льготной поддержки. Были экономические зоны, созданные внутри субъектов, но они действовали под патронажем федеральных структур.
Позже крен стал уходить в сторону кластеров, и во всех программах стали учитывать создание тех или иных кластеров. Каждый регион в своих программах социально-экономического развития создавал кластерные модели, прогнозировал свою кластерную политику. Так, в Тамбовской области мы выделяли зерновой кластер, сахарный – в общем-то, их достаточно много.
Потом стало ясно, что от создания условий надо переходить непосредственно к производству всех этих высоких инновационных технологий. И стали возникать программы поддержки малого предпринимательства, государство начало реализовывать программы с софинансированием из федерального и регионального бюджета. Регионам можно было подавать заявки на поддержку инновационных программ в сфере малого предпринимательства.
Потом возникла идея создания технопарков. И никто не мог понять, что это: объединение нескольких юридических лиц или еще что-то? Применительно к аграрной сфере - это крупный агрохолдинг, у которого есть все циклы: производство, переработка, хранение, логистика, включая маркетинговую составляющую?
- Честно говоря, идет такое смешение ключевых понятий, что в этой инновационной сфере моделируется полнейший хаос. Или я ошибаюсь?
- В рамках отдельных проектов все выглядит четко и логично, все прописано. Но это – только в рамках отдельных проектов. На первый взгляд все красиво: тут бизнес-инкубатор, он в рамках технопарка или автономно функционирует. Тут зоны экономические, тут наукоград. Здесь стартапы, поддержка малого предпринимательства. Здесь программы, в том числе и защищенные в Министерстве экономического развития, на создание малых предприятий. А если по-настоящему все упорядочить, как в теории систем – есть система, есть подсистема, есть пересечение систем, есть поглощение одной системы другой, то, с точки зрения структурирования, вот такой стройно выстроенной логической модели нет. Ко всему прочему, в этой несколько хаотичной системе появились инновационно-технологические центры, иннограды…
И каждый раз, когда мы выходим на на очередной виток развития, мы уходим от тех старых не то что форматов, а от того, что, честно говоря, еще до конца-то и не довели и не проработали.
Теперь новое возникает направление – инновационно-территориальные кластеры. Федеральный центр провел конкурс, отобрал регионы (наш регион попал в список отобранных регионов), но вы понимаете, надо выстраивать научно выверенную, логичную во всех отношениях структуру. По крайней мере, для себя понял: вся тема, связанная с инновациями, очень часто выглядит просто как словесная интервенция. Все красиво говорят, все конструктивно излагают свои мысли, а что там есть на выходе, в результирующем остатке, никому не интересно.
- Может, потому, что не верят в это «есть»?
- Напрасно. Там действительно многое есть. Другое дело, что это во многом связано с формированием инновационной культуры в целом. Пока эти конструкции часто, как и технологические платформы, заимствованы. Но если мы их заимствуем, то тогда давайте заимствовать не сами формы, давайте наполнять их нашим содержанием. А содержание напрямую связано с механизмами обеспечения того или иного направления.
- Но у нас же действуют институты развития? Тот же «Роснано», например?
- Бесспорно, есть. Но это несколько иное? «Роснано» сегодня финансирует всего … один инновационный проект в сфере АПК. Сколько туда область заявок не подавала по поддержке наших нанотехнологий в сельском хозяйстве, все остались без ответа. А что, разве нет у нас этих технологий? Конечно, есть. На территории области функционируют биотехнологические виды производства. Например, если говорить о селекции новых сортов растений, то работа действительно идет уже на уровне высоких технологий, на клеточном уровне!
Или о том же промышленном садоводстве. Как мы сегодня реально можем возродить в стране промышленное садоводство, используя старые методы, старые подходы? В том числе по созданию серьезной базы посадочного материала? Да никак. Только биотехнологическими методами, только методами ускоренного размножения посадочного материала можно сегодня всерьез решить проблему возрождения промышленного садоводства. Не любительского, а именно промышленного. А следовательно, решить вопрос производства продуктов здорового питания, в частности- плодов, овощей, натуральных соков и др.
По крайней мере, если не выйти в полном объеме на решение проблемы продовольственной безопасности, то хотя бы просто достичь рекомендуемых норм потребления плодов, овощей и ягод, прописанных в доктрине продовольственной безопасности. Мы хорошо знаем, сколько сегодня на рынке у нас импортных плодов, овощей и фруктов. Но и с учетом этого мы все равно не достигаем рекомендуемых норм потребления, которые теперь четко прописаны в доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента. Бесспорно, сделать это можно лишь с позиций биотехнологий, используя современные методы в селекционном процессе.
- То есть мы говорим о качестве жизни. Это бесспорно, многоаспектное понятие.
- Полностью с вами согласен. Это и проблема продолжительности жизни россиян, и проблема их здоровья, проблема здорового и рационального питания, проблема качественной репродукции населения страны. Проблема питания, наверное, далеко не последняя в этом роде. Именно поэтому сама отрасль сельского хозяйства, пищевой промышленности, перерабатывающей промышленности – они должны иметь не просто статус «быть в приоритете». Наверное, должны быть еще и реальные и действенные механизмы поддержки. И это должны быть реальные механизмы поддержки.

Автор:Вера Степанова