Лента новостей
Статья1 июля 2010, 01:00

Владимир Яценко: от реформы студенты только выиграют

Владимир Яценко: от реформы студенты только выиграют

Реформирование Мичуринского государственного педагогического института, которому в прошлом году исполнилось 70 лет, вступило в свою очередную стадию. Сегодня об этом непростом процессе мы беседуем с ректором МГПИ, заслуженным работником высшей школы РФ, депутатом Тамбовской областной Думы В.Н. Яценко.

- Владимир Николаевич, сравнительно недавно мне довелось принимать участие в пресс-конференции губернатора области О.И. Бетина. В частности, Олег Иванович упомянул о грядущем создании в Мичуринске некоего единого научно-образовательного комплекса. На каком этапе сегодня находится этот процесс?

- Вопрос создания в городе единого университета в виде идеи витает в воздухе почти год. Идея эта исходит от руководства региона и поддержана министром образования и науки А.А. Фурсенко и министром сельского хозяйства Е.Б. Скрынник. Документально пока ничего и никак не оформлено, но идея продвигается и, скорее всего, такой университет нового типа будет создан в Мичуринске.
Кроме того, существует и Послание Президента, где персонально говорилось о судьбе педагогических вузов, которые необходимо преобразовывать либо в крупные ресурсные центры по подготовке учителей, либо присоединять в качестве факультетов к классическим университетам. Совсем недавно я побывал в Министерстве образования и науки и знаю, что во многих областях такие процессы уже пошли.
Предполагается, что этот университет нового типа (названия вуза пока не существует, хотя были идеи назвать его и аграрно-педагогическим, и аграрно-социальным) объединит аграрный и педагогический вузы, аграрный и пищевой колледжи, а также два всероссийских НИИ. И если договорённость с министром образования и науки уже достигнута, то с президентом РАСХН вопрос находится в состоянии обсуждения. В любом случае последнее слово остаётся за учредителем. А учредитель у нас Правительство Российской Федерации.

- В такой переходной ситуации абитуриенты могут просто не понять, куда же они поступают...

- Спешу всех успокоить: вне зависимости, какое название получит новое высшее учебное заведение, педагогическое образование у нас будет сохранено. В этом меня заверило руководство нашего профильного министерства, ведь именно оно формирует политику на всероссийском уровне, оно управляет процессом регулирования подготовки по разным специальностям за счёт увеличения или уменьшения контрольных цифр приёма. И мы такие контрольные цифры получили на все специальности. Кроме того, в этом году мы начинаем обучать студентов по программе бакалавриата, и никаких изменений у нас не произойдёт, как бы ни менялся наш статус. Более того: все, кто обучается у нас сегодня и решит поступить завтра, обязательно получат педагогическое образование по выбранной специальности, но оно уже будет университетское.
Кроме того, выиграет качество подготовки кадров, ведь объединяются кадровый потенциал нескольких учреждений, материальная база, финансы. Наверное, появится больше возможностей и в развитии учебных технологий, а также научных исследований. К тому же могут открыться совершенно новые перспективные направления.

- Происходят ли изменения в количестве выделяемых министерством мест на бюджетной основе?
- Вообще определённые коррективы в количество бюджетных мест вносятся регулярно. Например, недавно руководители нашего министерства заявили, что в этом году бюджетные места для юристов, экономистов и педагогов будут сокращены более заметно. В настоящее время все направления и специальности сокращаются по демографическим причинам, исходя из рынка труда. У нас сокращение бюджетных мест произошло на 10 процентов. Оно совершенно не затронуло бакалавриат, а лишь специалитет. Напомню, что в этом году на него (а это пятилетний срок обучения) будет приём последний раз.
Кстати, должен заметить, что только для вузов педагогического профиля председатель Правительства РФ В.В. Путин 30 декабря прошлого года подписал постановление, согласно которому на бакалавриате будет сохранено пятилетнее обучение по двум смежным специальностям.

- Существует ли сейчас такая практика, как распределение?

- Сегодня это понятие именуется у нас как оказание содействия трудоустройству. Мы распределяем наших выпускников по всей России. К нам достаточно много приходит заявок из Липецкой, Рязанской, Московской и других областей. Очередное распределение у нас прошло в начале мая. Почти все имеющиеся вакансии по Тамбовской области мы закрыли. Традиционно на уровне 60 процентов наших выпускников соглашаются поехать в то или иное образовательное учреждение. Однако второй год подряд у нас слабо распределяются юноши. Дело в том, что они попросту не успевают дойти до школы, поскольку призываются в армию.
- С этого года в стране реализуется Президентский проект "Наша новая школа". Участвует ли в нём Мичуринский государственный педагогический институт?

- Мы принимаем в нём участие по нескольким параметрам. Прежде всего это переход на Болонскую уровневую систему обучения. В этом году более половины абитуриентов, а в следующем все сто процентов будут обучаться, как и вся Европа, по системе бакалавриата. Если кратко, это не только название, которое пока ещё не совсем понятно. Некоторые считают, что это не вполне полноценное образование. Нет. Это полноценное высшее образование, но оно вписывается как в европейские, так и в мировые стандарты образования, оно позволяет в большей степени приравнивать дипломы разных стран друг к другу, но и несёт новые стандарты. Другими словами, меняется технология обучения. Принцип овладения знаниями тут уже совершенно другой. Всё дальше образовательный процесс уходит от трансляции знаний к самостоятельной подготовке.
В рамках проекта "Наша новая школа" также ставится за основу задача подготовки учителя нового типа. Учителя, который прежде всего может развивать личность ученика, владеть здоровьесберегающими технологиями и уметь руководить процессом обучения. Другими словами - уметь учить учиться. Кроме того, значительное внимание будет уделяться процессу воспитания школьников, а также психологической подготовке самого педагога.

- Создание нового единого научно-образовательно комплекса не напоминает ли вам филиализацию, которая прошла в прошлом году в системе городского народного образования?

- Если технически - то да. Что касается поставленных целей и задач, то они другие. Всё равно средняя школа остаётся школой. Здесь же грядут более серьёзные структурные изменения. К примеру, мы были институтом, станем университетом. Колледжи в составе университета по-видимому останутся колледжами, НИИ - пока вообще непонятно, какой у них будет статус. Однако оптимизация, несомненно, произойдёт, и я не исключаю, что процесс сокращения штатов коснётся и нас. При любом объединении этот процесс неминуем. Где-то объединение произойдёт на уровне отделов, где-то на уровне кафедр. А вот абитуриентам переживать не стоит. От предстоящей реорганизации они только выиграют.

- Спасибо за содержательную беседу.

Автор:Михаил Белых