Владимир Зельдин: «Мне у вас очень интересно»

05 февраля 2010, 23:00 3679
© Мичуринская правда - http://michpravda.ru (СР, 02/03/2010 - 13:51)

Народный артист СССР В.М. Зельдин с директором драматического театра Г.Н. Поповой

10 февраля нашему земляку народному артисту СССР лауреату Государственной премии СССР Владимиру Михайловичу ЗЕЛЬДИНУ исполняется 95 лет. Осознавая значимость такого события, мы решили посвятить юбиляру разворот сегодняшнего номера. От имени редакции, читателей и поклонников желаем вам, уважаемый ВладимирМихайлович, крепкого здоровья, интересных ролей, творческого долголетия. Мы хотим, чтобы, держа в руках этот номер "Мичуринской правды", вы почувствовали тепло своей малой Родины, где вас помнят, любят и с нетерпением ждут.


В.М. Зельдин приехал в свой родной город Мичуринск (до 1932 г. - Козлов) 18 октября 2008 года из Тамбова, где участвовал в фестивале "Костры горят далёкие" и был принят губернатором О.И. Бетиным. В поездке его сопровождали начальник Тамбовского областного управления культуры и архивного дела (ныне вице-губернатор) С.А. Чеботарёв, друг артиста С.Л. Шебеко. В осенний день в зале Мичуринского драматического театра собрались актёры, сотрудники театра, представители городской общественности. Владимир Михайлович отказался подняться на сцену, беседовать начал, стоя спиной к сцене, лицом к залу.


В.М. ЗЕЛЬДИН. - Я уже слышал о театре от Сергея Алексеевича, что у вас в городе хороший театр, гастроли интересные, спектакли интересные, сильный директор. Это очень важно, что в маленьком городе работает театр. У вас совершенно настоящий театр. Очень красивый! А сколько в зале мест?


Г.Н. ПОПОВА, директор. - Сейчас в зале 500 мест, а раньше было 800. 


В.М. ЗЕЛЬДИН. - А какая у вас сцена?


Г.Н. ПОПОВА. - Десять на десять, глубина 14 метров. 


В.М. ЗЕЛЬДИН. - Высокая какая сцена! А сколько в труппе актёров?


Г.Н. ПОПОВА. - В труппе нашего театра тридцать актёров, в том числе шесть заслуженных артистов России. Труппа стабильная. Мы много играем классики. На театральных фестивалях наши спектакли награждаются дипломами, например, "За верность классике". Более десяти лет главным режиссёром нашего театра был известный московский режиссёр заслуженный деятель искусств России Валерий Персиков, который очень любит пьесы Гоголя, Чехова. Кстати, на открытии нашего здания в декабре 1913 г. первый спектакль был "Дядя Ваня" А.П. Чехова. И на 100-летие театра из Москвы был специально приглашён В.А. Персиков для постановки спектакля "Дядя Ваня" в память о первом спектакле в этих стенах. 


В.М. ЗЕЛЬДИН. - Может быть, я самый великовозрастный актёр из всей нашей актёрской братии и продолжаю работать в театре, который раньше назывался театром Красной Армии, потом Советской Армии, теперь Российской армии. Служу в этом театре нашему Отечеству, зрителю почти 65 лет. А работаю в театральном искусстве 70 лет… (Аплодисменты).


Я занят в репертуаре, постоянно играю, вот недавно приехал из Петербурга, где играл в спектакле "Человек из Ламанчи" по книге Сервантеса "Дон Кихот". Произведение великое. За эту роль я получил московскую премию от Ю.М. Лужкова, для меня это очень важно, и орден от короля Испании, где также высоко оценили мою работу…  


Передо мной сидит молодёжь, молодые очаровательные мои коллеги. Я очень рад встрече с вами и надеюсь, что всё-таки приеду в Козлов, во-первых, посмотрю ваши спектакли, потому что мне очень интересно. Город, где я родился, мне очень дорог, хотя и не был в нём много лет, так вот получалось... Может быть, с творческим вечером приехать или, может быть, даже со спектаклем "Человек из Ламанчи", потому что я увидел вас. Это такое чудо произошло в моей жизни.


Моя творческая карьера началась со спектакля... Вот, казалось бы, армейский театр, военная тема, военные спектакли, классика, современные спектакли... Театром руководил Алексей Дмитриевич Попов, выдающийся режиссёр, ученик К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Ещё не закончилась Великая Отечественная война... И вот в этом театре ставится спектакль по пьесе знаменитого испанского драматурга Лопе де Веги "Учитель танцев" в переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, которая была знакома с А.П. Чеховым, очаровательная женщина. Пьеса до этого не шла в Советском Союзе. И вот она перевела пьесу, и меня пригласили на главную роль. А пьеса интересная, с яркой любовной интригой, с музыкой и танцами, фехтованием, а я и танцевал, и занимался вокалом. Этот спектакль поставил Владимир Семёнович Канцель. Спектакль пришёлся ко времени. Только что кончилась страшная многолетняя война, люди возвращались с фронта, соскучились по любви, по красоте.


И вот в театре раздалась великолепная музыка Александра Крейна (у нас в оркестре было 35 человек), прекрасная режиссура, художник Федотов, декорации прекрасные, костюмы... Раскрылся занавес, и публика обомлела. Это был триумф. Не потому, что я играл в этом спектакле, весь коллектив этого спектакля был просто великолепный. Было точное попадание каждого актёра в роль, это очень важно, абсолютно точное попадание в "десятку". 


Вот такое памятное начало было у меня, этот спектакль вошёл в историю советского театра. В 50-е годы наш театр гастролировал в Выборге, и этот спектакль мы играли на сцене Выборгского Дома культуры, а через несколько десятилетий я на той же сцене в Выборге сыграл "Человека из Ламанчи". Это очень примечательно. 


Думаю, что возраст - понятие довольно относительное. Оскар Уайльд сказал, что трагедия старости не в том, что ты старый, а в том, что ты в старости чувствуешь себя молодым. Вы понимаете? (Смех в зале).


Поэтому, пока позволяют мне физические силы, здоровье (у меня какой-то Ангел-хранитель), я продолжаю работать. Вот о себе вкратце. 
Мне у вас очень интересно. Такой красивый театр у вас. Играть в таком театре, на такой сцене, я считаю, - это просто огромное счастье. Я уверен, что вы делаете большое дело, прививая зрителям любовь к искусству, любовь к прекрасному. Нельзя переоценить творческую работу провинциальных театров. 

- Может быть, у вас есть вопросы? Я с удовольствием отвечу.

Р.Ф. МАХМУДОВ, корреспондент "Радио Мичуринска". - Уважаемый Владимир Михайлович! Вы родились в семье музыканта. Ваш папа закончил Московскую консерваторию, а мама была учительницей. Вы сами играете на трёх музыкальных инструментах. Как случилось, что вы не стали профессиональным музыкантом? 


В.М. ЗЕЛЬДИН. - У нас была большая семья, семья музыкальная. Отец окончил Московскую консерваторию по классу тромбона и дирижёрский факультет. Но я не стал музыкантом. Может, я ленился, может, мне не очень нравилось, или интуиция подсказывала мне, что не смогу стать большим музыкантом, я и на скрипке и на рояле занимался, в военном оркестре играл на трубе. Папа умер, у нас были материальные затруднения, и папин товарищ, который был дирижёром в Высшей пограничной школе, взял в свой оркестр, там я играл на трубе, очень короткое время. Потом поступил в театральное училище. Я не думал, что стану актёром. Хотел поступать в военно-морское училище, но у меня было плохо со зрением, туда меня не взяли. Хотел выучиться на врача. Труд врача сродни труду артиста. Ведь артист также лечит человека, его душу. Я был молодой, легкомысленный, думал, артист - это всё-таки почище будет. До этого я учеником слесаря работал, приходил домой грязным, горячей воды не было, а холодной нельзя было вымыться... И вот я увидел объявление: “Приём в производственно-театральное училище”. Тогда рабочие были в большом фаворе. Я сдавал экзамены. Был легкомысленный, не трепетал, не дрожал, думал, примут - не примут, как и нынешние абитуриенты. Конкурс большой был. Так я парень ничего был. Шевелюра была ещё хорошая, не такая, конечно, как у Андрея Максимова, который ведёт "Ночной патруль" с Мишей Жванецким. Но всё-таки шевелюра была. Был обаятельный, темперамент, музыкальный, двигался хорошо. Читал ужасно, плохо, правда, громко и внятно. Сам не понимал, что читал, но в комиссии сказали: "Спасибо, молодой человек, приходите недели через две, посмотрите список". Я как ушёл, так и забыл об этом, потом вспомнил, пошёл в училище и увидел, что я принят... Так и начал учиться. И не жалею о выбранном пути.  


Ю.С. ЛОГИНОВСКИЙ, заслуженный артист России. - Владимир Михайлович, мы все завидуем вашей образцовой физической форме. Расскажите, какими вы пользуетесь упражнениями.  


В.М. ЗЕЛЬДИН. - Есть надо меньше. Ненавижу большие порции. Нельзя курить и пить. Для артиста курение - страшный вред, портятся связки. Я никогда не курил и не пил, вёл здоровый образ жизни. Всю свою жизнь я любил спорт и физические упражнения, скакал на лошади, много плавал. Когда мне было 80 лет, я пережил обширный инфаркт, и поэтому большие физические нагрузки мне пришлось отменить. Теперь моя зарядка состоит вечером в раскладывании дивана для сна, а утром его собираю. Ещё я гуляю с собакой.  


Я.Б. ВОЛГОВСКОЙ, заслуженный артист России. - Раскройте нам, пожалуйста, рецепт вашего творческого долголетия.


В.М. ЗЕЛЬДИН. - Надо жить в состоянии постоянной влюблённости. Видеть красивых женщин и преклоняться перед их красотой. Мне повезло. Я играл в фильмах с М.А. Ладыниной, Л.М. Гурченко, на сцене нашего театра играл в спектаклях с Л. Фетисовой, Л. Касаткиной, Л. Голубкиной... В спектакле "Человек из Ламанчи" моя партнёрша - замечательная певица Тамара Гвердцители. Влюблённость в красоту продлевает жизнь.  


Артисты и сотрудники Мичуринского театра, горожане долгими аплодисментами благодарят народного артиста СССР В.М. Зельдина за прекрасную встречу.