Лента новостей
Статья31 октября 2014, 23:00

Возвращение к жизни

Александр Сергеевич, Элла Олеговна, Арина и Диана Гончаровы.
Александр Сергеевич, Элла Олеговна, Арина и Диана Гончаровы.
Главе администрации Тамбовской области Олегу Ивановичу Бетину.
Благодарственное письмо

Пишет вам семья железнодорожников, вынужденная покинуть Украину ввиду развёртывания боевых действий на территории Донбасса. Наша семья - это я, Гончарова Элла Олеговна, мой муж Гончаров Александр Сергеевич и дочери-близняшки Арина и Диана.
Преодолев долгий и сложный путь, мы оказались в городе Мичуринске Тамбовской области. Последнее время на Украине мы проживали в городке, чем-то похожем на него. Поэтому, с одной стороны, сложилось ощущение уюта, но с другой – непреодолимое чувство тоски по ранее такой родной стране и благополучной жизни. Если бы не некоторые люди маленького, но не лишённого достоинств города, наверное, не было бы желания жить, да-да, просто жить. Парадокс ситуации в том, что, начав свою трудовую деятельность ещё в институтские годы, а затем продолжив её на государственном предприятии «Донецкая железная дорога», мы исправно платили положенные 20% налога, веря, что в трудную минуту наше государство нас поддержит и поможет, но сложилось иначе.
Мы бы никогда не бросили своих родных, нажитое имущество даже под обстрелами, но жизнь двух пятимесячных, ещё ничего не видавших деток заставила мыслить иначе. Решив, что мы не нужны своей стране, мы уехали в чужую страну, не надеясь ни на что. И насколько же велико было удивление, когда нас радушно встретил директор детского лагеря «Круглинские рассветы» Юрий Алексеевич Пашигорев. Можно долго перечислять то, что он и его жена сделали, с каким теплом и пониманием отнеслись к нам, но тогда это будет не письмо, а перечень.
Конечно, нельзя не отметить представителей городской администрации, которым было нелегко работать с уставшими и озлобленными от пережитого на родине людьми.
Наверное, всё вышеизложенное напоминает страницу из благодарственной книги, но это реалии мичуринских людей, и некоторые из них просто поразили своей отзывчивостью, готовностью отдать последнее, чтобы помочь нам – людям, которых они видят в первый раз. Хотелось бы, чтобы о них знала не только наша семья, но и вышестоящее руководство.
С уважением, семья Гончаровых.

Авторы приведённых выше слов искренней признательности приехали из небольшого городка Харцызска Донецкой области. Родители очаровательных пятимесячных близняшек Арины и Дианы и крёстная одной из девочек живут в небольшой комнатке на втором этаже административного здания стадиона «Локомотив». Временная обитель едва вмещает стол, двуспальную и односпальную кровати и детскую колыбельку, которую крохи по-сестрински делят. Рядом с ними в проходной комнате нашли приют пожилая женщина и её средних лет сын. Всего же в этом здании разместилось 28 беженцев, спешно покинувших ставшую столь неласковой к своим детям родину.

Нелёгкий выбор

В Мичуринске у Эллы и Александра не было ни друзей, ни родственников. И теперь здесь, на российской земле, в памяти невольно всплывает всё, что происходило по ту сторону границы, словно предлагая сравнить, подумать, принять решение…
…С мужем Элла познакомилась во время учёбы в Донецком железнодорожном институте в 2006 году. Через шесть лет молодые люди обменялись кольцами и уехали на малую родину Александра в небольшой городок Харцызск. Купили квартиру, наладили семейный быт. Полученные вместе с дипломами железнодорожников знания позволили без труда найти перспективную работу по специальности. Довольно быстро Александр успел преодолеть несколько ступеней карьерной лестницы от слесаря до заместителя начальника. Тревожные политические события нарушили покой в один из самых счастливых периодов жизни любой семьи – во время ожидания появления на свет малыша. Для семьи Гончаровых это счастье было в двойном размере. Девочки родились 29 апреля, за две недели до судьбоносного референдума о статусе Донецкой и Луганской областей.
С той поры Элла и Александр жили единственной мыслью, надеждой и молитвой: ещё немного, и весь этот кошмар закончится, нужно лишь чуть-чуть потерпеть, всего пару суток или неделю. Один день сменял другой, Донецк постепенно превращался в руины, один за другим разрушались близлежащие посёлки, и лишь Харцызск пока оставался нетронутым. Поездка на работу в близлежащий Иловайск (теперь, кстати, практически стёртый с лица земли), где работал Александр, становилась каждодневным испытанием, а рабочий день железнодорожников привычно начинался с телефонного опроса друзей и знакомых: все ли живы, не попал ли в дом снаряд, есть ли чистая питьевая вода.
Перебои с газом, электроэнергией, мобильной связью стали нормой, но всё равно в сердцах теплилась робкая надежда. Согревающий душу огонёк начал гаснуть в те дни, когда без крова осталась крёстная дочки и подруга Эллы О. Юшкова. Саму Ольгу спасло то, что она в это время жила у Гончаровых, помогала молодой маме управляться с близняшками. Жители Харцызска начали оборудовать подвалы на случай неожиданного обстрела. Элла с девочками также отправилась на экскурсию в местное бомбоубежище. Встретившая их женщина горькой правды скрывать не стала: в случае обстрела найти спасение смогут лишь около двухсот человек, которые успеют первыми добраться до бомбоубежища. «Если в их числе окажитесь вы, считайте, что вам повезло», - сказала она.
Около недели супруги ещё пожили у родственника на окраине города. Подвал добротного частного дома вроде бы обещал надёжное укрытие, если бы не раздававшиеся время от времени оглушительные залпы, напоминавшие, что боевые действия в пока ещё мирный городок могут переместиться в любую минуту. Затем несколько снарядов, прилетевших прямо в центральную часть города, положили конец всем колебаниям.

Вперёд, в неизведанное

19 августа, собрав всё самое необходимое, супруги с дочками на машине покинули Донецкую область. Все посты удалось миновать благополучно, пограничники, увидев на автомобильном стекле стикер «ДЕТИ», а потом и две детские головки, без промедления давали зелёный коридор. Так Гончаровы оказались в Симферополе. Из беспрерывно стекавшихся сюда беженцев формировали группы и отправляли в разные уголки России, Гончаровых в числе 540 человек направили в Тамбовскую область.
В Тамбове майор МЧС из Мичуринска посоветовал Александру выбрать местом временного проживания именно этот город, где профессиональные железнодорожники могли надеяться на трудоустройство.
Последней остановкой перед приездом в наш город стал детский лагерь «Круглинские рассветы», где Элла и Александр познакомились с людьми, которые произвели на них сильное впечатление. Благодаря заботе директора лагеря Ю.А. Пашигорева маленькие Арина и Диана получили самую тёплую комнату. В ней, словно по мановению волшебной палочки, появились обогреватель, чайник, тёплые вещи. Сказать, что измученные долгими переездами, потерявшие кров люди были удивлены радушным приёмом, который им оказали в России, значит ничего не сказать. В стране, которую украинские власти считают агрессором, они не рассчитывали и на десятую долю того, чем им помогли русские люди. «Как можно вообще считать агрессором тех, кто помогает тебе не из чувства долга или по указанию вышестоящего руководства, а по велению души? – удивляется Александр. – Разве в какой-либо должностной инструкции написано, что сотрудник МЧС должен непременно помочь матери-беженке донести сумки, подержать на руках ребёнка? Разве обязаны представители городской администрации звонить нам и справляться о самочувствии детей, спрашивать, не нужно ли нам чем-то помочь. Когда мы составили список предметов первой необходимости, детские вещи появились у нас буквально спустя час.
Мы бесконечно благодарны всем мичуринцам, таким как Юрий Алексееевич Пашигорев, Татьяна Рысева, которые, повинуясь чувству сострадания, не считаясь с трудностями и материальными затратами, оказывают поддержку вынужденным переселенцам. И нам хотелось извиниться за некоторых своих соотечественников, воспринимающих оказываемые им русскими людьми внимание и заботу как нечто должное и само собой разумеющееся».

С чистого листа

У супругов Гончаровых начинается новая жизнь. В городской администрации им пообещали со временем улучшить жилищные условия. Своих девочек родители записали в ясельную группу детского сада «Малыш», в который близняшки пойдут, когда им исполнится полтора года. Несколько важных для них событий произошло почти одновременно: вышла на работу в качестве инженера–технолога путевой машинной станции Ольга, прошёл первый трудовой день у Александра, принятого мастером в ООО «ТМХ-Сервис», - компанию, специализирующуюся на техническом обслуживании и ремонте локомотивов. А у Арины и Дианы показались первые зубки, которые они с удовольствием опробывают на игрушках и маминых косах.
«Раньше мы, словно герой известного стихотворения, не понимали, что такое плохо, сетовали на маленькие зарплаты, высокие цены, - размышляет вслух Элла. – Мы не ценили мирную жизнь, и теперь остаётся лишь с ностальгией вспоминать былые времена. Все мы понимаем, что каким бы ни оказался новый статус Донецкой области, возврата к прежнему уже не будет. И, кто знает, может, спустя время мы не пожалеем, что оказались здесь, в небольшом городе, в котором нам встретились такие отзывчивые и добрые люди. Живя на Украине, мы подумывали о том, что неплохо было бы попробовать свои силы на российских железнодорожных предприятиях. Но чтобы работать в России, нужно российское гражданство, которое можно получить только через пять лет проживания в стране. Теперь же мы можем трудиться здесь сначала в качестве вынужденных переселенцев, потом по программе «Соотечественник». Словом, у нас есть целых три года для того, чтобы всё обдумать и взвесить».
Как будто соглашаясь с мамой, тихонько воркует и агукает, лёжа на животике, крошка Диана. Вопросительно заглядывает в глаза и теребит маленькими пальчиками мамин рукав Арина, напоминая, что пора бы и пообедать. За окном падает и тихо ложится на крышу просторной двухместной коляски последний осенний лист. Умиротворяющая картина, особенно для людей, на чьих глазах превращались в руины дома, посёлки, города. Для Эллы, Александра и близняшек она видимое и осязаемое подтверждение того, что всё самое страшное наконец-то закончилось.

Обращение общественной комиссии по работе с беженцами к жителям Тамбовской области

Уважаемые тамбовчане!
Несколько месяцев мы с болью в сердце продолжаем наблюдать за трагическими событиями в Донецкой и Луганской областях Украины, где продолжают гибнуть ни в чём не повинные люди. Жители Донбасса, потеряв своих близких, жильё и надежду на скорое прекращение этого кровопролитного конфликта, были вынуждены покинуть свои дома. С июня 2014 года Тамбовщина приняла более четырёх тысяч беженцев из охваченных войной регионов Украины. Мы безмерно благодарны всем тамбовчанам, которые откликнулись на призыв помочь нашим соотечественникам. За короткое время жители области собрали более 50 тонн вещей и продуктов первой необходимости. Сбор помощи продолжается и сегодня. Сотни добровольцев и волонтёров со всех уголков области работают в пунктах сбора гуманитарной помощи.
В последнее время часть беженцев постепенно возвращается домой. Однако многим просто некуда вернуться – дома разрушены, родные погибли. Они намерены остаться на Тамбовщине, работать, растить детей, начинать жить заново. Сейчас, в преддверии холодов, они особо нуждаются в тёплой одежде и обуви.
Мы обращаемся к руководителям предприятий, учреждений, коммерческих организаций, индивидуальным предпринимателям, ко всем неравнодушным тамбовчанам с просьбой помочь в сборе зимней одежды: пальто, куртки, свитера, шарфы, перчатки, носки из шерсти, шапки, обувь и т.д.

Приём и хранение гуманитарной помощи осуществляется по адресам:
г. Тамбов, ул. Степана Разина, 5«А»,
г. Тамбов, Моршанское шоссе, 14, 4 этаж (Дом печати),
г. Тамбов, ул. Пензенская, 62 (Дом молодёжи).
Кроме этого, пункты сбора гуманитарной помощи открыты во всех общеобразовательных и дошкольных учреждениях в городах и районах области.
За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефону (8-910) 651-77-77 (Серёгин Павел Николаевич, заместитель руководителя общественной комиссии по работе с беженцами).

С уважением, общественная комиссия по работе с беженцами.


Автор:Елена Потапова