Лента новостей
Статья30 июля 2011, 01:00

Всем волнам назло

Крейсер “Жданов”, 1958 год, Ленинград.
Крейсер “Жданов”, 1958 год, Ленинград.
История Военно-морского флота, пожалуй, одна из самых славных страниц российской истории, повествующая о превращении долгое время считавшейся сухопутной страны в мировую морскую державу. Для России море нередко становилось ареной сражений за независимость, местом горьких поражений и славных побед.Навеки вписаны в историю имена адмиралов Макарова, Ушакова, Нахимова. И какой мальчишка, знающий об их свершениях, зачитывающийся приключенческими романами о дальних странствиях, не мечтал ощутить на своём лице солёные морские брызги, а под ногами - палубу военного корабля.

Герою нашего сегодняшнего рассказа Вячеславу Серафимовичу Мурлину довелось служить в Военно-морском флоте. Молодого призывника направили сначала в таллинский морской экипаж, а потом в другой эстонский город Палдиски. Немало времени Вячеслав провёл в учебном отряде, в котором вместе с сослуживцами постигал премудрости науки мореходства.
После обучения он вновь оказался в Таллине, где базировалась бригада эсминцев, на крейсере "Жданов". Потекли дни и недели службы. Тогда в Военно-морском флоте служили четыре года. За это время Вячеслав побывал в Петербурге, Кронштадте, потом крейсер "Жданов" был направлен на военно-морскую базу города Балтийска, что в Калининградской области.
1960 год. Срок службы на море подходил к концу, а Вячеслав так ни разу не искупался в солёных волнах, что, впрочем, немудрено - температура воды всего +6+8 градусов. Но тем не менее матрос всё же решил поплавать в холодном негостеприимном Балтийском море. На территории военно-морской базы имелся мелководный каменистый участок прибрежной полосы. Чтобы оказаться на глубине, нужно пройти по камням не менее полукилометра. Сослуживцы В.С. Мурлина благоразумно отказались от такой морской прогулки, тем более корабельный устав был очень строг. Согласно его правилам матросам запрещалось ловить рыбу, плевать за борт, разговаривать с членами экипажа другого корабля и купаться в неизвестных водах.
У экипажа выдалось свободное время, и неугомонный Вячеслав, которому, кстати, служить оставалось всего десять дней, один отправился на каменистый берег. Кругом ни души. Преодолев пешком полкилометра мелководья, В.С. Мурлин доплыл сначала до одного валуна, а затем поодаль заметил другой. Эти валуны впоследствии спасли ему жизнь, послужив ориентиром. Чувствуя, что наконец-то исполнилась его мечта, Вячеслав вдруг обратил внимание на необыкновенную лёгкость своего плавания. Расстояние преодолевалось практически без усилий.
Заподозрив неладное, он повернул к берегу, но, несмотря на все старания, первый валун не приближался. Перепробовав разные стили плавания, матрос начал замерзать. Всё было тщетно. Валун замер на расстоянии 10-15 метров, которое никак не хотело сокращаться. Тогда Вячеслав попробовал плыть на боку, изо всех сил помогая себе руками. И вот счастье - неосторожный купальщик заметил, что валун медленно, словно нехотя, приближается. До спасения оставалось немного. Обогнув валун и оттолкнувшись от него, матрос выкладывал последние силы в неравной борьбе с морем. Наконец нащупал ногами дно и побрёл к своему крейсеру.
Казалось бы, берег совсем близко, но впереди расстилалось коварное каменистое мелководье. Пловец сильно замёрз. От усталости ноги скользили по камням. Несколько раз Вячеслав падал даже там, где вода едва достигала колен. Выбравшись на берег, наспех оделся и побежал к своим. Сослуживцы в это время развлекались игрой в волейбол. Активная игра в мяч помогла В.С. Мурлину окончательно согреться и не заболеть.
К счастью, об опасных похождениях своего матроса не узнали ни капитан первого ранга Цветков, ни командир БЧ-5 (электромеханической боевой части) Редькин, ни командир машинной группы старший лейтенант Семечко. Потом Вячеслав удивлялся, почему он, спортсмен со вторым разрядом по велоспорту и третьим по штанге, так долго не мог преодолеть, в общем-то, небольшое расстояние, и благодарил судьбу за то, что его сослуживцы не пошли вместе с ним.
И только вернувшись домой, в родной Мичуринск, Вячеслав Серафимович в полной мере узнал, какой опасности подвергался. В одной из передач он услышал, что на море пляжи организуют только там, где течение идёт к берегу, а не наоборот. Потому и купаться в неизвестных местах нельзя ни в коем случае. А уж если пришлось оказаться в неизвестных водах с коварным течением, нужно плыть вдоль берега, пока оно не повернёт к побережью. Правда, направление может измениться через один, два, а то и пять-десять километров, и тогда шансы на спасение сводятся к нулю.
Навсегда в памяти Вячеслава Серафимовича останутся годы службы на военно-морской базе и приключение, которое едва не стоило ему жизни. На его личном примере русская поговорка "Не зная броду, не суйся в воду" оправдала себя в прямом смысле. Потому и День Военно-морского флота для Вячеслава Серафимовича не только праздник, но и напоминание о том, что море не любит беспечных и не прощает ошибок.

Автор:Полина Светлова