Лента новостей
Статья27 августа 2011, 01:00

Взгляд из-за кулис

Взгляд из-за кулис

В детстве я и представить себе не мог, как это выглядит: кинотеатр в Тамбовской области, показывающий новинки отечественного кинематографа. Оставалось, напрягая воображение, слушать ностальгические рассказы родителей о том, как они прогуливали школу, сидя на задних рядах кинозала. Кто бы мог подумать, что спустя годы я, уже как работник киностудии им. Горького, буду сидеть в действующем кинотеатре своей малой родины, листать архивные фотоальбомы, рассматривать афиши 60-х годов минувшего века, словно заглядывая в прошлое, и осознавать - нынешним детям не придётся рассказывать о кино в прошедшем времени - они сами всё увидят. О том, каково российское кино сегодня, в нашей реальности, мы беседуем с директором ТОГУК "Тамбовкино" и "Мичуринск-Фильм" М.А. Малаховым.

-Михаил Алексеевич, скажите, почему жителям Тамбовской области пришлось так долго ждать кино на широких экранах?
- Я думаю, это связано в первую очередь с политикой, которая сложилась у нас в стране. А вторая причина - отношение к кино в нашей Тамбовской области. Можно смело сказать, что к кино, как к составляющей культуры, относятся, к сожалению, по остаточному принципу.

- Как, на ваш взгляд, сейчас люди относятся к российскому кинематографу?
- Я считаю, что всплески интереса к нему были всегда. Ведь не охладели люди к театру, к филармониям? Уверен, хорошее кино - потребность культурного общества. Сложилось так, что отношение к кино в нашей области несколько иное, чем в близлежащих областях. Но зритель-то везде одинаковый, и он заслуживает качественного кинопоказа.

- Что вы можете сказать по поводу пиратской DVD-продукции, которой буквально наводнены российские магазины?
- Да, нелицензионные диски пользуются завидным спросом, люди скачивают фильмы, музыку. Но ведь и на концерты всё равно ходят, потому что здесь совершенно другие эмоции. Так же и с кино. Нельзя сравнить просмотр новинок российского кинематографа на персональном компьютере или даже на домашнем кинотеатре с ощущениями, получаемыми в современном кинозале. 3-D в компьютере не посмотришь.

- И всё же, не много ли фильмов сейчас появляется на российских экранах и различных кинофестивалях?
- Много фильмов вылилось на зрителя до экономического кризиса. Поскольку именно сейчас, судя по прокатному репертуару, можно сделать вывод, что картин не хватает, и это имеет самое непосредственное отношение к кризису. Непонятно, почему Министерство культуры приняло решение поддерживать производство и прокат кино только в отношении восьми студий. Какие цели при этом преследовались - неизвестно. Хотя главным критерием всё-таки был успех проката картин, сделанных этими студиями.
Что же касается фестивального кино, то можно сказать с большой долей уверенности, что практически любой кинофестиваль с премиями, наградами ангажирован наверняка. В последнее время, если вы заметили, их и выигрывают не те фильмы, что понравились зрителю. Я неоднократно на фестивалях наблюдал такую картину, когда после просмотра зал из 300 человек вставал и обращался к режиссёру: "Зачем вы вообще это сняли?!". Сейчас все ругают американское кино, но у них существует жёсткая и при этом простая схема производства: они вкладывают деньги, чтобы впоследствии получить ещё больше денег. Отечественные же производители получают бюджет, "пилят" его и на оставшиеся деньги снимают.

- Вспоминаются слова моей коллеги, сорок лет своей жизни посвятившей работе на киностудии им. Горького. Она говорила о режиссёрах, с которыми ей приходилось работать, и сказала такую вещь: "Васю Шукшина любили все, потому что он снимал быстро, за копейки, а на его фильмы в кинотеатры бежала вся страна". Значит, в Союзе эта ситуация не была в таком запустении, как сейчас?
- Ну, конечно. Какие бы они ни были, но в те времена возможность проявить себя была у всех выпускников того же ВГИКа. Как-никак, но первую картину ты мог снять в любом случае. К примеру, любимый всеми фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" Элема Климова - это вообще его дипломная работа. Только представьте себе, дипломная работа! А там играл уже мэтр - Евгений Евстигнеев. Сейчас себе такого и в самых красочных фантазиях выпускники не могут представить. Не говоря уже о прокате - он разрушен. И первую, на мой взгляд, трещину дало принятие закона, отдающего всё на откуп органам самоуправления. Тут речь и о библиотеках, музеях, театрах. А кино всегда стояло особняком, всегда было дотационной отраслью.

- Следовательно, возрождение кинотеатра "Октябрь" - это событие для культурной жизни города?
- Это прорыв! В 2007 году, в День кино (что особенно символично) главой Мичуринска было подписано решение о реконструкции кинотеатра. Год с лишним потребовался на саму реконструкцию. Вот уже три года в нашем городе действует качественная услуга кинопоказа.
Кроме того, мы занимаемся и кинофестивалями. Первый опыт у нас был в 2003 году совместно с Гильдией кинорежиссёров России, когда мы организовывали фестиваль "Сталкер". Было невероятно интересно. В показах участвовали фильмы, не имеющие широкого проката, увидеть которые зритель не смог бы. Заодно была возможность привезти в область людей, непосредственно создававших эти картины: режиссёров, сценаристов, продюсеров, исполнителей главных ролей. Приятен тот факт, что равнодушным не остался никто. Ко мне неоднократно подходили актёры и говорили: "Вы знаете, это удивительно, но ваш зритель остаётся на обсуждение фильма, интересуется увиденным на экране, задаёт вопросы".
А это значит, что ему небезразлично, как создавался фильм, какими мыслями и идеями он был навеян. И пока в зрительном зале есть такие неравнодушные люди, российский кинематограф будет жить.

Автор:Максим Безделин