“Я не хочу судьбу иную”

24 декабря 2010, 23:00 2449
© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru (ПТ, 12/24/2010 - 16:50)

В.С. Аршанский

Сегодня отмечает 65-летний юбилей писатель, публицист, общественный деятель В.С. Аршанский. Читателям "Мичуринской
правды" имя Валерия Семёновича хорошо знакомо  ещё и тем, что на протяжении 15 лет он возглавлял коллектив нашей газеты, в которой работал с 1973 до 2006 года. О разных сторонах жизни, важности творческого поиска, месте писателя в современности и размышляет известный прозаик, автор многих книг  в предлагаемом вашему вниманию интервью.

- Валерий Семёнович, сегодня   ваш юбилейный день рождения. Коллективы "Мичуринской правды", издательского дома "Мичуринск", наши многочисленные читатели от души поздравляют вас с этим событием!

- Спасибо большое! Всё, что я написал и пишу, адресовано дорогим моим читателям, прежде всего -  простым труженикам.

- Несколько лет назад известный музыкант Юрий Лоза заметил, что самое время мечтать наступает после тридцати. О чём мечтает писатель,  публицист, заслуженный работник культуры России Валерий Аршанский в день своего 65-летия?

- Хороший вопрос. Наверное, каждый человек спрашивает себя, сколько ему лет не по календарю, а по состоянию души. Думается... мне лет 45.  Юбилейный год был  весьма урожайным. В Тамбове вышли в свет сразу две книги повестей и рассказов:  "Часовой пояс" и "Исповедь Козерога", были публикации в журнале "Подъём",  московской, воронежской, тамбовской периодике, я уже не говорю о мичуринских газетах, где постоянно что-то выходит.
О чём мечтается? Мечтается о многом: это и литературные замыслы новых вещей, и чтобы родная сфера - журналистика - была авторитетнее и содержательнее на всех уровнях - от районного-городского до федерального. К сожалению, корифеи, составлявшие некогда цвет и красоту отечественной прессы, ушли. И я не вижу новых Анатолия и Валерия Аграновских, Татьяну Тэсс, Мэлора Стуруа.
Мечтается о том, чтобы народ был более спокоен, а это напрямую зависит от экономики. Невесёлое зрелище, когда и наш город представляет собой одну большую торговую площадку. А куда делись квалифицированные токари, слесари, уникальные ловцы микрон? Хотелось бы всеобщего благоденствия, хотя я понимаю, что это иллюзия...

- В своё время Владимир Высоцкий сказал: "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души". Наверное, то же самое можно сказать и о прозаиках. Так в чём же  заключается  миссия литератора?

- Я думаю, что миссия писателя - прежде всего нести в книгах правду жизни. Знаете, однажды к великой русской певице Лидии Руслановой пришла в гости Людмила Зыкина, которая в то время только начинала свой творческий путь, и Русланова попросила её спеть "Ой мороз, мороз". Зыкина спела. Русланова покачала головой и сказала: "Людочка, а ведь у тебя в этой песне ямщик  не замёрз". И Зыкина потом признавалась: "Я поняла, как нужно петь эту песню! Нужно, чтобы ямщик замёрз". Вот  так и в литературе - всегда старайся донести правду жизни!
В отличие от журналистики, не имеющей права сходить с рельсов реальности, писатель наделён правом на вымысел. Но чтобы пользоваться таким правом, он должен многое испытать на себе. Пишешь о туристах - надень тридцатикилограммовый рюкзак и отправляйся в дальний поход,  пишешь о литейщиках - хотя бы месячишко поработай в литейном цехе. И правду твоим рассказам, повестям, романам придадут именно те подробности, которые ты в жизни увидел.
Ну а страдания... Одна польская писательница как-то сказала, что самые красивые глаза у тех, кто много плакал. Поэтому, конечно же, нужно выстрадать свои книги. А сейчас тем более. Период социалистического реализма, когда чуть ли не в каждом произведении всенепременно были Он, Она и... трактор, канул в небытие. Теперь другие времена, другие песни. Но только странная вещь. Казалось бы, стало больше свободы, больше вольности пера, не хамства, а именно вольности пера, но в театрах новые вещи не появляются. А драматургия - первый признак творческого состояния общества. На сценах преимущественно  опробованные отечественные и зарубежные спектакли.  Вот это настораживает. Да и вообще отношение к писателям, честно говоря, неважнецкое. Вот недавно в Тамбове, в библиотеке имени Пушкина отмечалось 50-летие областной писательской организации. Никого из руководства  области не было. Грустно. Хотя с другой стороны, я думаю, что и писатели здесь сами многое не дорабатывают. Когда были фронтовые времена,  надели шинели Твардовский, Симонов, Богомолов, Воробьёв. Они находились на полях сражений под Москвой, в окопах Сталинграда, при форсировании Днепра. Сегодня разгуливают террор, криминал, жульё, а где выступления писателей? Ни в федеральной прессе, ни на местном уровне ничего нет.  Не о чем писать? Да извините меня, темы на каждом шагу. Поэтому и писатели должны работать больше в газетах, журналах, периодике, говоря словами Пушкина, "глаголом жечь сердца людей".

- Где вы черпаете темы и сюжеты своих произведений?

- Это вообще интересный момент... Наверное, у любого пишущего человека должны быть и уши, чуткие, как радары, и глаза, всевидящие, как перископы. Иногда случайно услышанное слово в автобусе, сценка на улице, на рынке дают пищу для  целого сюжета. Но  в подавляющем большинстве все мои написанные вещи - это то, что сам лично видел, пережил, испытал. Другое дело, что,  как и положено, наделяю своих героев другими именами, фамилиями, додумываю им биографии, поступки... Однако есть повести и рассказы, сюжет которых был подсказан сугубо документальными материалами.

- На мой взгляд, совершенно оправданно суждение о том, что вся большая русская литература вышла из журналистики. Чего не хватает сегодня  журналистам, в особенности молодым?

- К сожалению, в первую очередь не хватает кругозора, образованности, работы над собой. Когда я пришёл в газету, за моими плечами было три года армейской службы и годы работы на стройках, журфак Воронежского университета. Это дало определённую подкладку для понимания жизни, производства. А нынешние молодые журналисты (среди них есть чрезвычайно талантливые ребята) в лучшем случае считают: раз получен диплом, дальше учиться не надо. Это глубочайшее заблуждение, поскольку после вуза всё только начинается. Не будешь заниматься самообразованием - ничего не будет. Необходимо постоянно работать над словом, над стилистикой материалов, чтобы каждый новый не был похож на предыдущий, над поиском интересных тем и героев, не жалеть ни времени, ни сил, чтобы как можно больше читать, поскольку язык - это первооснова любого произведения. Увы, нередко открываешь газету, вроде бы и тема заявлена интересная, но сразу становится всё ясно с первых строк. А вообще журналистика даёт очень многое: это чувство настоящего  слова, лаконизм, умение общаться с людьми, мыслить. В нашей профессии силён не тот, кто красиво пишет, а тот, кто глубоко думает. Схожесть между журналистикой и литературой, безусловно, огромная, но всё зависит от того, насколько человек требователен к себе. Поэтому нужно постоянно продолжать учёбу, совершенствоваться, брать уроки у старших и больше читать - вот мой совет и, если хотите, рецепт достижения профессиональной высоты. И не только в печати.

- Сегодня бытует мнение, что современные СМИ могут манипулировать общественным мнением. Вы с этим согласны?

- Абсолютно согласен. Хотя оговорюсь, так произошло не сегодня, а было всегда. Раньше от нас требовалось (и это было записано во всех постулатах) пропагандировать крепкий советский строй и развенчивать строй капиталистический. Сегодня появились частные каналы, частные газеты, куда привлекаются и одиозные личности. Самый характерный пример тому - Сергей Доренко.
Каждое издание, конечно же, стремится к выживанию, но недозволенные приёмы применять нельзя. А они легко распознаются: то это выполнение указания "создайте положительный имидж имярек", то "наведите чёрный глянец на того-то"... Сегодня многое решают деньги, связи, силовой нажим. Ну а честные журналисты за это расплачиваются или здоровьем, или жизнью. Посмотрите скорбный список тех прекрасных имён, которых нет на свете: Владислав Листьев, Артём Боровик, Дима Холодов, наш земляк Юрий Щекочихин, Лариса Юдина, Анна Политковская... Журналист без автомата и гранат идёт туда, куда идёт вооружённый ОМОН, а у корреспондента лишь перо, микрофон или телекамера.
Журналистика - прекрасная, героическая профессия. И очень жаль, что некоторые её девальвируют, опошляют. А ведь именно журналистам одним из немногих позволено от лица народа высказывать общественное мнение.

- Ныне вы трудитесь в редакционно-издательском отделе Мичуринского государственного аграрного университета. Каковы в современных реалиях роль вуза в структуре наукограда, а также перспективы этого образовательного и научного учреждения?

- Признаюсь, раньше даже не предполагал, что в нашем МичГАУ трудится столько талантов, настоящих учёных и есть великолепный трамплин для подъёма тем, кто действительно хочет двигать науку. Какова роль университета в контексте наукограда? Хочу сказать, что он должен быть флагманом, лидером, даже ледоколом всех инновационных процессов. И к нему должны присоединяться все, невзирая на различные амбиции,  научно-исследовательские и учебные заведения города. На то он и университет.  За ним  возможность сохранить учебные заведения, которые в силу демографических, экономических и иных обстоятельств теряют абитуриентов. А университет чутко реагирует на эти тенденции. И если он  войдёт в состав пятидесяти национальных исследовательских университетов России, это ещё более повысит интерес к Мичуринску - единственному в стране агропродовольственному наукограду.

- Несколько необычный вопрос: вы амбициозный человек?

- Да! Как и мои ровесники из первого послевоенного поколения. Назову знакомые миллионам и миллионам людей имена - Никита Михалков, Геннадий Хазанов, Леонид Якубович...

- А в чём  выражается ваша амбициозность?

- А меня и Валерием родители назвали в честь Чкалова, который всегда говорил: "Если быть, то быть первым!". Получается или не получается - другой вопрос. Но так везде: в журналистике, в литературе, в шахматах. Любое дело, где хочется себя утвердить, требует труда и определённого честолюбия, амбициозности.

- Остаётся ли время для общения с близкими, на досуг?

- Остаётся. Летом это домик в деревне, где моя семья пропадает неделями. Там тишина, река, покой, чудный воздух,  прекрасно думается, там чувствуешь себя дитём природы. Среди моих увлечений - плавание, чтение. По телевизору стараюсь смотреть только  серьёзные программы с участием людей, которых я уважаю, ну и книги. Вот недавно с превеликим удовольствием прочёл роман "Венерин волос" Михаила Шишкина. Это что-то потрясающее. Молодой автор, ему нет ещё и 40 лет, но то, что он написал,  - просто грандиозно. Конечно же, большая радость - внуки - Алёша, Гриша, внучка Сашенька. Это моё будущее. В них вкладываешь то, что недодал детям. Ну и дети, слава Богу, - моя гордость: старший сын Станислав - подполковник милиции, младший - Роман - журналист, шеф-редактор московского журнала "ФСБ: За и против". Жизнь удалась... И не хочу судьбу иную!