Лента новостей
Статья7 февраля 2017, 18:45

За кулисами с иголкой

Зайдём в театр. Присядем на мягкие бархатные кресла и устремим свой пристальный взгляд на сцену. Перед нами вырастают целые исторические эпохи, запутанные житейские драмы и загадочные образы действующих лиц, в восприятии которых зрителям способствует не только замечательная игра актёров, но и хорошо подготовленные декорации, костюмы. Возникает неожиданная мысль - вот бы проникнуть в святая святых театральной мастерской и разузнать, чьи же волшебные руки шьют такие прекрасные наряды и превращают наших любимых актёров в Фигаро, Д’Артаньяна, Катерину из «Грозы» и других известных персонажей.

Заведующая мастерской Мичуринского драматического театра Дарья Кастрикина  и костюмер Наталья Манаенкова. Фото Вадима Измайлова.
Заведующая мастерской Мичуринского драматического театра Дарья Кастрикина и костюмер Наталья Манаенкова. Фото Вадима Измайлова.

Утолим наше любопытство и встретимся с искусными мастерицами костюмерно-пошивочного цеха Мичуринского драматического театра. В нём денно и, как позже выяснилось, нощно трудятся четыре сотрудника. Это Дарья Кастрикина - заведующая мастерской, она же костюмер, её помощница Наталья Манаенкова, модельер Марина Кабакова и швея-закройщица Ольга Бабенко. Именно они отвечают за внешний вид актёров, которые даже в одном спектакле меняют свой образ по несколько раз! В связи с этим у работниц цеха выработался свой уникальный рабочий график. «У нас нет, как у большинства, традиционных выходных в субботу и воскресенье, нет и будней. Мы работаем по своей системе отсчёта координат - от спектакля к спектаклю», - отмечает заведующая. Хождение по магазинам. Подготовка к новому спектаклю продолжается, как правило, несколько месяцев, соответственно, и пошив костюмов к этому театральному действу укладывается в эти же сроки. Нагрузка непосредственно на плечи работниц цеха ложится, когда художник-постановщик предоставит эскизы будущих персонажей. Затем начинается совместный поиск подходящего материала для создания костюмов и платьев. «Если в нашем гардеробе нет подходящей для роли одежды, мы вместе с художником обходим все известные нам магазины и стараемся приобрести необходимые для работы тканевые материалы», - поясняет Марина. Иногда подобные поиски могут затянуться надолго. «Был случай, когда до премьеры оставалось несколько дней, а мы никак не могли отыскать для героини белые сапоги на каблуке. Обошли все магазины - на плоской подошве есть, белые с чёрными вкраплениями имеются, а вот тех, которых требует роль, - нет. Но мы всё-таки отыскали нужный экземпляр, заплатив за него чуть ли не в два раза больше, чем планировали», - вспоминает Дарья.


Сложная
комбинация


После того, как ткани закуплены, модельер и швея-закройщица приступают к работе по созданию сценического костюма. Время пошива зависит от сложности эскиза и сроков сдачи. «Если ставятся узкие временные рамки, приходится работать до глубокого вечера, - уточняет Марина. - Нас
также можно застать после захода солнца, когда шьём костюмы для масштабной исторической драмы». К примеру, к спектаклю «Три мушкетёра» почти за месяц было сшито сто костюмов разной сложности. «Я помню, на платье королевы ушло более семи метров ткани!», - рассказывает Ольга.При создании костюма учитываются личные просьбы актёрского состава. Например, одна из действующих актрис всегда просит рукав платья длиннее, чем полагается. «Мы делаем всё, чтобы актёру было комфортно. Одежда ему не должна мешать играть на сцене». Модельер постоянно консультируется с художником-постановщиком, доводя свой продукт до совершенства. Но иногда даже после генерального прогона приходится добавлять некоторые элементы или устранять шероховатости. Выходит, сценический костюм - это сложная комбинация различных мнений и убеждений, где главная роль в создании единого и завершённого образа принадлежит модельеру. На что порой затрачивается большое
количество времени и сил. Но Марина уточняет: «Если требует ситуация, мы можем и за один день сшить платье, такие случаи уже были».

За сценой

Костюмеры не могут посмотреть спектакль, который обслуживают. Они всё время находятся за сценой и помогают действующим лицам переодеваться. К началу спектакля подходят в полной боевой готовности. Дарья ведёт специальный журнал, который испещрён различными пометками и уточнениями. Шпаргалка нужна, чтобы сориентироваться по ходу пьесы и вовремя подготовить для действующего лица костюм или
атрибуты к его одежде. «Я слежу за каждой репликой на сцене и поглядываю в журнал, сверяю, после каких слов и во что должен переодеться актёр. Герой прибегает, а я его уже жду за кулисами с распростёртыми объятиями», - комментирует Дарья. Если спектакль масштабный и требует переодевания по левой и правой сторонам кулис одновременно, то на помощь Дарье приходит её верная напарница Наталья. Тут важны и скорость, и качество. «Тренировки позволяют нам довести процесс смены одежды до автоматизма. Они обычно проходят во время генеральной репетиции, но иногда мы проводим их отдельно с актёром».


Большие мелочи

Костюмы готовы ко всем спектаклям, а до следующей премьеры ещё очень далеко - казалось бы, костюмерно-пошивочный цех может вздохнуть спокойно. Но факты говорят об обратном. Сотрудницы цеха не только шьют новые наряды и умело переодевают актёров за сценой, но и бережно следят за состоянием одежды, выполняя текущий ремонт. Перед спектаклем они стирают, гладят костюмы, приводят их в опрятный вид. Нередко нужно что-то срочно подшить или перекроить. «Находясь за кулисами во время спектакля, - рассказывает Дарья, - я всегда вооружена иголкой и ниткой. Если у актёра что-то порвётся, я быстро это поправлю». Даже в ходе нашей беседы то и дело подходили актёры и просили что-нибудь найти или подобрать из гардероба для репетиции. Казалось бы, мелочи….


Гастроли


Отдельным пунктом в списке важных и ответственных дел у тружениц невидимого фронта значатся гастрольные туры. «Для меня это настоящее испытание, - замечает Дарья. - Обычно в другие города мы везём пять или шесть спектаклей, и я должна собрать в дальнюю дорогу огромное количество разнообразных сценических костюмов, которые у меня порой даже не помещаются в восемь больших ящиков». Но это ещё полбеды, как поясняет заведующая цехом, главное - собрать полный комплект необходимых вещей и ничего не забыть. Это настоящая проверка на вни-мательность. «Однажды мы с театральной труппой выехали в один из населённых пунктов Мичуринского района - для маленьких детей подготовили сказку. Разбирая новогодние костюмы, я с ужасом понимаю, что в спешке оставила платье королевы в драмтеатре. Для меня это был шок. Благо ещё время позволяло привезти костюм. Но подобный случай остаётся единственным в моей карьере».


После игры

Что касается общения внутри женского коллектива, то оно преисполнено взаимопониманием и поддержкой. «Терпение, не падай духом, ты всё сможешь - это наши мантры!», - улыбаясь, произносит Марина. И так всегда, когда на дороге возникают непреодолимые горы и непроходимые чащи дел. Подходя к самому важному вопросу - оценке своей работы, они единодушны: «Для нас главным показателем есть и будет одобрение зрителя. Его открытое сердце и взгляд обмануть невозможно».

Автор:Павел Хотунцев