Лента новостей
Статья27 мая 2015, 07:00

Завтра начинается сегодня

Я как-то уже писал, как мы в ЦГЛ собрались, чтобы привести в порядок прилегающий к посёлку лес.

Улица Городская, забор бывшего консервного завода, но мусор явно не с заводских складов. Кто должен его вывозить?
Улица Городская, забор бывшего консервного завода, но мусор явно не с заводских складов. Кто должен его вывозить?

(Продолжение. Начало в № 37 от 23 мая).

Как же много людей откликнулись на мой призыв и пришли потрудиться. Как после гордились собой. И как приятно было у всех на душе. Так вот, власти города, в моём понимании, должны развивать подобную инициативу, выявлять тех, кто способен организовать хотя бы несколько человек вокруг себя, поддерживать их, помогать. Последние годы связь с населением полностью отсутствовала. Всеми своими действиями муниципальное руководство как бы говорило: «Не надо, мы сами!». А когда не получилось полностью самим справиться, начали взывать к согражданам о помощи. Да только многие уже привыкли тащить из своих жилищ мусор на обочины, и пусть кто-нибудь убирает! Выросло целое поколение детей, не привыкших к регулярной уборке своего двора, переулка, улицы. Тут призывами в газете не поможешь. Нужно идти к людям и разговаривать. Смотреть в глаза. Находить какие-то средства мотивации. Поэтому более активно работать с уличными комитетами. Считаю обязательным повышение авторитета председателей улькомов прежде всего за счёт прямого постоянного общения с главой города. Без этого получается, что на уборку города после зимы выходят в основном сотрудники бюджетных организаций. Из всего вышесказанного вытекает первая тема.


МУСОР НА УЛИЦАХ

Было бы несправедливо не отметить, что многие жители нашего города любят свой город и из года в год поддерживают в чистоте и порядке территорию, прилегающую к их жилищу. Подметают, собирают мусор, сажают цветы. Только этим золотым людям не нужны лозунги. Они давно уже существуют отдельно от власти. Делают своё дело не по призыву сверху, а по велению своей совести, по стремлению сделать мир вокруг себя лучше и чище. Таких людей надо поощрять, поддерживать, ширить их ряды, а не расклеивать по городу грозные объявления типа «будем штрафовать!».
В этой связи очень достойным вижу опыт соседнего Липецка. Их мэр М. Гулевский пришёл на заседание городского Совета и обратился к депутатам с таким предложением: «Вас выбрал народ, вам доверяют. Не сидите в креслах. Идите к людям. Организуйте субботники. Инвентарём и техникой исполнительная власть поможет». И ведь получилось! Если жители города уважают своего депутата, как они смогут не откликнуться на его призыв выйти на субботник? Народные избранники даже соревновались друг с другом, из чьего округа больше вывезут листвы и мусора! Призами за самоотверженный труд стали скамейки, грибки, песочницы. А за первое место - асфальтовое покрытие! Не правда ли, достойный опыт для подражания?
Но тут мы упираемся ещё в один аспект проблемы мусора. А именно: кто и какую территорию должен убирать? Дело в том, что в нашем городе очень много, как я это называю, «ничейной земли». То есть участков, за которые отвечает непонятно кто. Хороша или плоха была советская система, при которой работники, положим, завода «Прогресс» убирали всё Липецкое шоссе, улицы Лермонтова, Промышленную, Киевскую, обсуждать сейчас не вижу смысла. Жизнь изменилась. В обязанности сборщика авиаприборов не входит подметание тротуаров. Новую же систему не выстроили. А ведь именно этим должны заниматься сотрудники городской администрации, а не подметанием обочин! Мы уже пятнадцать лет живём в XXI веке. Компьютеры стоят в каждом кабинете, а у многих лежат в кармане. Считаю, что в кратчайшие сроки необходимо создать электронную карту города, провести межевание земельных участков, в том числе под многоквартирными домами, и с точностью до сантиметра распределить зоны ответственности между субъектами собственности. Чтобы было чётко и ясно, с кого спрашивать: с собственника, с ведомства, с управляющей компании, ТСЖ или муниципальных служб и служб эксплуатации. И вот только тогда уже штрафовать.
Вообще тема мусора очень интересная. Ведь нередко мусор - это ещё и вторичный ресурс. А это деньги, которых так часто недостаёт. На сегодняшний день дело обстоит так. Жители города оплачивают вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) подушно. То есть за каждого проживающего. Мусор выносят в контейнеры, а в частном секторе непосредственно в машину, потом его увозят на полигон под Турмасово, где вываливают и укатывают. За весь этот процесс отвечает Спецавтохозяйство (САХ). Собранные с населения деньги поступают в распоряжение местных властей, часто доставаясь САХу не в полном объёме.
Вообще работники САХа - героические ребята. Небольшим коллективом в условиях постоянного недофинансирования, часто поддерживая работоспособность техники голым энтузиазмом, многократно превышая продолжительность рабочего дня, они собирают и увозят с контейнерных площадок, обочин дорог и брошенных «ничьих» участков мусор в объёмах, в несколько раз больших, чем оплачивает население. При этом постоянно получают тумаки, если что-то не успели. А любая поломка техники при отсутствии резервов просто вызывает коллапс и ещё большие тумаки. Таким образом, не только не возвращается стоимость основных средств, но и хронически не хватает денег на новые контейнеры и расширение парка. Несколько лет назад удалось закупить некоторое количество машин по линии финансирования наукограда. Но и они не вечны, а при такой жёсткой эксплуатации ресурс вырабатывается ох как быстро!
На всё это накладывается ещё одна проблема. В обязанности САХа, оплачиваемые населением, входит вывоз мусора с контейнерных площадок и по договорам. А содержание в чистоте этих площадок и подъездов к ним мы с вами не оплачиваем. Прежде за содержание площадок отвечало ЖКО, а теперь, когда несколько управляющих компаний управляют жилым фондом раздельно друг от друга, площадки сбора мусора перешли в категорию «ничейной земли». Взамен старого механизма новый не предложен и не внедрён. А уж про горы мусора по «ничьим» обочинам я вообще молчу. Так что же делать?
А решений сразу несколько. Первое сочетается с вопросами «ничейной земли». Необходимо в кратчайшие сроки с привлечением самого активного участия народа уточнить потребности в контейнерах по сбору мусора и места их размещения.
Второе: ввести за правило периодическую подачу данных о конкретном количестве фактически проживающих. Не секрет, что в определённые месяцы население города увеличивается за счёт приезжающих на отдых и в гости. В основном летом. Увеличивается количество проживающих - возрастает объём генерируемого мусора. Пожалуйста, оплатите!
Третье: необходимо ввести оплату за вывоз крупногабаритного мусора (КГМ). Все мы периодически делаем в домах и квартирах ремонт. Меняем двери, окна, сантехнику, плитку. Куда выбрасываем старьё? На контейнерную площадку. А кто должен вывозить? А кто за это платит? Такая же ситуация с травой, ветками, сучьями, шкафами, диванами, чемоданами и прочим. Разговор об очень небольших суммах. Примерно 50 рублей. И если эти деньги будут реально видны в деле, люди их заплатят без особого сожаления.
Существует, кстати, и альтернативный подход. Финансовый поток поворачивается в противоположном направлении. Платежи поступают прямиком предприятию «Свалка». А любой привёзший на свалку мусор получает за него эти деньги. По аналогии со сбором чермета можно с высокой степенью вероятности предположить, что уже через пару лет будут вычищены все закоулки. А за право содержать контейнерную площадку можно будет проводить конкурс. «Свалка» же должна не просто складировать мусор, а сортировать его, направляя во вторичное использование всё, что можно, вплоть до перегноя. Это очень высокорентабельный бизнес, и на него всегда есть инвесторы.
Я предложил далеко не все методы и способы решения мусорных вопросов. Ведь тема глубже и многограннее. Но и в других её аспектах тоже можно найти выход. Не буду говорить, что легко, но можно разрешить эту задачу. Надо просто планомерно работать.
В следующем материале постараюсь осветить проблемы городского жилищно-коммунального хозяйства и предложу своё видение их решения.

Автор:Борис кузьмин