Звёзды не гаснут

14 ноября 2016, 14:56 1230

Лучшего подарка для юбиляра - заслуженной артистки РФ Виктории Леонидовны Дзидзан, почти полвека отдавшей сцене, в том числе 36 лет - Мичуринскому театру драмы, - лучшего подарка, чем главная роль в премьерном «полнометражном» спектакле, наверное, трудно было бы и представить. И такую роль по благословению нового главного режиссёра МТД Алексея Истомина она, выпускница театрального факультета (1971 год) Латвийской государственной консерватории, получила, сыграла... Да что там «сыграла»... Прожила!

© Мичуринская правда - http://www.michpravda.ru/ (11/14/2016 - 15:55)

Сцена из спектакля "Идеальное убийство". Фото Никиты Сафонова.

По жанру это иронический детектив в двух действиях, в русском переводе именуемый почему-то «Идеальное убийство», хотя, мне кажется, лучше было бы оставить его первородное, более точное название, некогда данное английским драматургом Джеком Поплуэллом: «Миссис Пайпер ведёт расследование». Но, видимо, для привлечения зрителя, рекламы и интриги тяжёлое слово «убийство» сегодня подходит лучше... Не знаю, считает ли так знаменитый московский Театр Сатиры, где эта пьеса шла с неизменным успехом, поскольку центральный образ был создан настоящей «Звездой пленительного счастья» Ольгой Аросевой. (Великий Андрей Миронов полушутя-полусерьёзно не раз говаривал на её счёт: «Я боюсь на этом свете только троих - маму, Бога и Ольгу Александровну Аросеву»...)
Нет сомнения в том, что и главный режиссёр нашего МТД, он же постановщик и музыкальный оформитель спектакля Алексей Васильевич Истомин, и сама Виктория Дзидзан, работая над ролью, не раз и не два посмотрели в записи спектакль столичных коллег, благо, современная техника такую «роскошь» позволяет, что-то извлекли для себя, несомненно, творчески переработав. Но и где-то уже виденные фрагменты впечатляющих декораций столичных небоскрёбов из стекла и стали, угадываемые элементы музыкального сопровождения ничуть не ослабляют зрелищность, напротив, придают ему желанную энергетику, напряжение, загадку...
Как же многолика, многопланова в каждой мизансцене такая разная, но постоянно движущаяся, не знающая ни минуты покоя миссис Пайпер, всего-навсего лишь техническая служащая, проще говоря, уборщица в одном из малопримечательных лондонских офисов, где и разыгралась странная драма то с появлением, то с пропажей... трупа.
В юности страстно влюблённые друг в друга Лили Пайпер и по истечении лет ставший инспектором полиции её друг Гарри Бакстер (незабвенного комиссара Мегрэ в причудливо заломленной шляпе и неизменном шарфе, глухо кутающем горло, напоминает облик артиста - исполнителя роли следователя-криминалиста Геннадия Калинина) - они, двое, несмотря на полярную разницу профессий - юрист и уборщица, поочерёдно ведут расследование преступления, следы которого хитро, изобретательно запутаны настоящим убийцей. И это ещё вопрос, у кого получается расследование лучше! По ходу пьесы перед нами проходит целая череда лиц, нравов, норовов, дающая возможность зрителю и в калейдоскопическом мельтешении фигур увидеть, услышать, осознать цену человеческой смелости и трусости, бесшабашности и удали, бравады и честности, любви и предательства...
Виктория Дзидзан видит свою героиню отнюдь не досужей старушенцией, из чистого любопытства постоянно сующей нос не в своё дело, а женщиной мудрой, проницательной, остро переживающей всё случившееся почти что на её глазах. А маска простолюдинки? Так для того она и напялена, чтобы окружающие как можно меньше обращали внимания на пожилую тётку, которая, лазая в урнах и шкафах, под столами и креслами кабинетов, занята черновой работой, выливающейся в серьёзный процесс исследования, разоблачения и поимки преступника. Мало-помалу раскручивается пружина извечного любовного треугольника, сложившегося в семье директора конторы, что и привело к трагедии. Партитура спектакля наполняется новой полифонией, новым звучанием, добавлением новых неочевидных поступков каждого из персонажей. И эти дополнительные ходы вовлекают зрителя в азартное желание и самому теперь поучаствовать в установлении «кто есть кто» на самом деле!
Комичен в своей нелепости и суетливости инспектор Бакстер, умеющий лишь повелевать таким же, как он, бездарным помощником - городовым Годардом, выпуклые черты которого - и прежде всего без лести преданность глупого служаки - гротескно изображает актёр Сергей Холкин. Диаметрально противоположные натуры супругов Маршалл - этакого непробиваемого дубового шкафа, шефа офиса Ричарда (ведущий актёр труппы Сергей Дубровский) и его жены Клер - дамы, ослепительно красивой, тонкой, мятущейся, что прекрасно передаёт актриса Татьяна Шишкина, истинный убийца, красавчик-обольститель с душой злодея Роберт Уэстерби (театралы оценят рост мастерства актёра Андрея Зобова!) и вновь Шерлок Холмс в юбке - миссис Пайпер - со всеми своими подругами и недругами из числа машинисток, секретарш и прочей челяди - создают неповторимый, филигранный ансамбль, доводящий сложный, густонаселённый спектакль до затеянной режиссёром температуры! Достичь которую существенно помогли приглашённые из Санкт-Петербурга прекрасный хореограф Нина Ульянова и преподаватель театрального мастерства, искусный постановщик рукопашного боя Максим Пахомов.
...А когда поплыл занавес над сценой и благодарные зрители не раз и не два не давали ему сомкнуться, вызывая любимых актёров на поклоны, цветы и переходящие в овацию аплодисменты, состоялся торжественный миг чествования юбиляра - ровесницы первого после Великой Победы мирного года, бенефициантки Виктории Леонидовны Дзидзан. Директор театра заслуженный работник культуры РФ Галина Попова зачитала трогательный приветственный адрес председателя Союза театральных деятелей страны, широко известного актёра и режиссёра Александра Калягина и такое же тёплое, сердечное приветствие главы Мичуринска-наукограда Александра Кузнецова и председателя городского Совета депутатов Ильи Платицына. Конечно же, виновнице торжества были преподнесены подарки, корзины цветов, сувениры.
Время не властно над актрисой ярко выраженного драматического амплуа Викторией Дзидзан. И мичуринский зритель цепко держит в памяти её и классические, и современные роли - Фиону из «Не всё коту масленица» Островского, Шарлотту Ивановну из «Вишнёвого сада» Чехова, Мать из спектакля французского драматурга Жана Ануя «Нас обвенчает прилив»... Да разве мыслимо просто перечислить все 120 разноплановых, разнохарактерных ролей, сыгранных Викторией Дзидзан за сценические годы и десятилетия... Активный участник гастрольной деятельности театра с выездами не только в ближний от нас областной центр - Тамбов, а и в белорусский Витебск, Брянск, Смоленск, Камышин, Рыбинск, Тольятти актриса, не считаясь с возрастом и вполне понятным возрастанием нагрузок, много творческих сил отдаёт воспитанию способной молодёжи, популяризации драматического искусства как активный представитель Союза театральных деятелей. Она с увлечением ведёт занятия в школах и в народном театре Мичуринского государственного аграрного университета, постоянно выступает в читальных залах и в библиотеках города и района, в многочисленных учебных и трудовых аудиториях, куда её приглашают с большим желанием.
«Сольные» авторские программы Дзидзан - «Мой Пушкин», «Великая Победа», «Романсы моей души»... И получаются волнующие спектакли одного актёра, в которые Виктория Леонидовна вкладывает всё своё незаурядное мастерство, радость, боль и гордость, вживаясь в представляемые образы до полного перевоплощения. Закономерны федеральные и ведомственные награды актрисы, присвоение ей в 2014 году престижной областной театральной премии имени Марина.
- Есть новые идеи, готовлю новые интереснейшие композиции, приглашаю всех на новые театральные встречи! - сердечно поблагодарив за щедрое внимание и поощрения руководителей, друзей, коллег своих по сцене, не забыв упомянуть и все вспомогательные театральные подразделения, низко кланяясь главному действующему лицу - Зрителю, совсем по-девчоночьи сияла глазами виновница торжества Виктория Дзидзан. Добрый и надёжный друг местных литераторов, участник множества инсценировок по их поэтическим и прозаическим произведениям, свой до мозга костей человек в городской библиотеке, заслуженный ветеран сцены с юной пламенеющей душой, пользующаяся искренним уважением, восхищением, любовью множества преданных поклонников её таланта!