В наше время для эстетического оформления периодического издания требуются удачные фотографии в цифровом формате и умения опытного дизайнера. В середине прошлого века издательское дело устроено было иначе. Помимо снимков, подготовка которых для печати в аналоговую эру была очень трудоёмкой, требовались рисунки художника. Именно они делали публикации наиболее привлекательными для читателей и придавали изданию неповторимый стиль.
К концу 1950-х годов отечественная журналистика претерпевает серьёзные изменения. Средства массовой информации рассматриваются не только способом пропаганды, но ещё и как один из институтов советской социалистической демократии. В газетах и журналах, помимо публикаций об успехах промышленности и достижениях сельского хозяйства, стали рассказывать и о простых, понятных каждому человеку явлениях и событиях. Так, в каждом первом январском номере «Мичуринской правды» сообщали о праздновании Нового года, о том, какие с его приходом ожидания связывают горожане.
И такие тексты неизменно сопровождали рисунки талантливого художника-фронтовика Аркадия Платицина.
Первый новогодний выпуск он оформил в 1955-м. Аркадий Платицин в соавторстве с ещё одним фронтовиком — Андреем Наториным — подготовил для газеты дружеские шаржи на руководителей городских предприятий и учреждений. А журналисты «Мичуринской правды» написали поздравления и пожелания героям этих рисунков.
«Вот идут «рука об руку», — читаем в газете, — директор горторга Василий Никитович Осипов и директор хлебозавода Алексей Фёдорович Качанов. Надо полагать, что они, встречая Новый год, озабочены не менее, чем все мы, дальнейшим улучшением работы возглавляемых ими предприятий. Пожелаем товарищу Осипову, чтобы горторг побольше завозил в магазины товаров, чтобы был богаче их ассортимент, чтобы шире развивалась культурная торговля в нашем городе. Наше пожелание товарищу Качанову — совершенствовать технику хлебопечения, добиваться разнообразия хлебобулочных изделий».
Пожелания написаны не без тени иронии, но отнюдь не злой. Традиция шаржей в праздничных выпусках закрепилась на долгие годы.
В 1958-м рисунок Платицина украшал уже первую полосу номера. Художник изобразил мальчика в костюме Деда Мороза, указывающего рукой на космические объекты. И это неслучайно. 4 октября 1957 года Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. С этого момента началась эра активного освоения космоса, а сама тема в мировом медийном пространстве стала доминирующей.
Внутри того выпуска «Мичуринской правды» помещён ещё один рисунок художника, на котором Дед Мороз показывает мальчику с цифрами «1958» на пальтишке достижения года предыдущего.
Последняя полоса снова посвящена дружеским шаржам в исполнении Аркадия Платицина. Один из них адресован доктору сельскохозяйственных наук Семёну Черненко. В руки своего персонажа художник поместил рог изобилия, из которого сыплются плоды. Шарж снабжён четверостишием: «Рог изобилия в народе известен щедростью своей. Но, расцветая год от года, талант чудесный садовода и рога этого щедрей».
А вот шарж, посвящённый «диссертанту со стажем». Художник изобразил уже немолодого человека с проплешиной на голове, держащего гигантскую авторучку. Подпись к рисунку: «Трудился, мучился, потел, годами не слезал он с кресла, он в этом кресле облысел… А диссертация — ни с места!».
А вот в следующем выпуске уже сам Аркадий Платицин стал героем дружеского шаржа. Его изобразили с огромными кистями для рисования. «Художник-график и преподаватель. К тому ж ещё — народный заседатель. Этюды и наброски, и эскизы… Пусть кисть его писать не устаёт. Мы верим в то, что новые сюрпризы в году грядущем он преподнесёт».
Однако ждать «новых сюрпризов» долго не пришлось, так как уже к этому номеру Платицин подготовил множество рисунков, в том числе и шаржей. Один из них, например, посвящён директору горэлектростанции. Мужчина сидит в кабинете и при тусклом освещении керосиновой лампы разговаривает по телефону. Четверостишие: «Обидно Дёмину, но дабы не быть без света каждый раз, он керосиновую лампу обычно держит про запас».
Первая полоса праздничного выпуска 1960 года снабжена рисунком, на котором старый год в образе Деда Мороза машет рукой новому, летящему на ракете. В центре — атомный ледокол «Ленин», переданный Министерству морского флота СССР 3 декабря 1959 года. «Мы в труде находим счастье наше, к новым рубежам шагнём мы дальше. Все раскроем атома секреты, новые разведаем планеты», — гласит подпись под рисунком.
А внутри номера художник изобразил учёных-селекционеров — Иосифа Горшкова, Семёна Черненко и других. Подпись: «Прекрасные плоды — вам в руки. И верим мы, что в новый год большой мичуринской науке успешно двигаться вперёд».
Новый 1962 год после орбитального полёта Гагарина Советский Союз встречал уже в ранге безоговорочного лидера в освоении космоса. Потому одним из главных объектов на платицинском рисунке, украсившем первую полосу праздничного выпуска, стала ракета.
О важнейшем в истории человечества событии говорилось и в передовице: «Радостно встречают Новый год советские люди, хорошие подарки приготовили ему — четвёртому году семилетки… Человек впервые сам вышел в космос. И первым был гражданин нашей Советской страны Юрий Гагарин. Ещё более блестящим был полёт Германа Титова».
Номер 1962 года украшен множеством тематических рисунков, но особое внимание привлекает тот, на котором изображены дети возле городской ёлки. В центре — старшая сестра держит за руку братишку, который, обувшись в коньки, делает свои первые шаги на льду. Рисунок в газете сопровождает подпись: «Пришли зимние каникулы». Его оригинал по прошествии шестидесяти лет, к счастью, не утрачен, а находится в коллекции краеведа Михаила Белых.
Эскиз же первой полосы выпуска от 1 января 1963 года бережно хранится в архиве Платициных. Здесь, помимо традиционного для печати чёрного, художник использует голубой цвет. Им он выделяет небо. Благодаря этому приёму становится более приметным и белый конденсационный след, оставленный самолётом или ракетой.
Похожее оформление встречается и в праздничном номере за 1961 год.
Конечно, далеко не только новогодние рисунки готовил для «Мичуринской правды» выдающийся земляк. Однако всегда его работы отличало внимание автора к деталям и достоверность. Талант художника и такое ответственное отношение к заказам сделали на долгие десятилетия Аркадия Платицина и «Мичуринскую правду» надёжными партнёрами и верными друзьями.
Автор выражает благодарность Илье Платицину за предоставленные материалы и консультацию при подготовке статьи.