Выставку, открывшуюся в Мичуринске, отличает то, что на ней показаны одни из новейших работ Елены Агафоновой. Их отбором занимались сотрудники музея, которые постарались так подобрать картины по жанрам и технике, чтобы творчество художника было раскрыто как можно шире.
Какая эта по счёту персональная выставка — затрудняется ответить даже сама Елена. В её творческой карьере их было уже множество: и региональных, и международных. Произведения художника хранятся в частных коллекциях, галереях и музеях России, Англии, Франции, США, Австралии, Германии и многих других стран.
Вниманию зрителей представлено стилистическое и жанровое многообразие творчества Елены Агафоновой. Реализм, авангард, модерн, импрессионизм и другие направления живописи находят отражение в работах художника. В её картинах на средневековые темы — «В неволе», «Побудка» — можно заметить мотивы английских прерафаэлитов.
Это подтверждает сам автор.
Посетители выставки познакомятся с натюрмортами, пейзажами, портретами художника, а также с сюжетными картинами, над которыми, по собственному признанию Елены, ей нравится работать больше всего.
В экспозиции представлен автопортрет художника, выполненный гуашью в 1977 году. На нём Елена изобразила себя в ярком цветном платке, накинутом на плечи.
Однако основу экспозиции составляют работы, созданные художником относительно недавно, а техника, которой отдаёт предпочтение автор, — масло.
Одной из любимых своих картин, выставленных в музее, Елена назвала «Король и фаворитка». Она же рассказала и предысторию создания произведения, написанного маслом на холсте в этом году.
Вот такие необычные впечатления копятся в фотографической памяти художника, а потом выплёскиваются на полотно.
Агафонова работает без эскизов и может подолгу сидеть в задумчивости у холста.
«Мой фильм готов, его осталось только снять», — так говорил о своих работах французский кинорежиссёр 1920-х — 1930-х годов Рене Клер. С полотнами Елены Агафоновой аналогичная история. Её картины готовы ещё до первого касания кисти холста. Их нужно только написать, а об остальном заранее позаботилось воображение художника. А оно, действительно, богатое. Какие только образы не встретишь в работах Агафоновой! Это и «Хозяйка медной горы», в которой одновременно соединилось климтовское и врубелевское настроения, и портрет Джейн Эйр с отголосками творчества прерафаэлитов и представителей венского сецессиона.
Мастерство и филигранная техника Елены Агафоновой ковались в Московском высшем художественно-промышленном училище, также известном как Строгановка. В одной группе с ней учился народный художник России, уроженец Мичуринска Виталий Попов. Оба, безусловно, принадлежат к поколению мастеров, у которых за плечами основательная советская школа живописи.
А вообще складывается впечатление, что талант Елены Агафоновой заложен в генах. Её отец — Иван Точилин — тоже был профессиональным художником, а дедушка — стеклодувом.
Любовь к искусству у Елены в крови и передаётся по наследству, так как и внучки её уже делают первые, но весьма уверенные шаги на этом поприще. Они рисуют, лепят поделки из пластилина.
Большую часть времени Елена проводит на даче в селе Липовка Мичуринского округа. Дом в этом живописном месте стал и мастерской художника, и колыбелью вдохновения. На выставке представлено несколько таких пейзажей. А вот холодная каменная архитектура города её не очень воодушевляет.
При этом есть в её творчестве несколько акварелей, посвящённых Мичуринску, хотя в экспозицию они и не вошли.
С открытием выставки в Музее-усадьбе Александра Герасимова Елену Агафонову поздравили друзья. Много тёплых слов в её адрес сказали художники Виктор Невзоров, Игорь Белоусов, Алевтина Акатышева.
Ирина Конькова подарила Елене дружеский шарж, на котором она изобразила коллегу в образе капитана яхты, идущей навстречу новым открытиям.