Лента новостей
Культура16 ноября 2023, 09:13

Мичуринцам представили картины художника и историка из Тамбова

В Музее-усадьбе Александра Герасимова открыли выставку «Метаморфозы творчества» (16+). На ней представили более 30 живописных и графических работ тамбовского художника-самоучки Александра Плужникова.

Александр Плужников на фоне своих работ в выставочном зале Музея-усадьбы Александра Герасимова
Александр Плужников на фоне своих работ в выставочном зале Музея-усадьбы Александра Герасимова Фото: Денис Ерёмин

В экспозиции Музея-усадьбы Александра Герасимова творчество Александра Плужникова представлено разносторонне. Здесь и пейзажи в духе передвижников, соцреалистов, и натюрморты, выполненные в манере фламандцев, импрессионистов и постимпрессионистов. 

Картина «Дорога берберов» Александра Плужникова отсылает нас к живописи Василия Верещагина
Сюжет пейзажа Александра Плужникова «Дождь за стеклом» роднит его с «Новой Москвой» Юрия Пименова
Гранат в мировой живописи имеет богатый и противоречивый символизм: от олицетворения целомудрия до грехопадения
«Андреевский сад» — типичный для центральной полосы России пейзаж, также характерный для творчества Шишкина и Левитана
Картина «Дорога берберов» Александра Плужникова отсылает нас к живописи Василия Верещагина Фото: Денис Ерёмин
— Ориентирами в пейзаже для меня служат работы Левитана, Шишкина, Грабаря. В натюрморте — импонирует французская школа. Впечатляют шедевры Шардена, Пикассо, Сезана. А вдохновляет на создание новых картин меня, как и многих художников, сам по себе окружающий мир,
рассказывает Александр Плужников.
В «Лимонах на голубом» Плужникова угадывается стиль Сезана
В «Лимонах на голубом» Плужникова угадывается стиль Сезана Фото: Денис Ерёмин

Выставлено несколько вариантов изображения подсолнухов. Первую ассоциацию они, безусловно, вызывают с произведением Ван Гога. Но у тамбовского художника своя трактовка популярного сюжета — более сдержанная, традиционная. 

«Подсолнухи» Александра Плужникова
Эти подсолнухи по композиции наиболее близки к вангоговским. В остроумии и тонком чувстве юмора Александру Плужникову не откажешь: обратите внимание на подпись картины  — «De Sanches» (производное от имени Александр), — в шутливой манере отсылающей к западноевропейскому искусству
«Подсолнухи» Александра Плужникова Фото: Денис Ерёмин

И даже в самые обычные на первый взгляд натюрморты живописец вкладывает философские смыслы. Казалось бы, что может быть глубокомысленного в перцах?! Ничего, если бы не их количество. Их ровно 12, как апостолов в «Тайной вечери» Да Винчи, как красногвардейцев в революционной поэме Александра Блока, как делений на циферблате часов, как знаков зодиака... Автор, указав в названии работы всего лишь количество предметов, добавил простому бытовому сюжету сакральную подкладку. 

«Красный натюрморт. Двенадцать перцев»
«Красный натюрморт. Двенадцать перцев»Фото: Денис Ерёмин

Игра слов и перекличка смыслов вообще свойственна Александру Плужникову. Для достижения многозначительности он часто изображает на картинах советские периодические издания — ключевые приметы времени. Такой приём встречается во многих  работах — «Натюрморт с «Крестьянкой» и другие.

«Натюрморт с «Крестьянкой»
«Натюрморт с «Крестьянкой»Фото: Денис Ерёмин

Александр Плужников неравнодушен к рок-музыке. Это увлечение, берущее начало в юности, находит отражение и в творчестве художника. Одна из свежих работ — панно «Роллинги», выполненное в духе русского авангарда. Оно напрямую отсылает к легендарной британской группе «Роллинг Стоунз». В центре коллажа — конверт советского издания на фирме «Мелодия» пластинки «Игра с огнём» (16+). Это сборник песен английского коллектива, вышедший в серии «Архив популярной музыки» под номером 4. Тему игры с огнём автор реализует в коллаже при помощи близких по смыслу предметов — спичек и папирос (курение убивает, не забывайте!). Композиция составлена из множества фрагментов различных печатных изданий. 

Панно «Роллинги»
Панно «Роллинги»Фото: Денис Ерёмин

Работы «Вечерний чай», «Правдивая селёдка», «Рыбка и труд» отсылают нас к обложке третьего полноформатного альбома группы ДДТ «Периферия» (16+), дизайн которой в 1980-е создал Владимир Сигачёв. Своеобразный натюрморт, взятый из быта советского холостяка. На столе лежат обрывки газет, рыба, разбросаны папиросные окурки, спички, стоит стакан с чайной ложкой.

 Обложка альбома группы ДДТ «Периферия» (1984)
Обложка альбома группы ДДТ «Периферия» (1984)Фото: https://genius.com

Эти же непритязательные, но эффектные атрибуты творческого беспорядка частично находим и в целом ряде работ тамбовского художника.

«Правдива селёдка»
«Вечерний чай»
«Рыбка и труд»
«Правдива селёдка»Фото: Денис Ерёмин

Изобразительное искусство — это не основное направление деятельности Александра Плужникова. Он — кандидат исторических наук, преподаватель ТГУ имени Державина. При этом, глядя на картины Александра Плужникова, с трудом веришь, что за его плечами нет никакого художественного образования. Однако это так. Заниматься живописью он начал в сознательном возрасте, всего лишь четверть века назад. С тех пор творчество захватило Александра с головой, и ему он посвящает свободное  время, которого в силу его основной профессиональной деятельности остаётся крайне мало. 

— Работы, выполненные маслом, акрилом, гуашью, темперой на холсте, оргалите, бумаге или металле, говорят о стремлении автора не только экспериментировать технически в процессе формирования нужного образа, но и подчинить художественные средства созданию в картине любого жанра своей атмосферы, звука, интонации, гармонии,
считает искусствовед, старший научный сотрудник Тамбовской областной картинной галереи Татьяна Сутормина.
Татьяна Сутормина выступает перед гостями
Татьяна Сутормина выступает перед гостями Фото: Денис Ерёмин

Трогательным и эмоционально ярким украшением церемонии открытия выставки стало присутствие на ней мамы художника —  Антонины Николаевны — и его университетского преподавателя Веры Дмитриевны Орловой, что особенно ценно в Год педагога и наставника. 

Университетский преподаватель Александра Плужникова — Вера Дмитриевна Орлова
Мама художника — Антонина Николаевна Плужникова
Университетский преподаватель Александра Плужникова — Вера Дмитриевна ОрловаФото: Денис Ерёмин

С важным событием в жизни автора картин поздравили гости экспозиции. Председатель Тамбовского отделения Союза литераторов России Владимир Андреев отметил, что при основном роде деятельности и своём таланте художник мог бы уделить творческое внимание имению выдающегося адвоката Фёдора Плевако, располагавшееся близ села Вишневое Староюрьевского района, в котором, к слову сказать, родился Александр Плужников. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но пейзажисту по силам  воссоздать её на полотне по сохранившимся фотографиям. 

Художники Виктор Невзоров, Александр Плужников и литератор, краевед, учёный Владимир Андреев
Художники Виктор Невзоров, Александр Плужников и литератор, краевед, учёный Владимир Андреев Фото: Денис Ерёмин

На выставке можно было увидеть множество юных лиц. Отрадно, что старшеклассники гимназии, школы № 18 имени Героя Советского Союза Эдуарда Потапова и студенты Центра-колледжа прикладных квалификаций Мичуринского государственного аграрного университета с большим желанием приобщаются к искусству. Встреча не оставила их равнодушными, о чём красноречиво  свидетельствовали бурное обсуждение возле отдельных работ художника и количество заданных автору картин вопросов.

Молодёжь возле одной из работ Александра Плужникова
Молодёжь возле одной из работ Александра Плужникова Фото: Денис Ерёмин

Выставка будет доступна для ознакомления до начала декабря. 

Автор:Денис Ерёмин