В экспозиции Музея-усадьбы Александра Герасимова творчество Александра Плужникова представлено разносторонне. Здесь и пейзажи в духе передвижников, соцреалистов, и натюрморты, выполненные в манере фламандцев, импрессионистов и постимпрессионистов.
Выставлено несколько вариантов изображения подсолнухов. Первую ассоциацию они, безусловно, вызывают с произведением Ван Гога. Но у тамбовского художника своя трактовка популярного сюжета — более сдержанная, традиционная.
И даже в самые обычные на первый взгляд натюрморты живописец вкладывает философские смыслы. Казалось бы, что может быть глубокомысленного в перцах?! Ничего, если бы не их количество. Их ровно 12, как апостолов в «Тайной вечери» Да Винчи, как красногвардейцев в революционной поэме Александра Блока, как делений на циферблате часов, как знаков зодиака... Автор, указав в названии работы всего лишь количество предметов, добавил простому бытовому сюжету сакральную подкладку.
Игра слов и перекличка смыслов вообще свойственна Александру Плужникову. Для достижения многозначительности он часто изображает на картинах советские периодические издания — ключевые приметы времени. Такой приём встречается во многих работах — «Натюрморт с «Крестьянкой» и другие.
Александр Плужников неравнодушен к рок-музыке. Это увлечение, берущее начало в юности, находит отражение и в творчестве художника. Одна из свежих работ — панно «Роллинги», выполненное в духе русского авангарда. Оно напрямую отсылает к легендарной британской группе «Роллинг Стоунз». В центре коллажа — конверт советского издания на фирме «Мелодия» пластинки «Игра с огнём» (16+). Это сборник песен английского коллектива, вышедший в серии «Архив популярной музыки» под номером 4. Тему игры с огнём автор реализует в коллаже при помощи близких по смыслу предметов — спичек и папирос (курение убивает, не забывайте!). Композиция составлена из множества фрагментов различных печатных изданий.
Работы «Вечерний чай», «Правдивая селёдка», «Рыбка и труд» отсылают нас к обложке третьего полноформатного альбома группы ДДТ «Периферия» (16+), дизайн которой в 1980-е создал Владимир Сигачёв. Своеобразный натюрморт, взятый из быта советского холостяка. На столе лежат обрывки газет, рыба, разбросаны папиросные окурки, спички, стоит стакан с чайной ложкой.
Эти же непритязательные, но эффектные атрибуты творческого беспорядка частично находим и в целом ряде работ тамбовского художника.
Изобразительное искусство — это не основное направление деятельности Александра Плужникова. Он — кандидат исторических наук, преподаватель ТГУ имени Державина. При этом, глядя на картины Александра Плужникова, с трудом веришь, что за его плечами нет никакого художественного образования. Однако это так. Заниматься живописью он начал в сознательном возрасте, всего лишь четверть века назад. С тех пор творчество захватило Александра с головой, и ему он посвящает свободное время, которого в силу его основной профессиональной деятельности остаётся крайне мало.
Трогательным и эмоционально ярким украшением церемонии открытия выставки стало присутствие на ней мамы художника — Антонины Николаевны — и его университетского преподавателя Веры Дмитриевны Орловой, что особенно ценно в Год педагога и наставника.
С важным событием в жизни автора картин поздравили гости экспозиции. Председатель Тамбовского отделения Союза литераторов России Владимир Андреев отметил, что при основном роде деятельности и своём таланте художник мог бы уделить творческое внимание имению выдающегося адвоката Фёдора Плевако, располагавшееся близ села Вишневое Староюрьевского района, в котором, к слову сказать, родился Александр Плужников. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но пейзажисту по силам воссоздать её на полотне по сохранившимся фотографиям.
На выставке можно было увидеть множество юных лиц. Отрадно, что старшеклассники гимназии, школы № 18 имени Героя Советского Союза Эдуарда Потапова и студенты Центра-колледжа прикладных квалификаций Мичуринского государственного аграрного университета с большим желанием приобщаются к искусству. Встреча не оставила их равнодушными, о чём красноречиво свидетельствовали бурное обсуждение возле отдельных работ художника и количество заданных автору картин вопросов.
Выставка будет доступна для ознакомления до начала декабря.