На выставке «Изограф Троицкого монастыря» представлены работы, изображающие разрушенную православную обитель Мичуринска. О их значении для истории рассказали на открытии выставки казначей Троицкого мужского монастыря города Мичуринска иеромонах Никон (Машканцев), заведующая научно-технической библиотекой ФНЦ Валентина Говорухина, коллекционер из Тамбова Юрий Носков, сотрудник Центральной городской библиотеки Галина Ломакина. Открыть для себя новое имя и познакомиться с творчеством художника пришли мичуринцы и гости города.
Иеромонах Никон поблагодарил организаторов выставки и отметил, что благодаря таким художникам, как Николай Стоморев, мы видим былое величие нашего монастыря, который некогда украшал наш город.
Валентина Говорухина рассказала присутствующим о том, что художник Николай Стоморев иллюстрировал научные журналы по садоводству. В прошлом году руководство Федерального научного центра решило возродить журнал «За мичуринское плодоводство» (12+). Вышел первый номер этого журнала.
Тамбовский коллекционер Юрий Носков представил в музее пять работ художника из своей коллекции и подарил краеведческому музею и Дому-музею Александра Герасимова около 50 семейных фотографий художника, приобретённых у внучатого племянника Николая Стоморева.
Библиотекарь Галина Ломакина, человек с художественным образованием и тонким чувством прекрасного, старается не пропускать ни одной выставки.
Николай Стоморев родился в Раненбурге, работал и жил в Мичуринске. К рисованию Николая влекло с детства. В 1915 году Стоморев начал учится в московском художественно-промышленном училище имени Строганова. Но в конце 1916 года отец остался безработным, и семья, состоящая из четырех человек (кроме Николая, ещё была сестра Валентина) переехала в город Козлов.
В 1927-1930 годах Николай Строганов по вечерам учился в козловской художественной студии у художника Сергея Варсонофьева. В августе 1935 года по рекомендации Александра Герасимова начал работать художником в ЦГЛ, занимался различной художественно-оформительской работой, готовил к печати издания института, выполнял помологические рисунки плодов и растений для многочисленных выставок, оформлял фотоальбомы. В частности, художник принимал участие в оформлении 4-томного академического издания трудов Ивана Мичурина, выполнял плакаты по заказу «Сельхозгиза», показывающих методы работ Мичурина. Образцы этих работ частично сохранились в частных собраниях, например, в собрании семьи Платициных (Мичуринск).
Стоморев жил на территории ЦГЛ, наблюдал происходившее тогда варварское разрушение Троицкого монастыря. Как художник, Стоморев не мог равнодушно смотреть на уничтожение монастыря, он рисовал его, стараясь запечатлеть, то, что ещё оставалось. Художник попал в монастырь в то время, когда все его постройки и здания были целы. Пройдёт всего год и начнется снос колокольни и других строений. Он рисовал Троицкую и Успенскую церкви отдельно в разное время года, панораму монастыря с западной стороны, со стороны колокольни и круглой угловой башни, настоятельский дом, въезд в монастырь, окрестности Троицкого монастыря.
В 1943 году Стоморев призван в Красную Армию. Служил писарем, рядовым, побывал в Польше. В 1946 году вернулся на работу художника в ЦГЛ, проработав там до выхода на пенсию в (1967). В 1988 г. художник провел персональную выставку, посвященную 85-летию со дня рождения.
Стоморев не только сам был интересным и многогранным художником. Он был талантливым зрителем произведений изобразительного искусства, обладал хорошим вкусом и легко отличал хорошие работы от работ среднего качества. Кроме того, он любил копировать работы интересных ему художников. Известно, что он копировал картины своего старшего коллеги и друга Александра Герасимова.
Он всю жизнь собирал произведения своих коллег. Конечно, прежде всего, в его собрании были картины и рисунки земляков, но попадались и работы мастеров из других областей.
На своей персональной выставке в музее Герасимова, кроме собственных работ, Стоморев показал произведения Архипова, Беляева, Варсонофьева, Герасимова, Еханина, Михкельсона, Панина, многих других художников. Многие из работ его собрания впоследствии попали в Мичуринский краеведческий музей и Музей-усадьбу Александра Герасимова. Умер художник в 1994 году в Мичуринске.