Как минимум до конца августа жителям наукограда будет доступна уникальная экспозиция фотографий.
В Мичуринском краеведческом музее благодаря немалым усилиям его сотрудников каждая новая выставка становится заметным культурным событием, приподнимающим завесу тайны над ранее неизвестными фактами из истории города.
Не стала исключением и экспозиция «Остановленное время», посвящённая двум фотографам — отцу и сыну — Александру и Владимиру Ивановым.
Экспозиция композиционно делится на три тематические части. Во-первых, это портреты жителей Козлова-Мичуринска, выполненные Ивановым-старшим в двадцатые годы ХХ столетия и его сыном в тридцатые-сороковые. Во-вторых, вниманию зрителей представлены фотографии, посвящённые жизни и деятельности великого селекционера Ивана Мичурина. Третья часть — тематические фотографии Александра Иванова, сделанные им на протяжении двадцатых годов, изображающие митинги, парады, манифестации и шествия, разворачивавшиеся на улицах Козлова.
Всего же более 100 снимков представлено в большом выставочном зале. Десятки работ козловских мастеров светописи хранятся в фондах музея. Наиболее знаковые из них вошли в экспозицию. Для показа на выставке фотографии предоставили жители наукограда и не только. Так, коллекционер Олег Миронов проживает в Котовске, но после обращения к нему научных сотрудников музея он с радостью откликнулся и передал несколько экспонатов. Пополнил снимками выставку ещё один собиратель предметов старины, только уже мичуринский, — Олег Непомнящий.
А Платицины не только предложили снимки из семейного архива, но и поделились ценными сведениями об Ивановых. На фотографии 1923 года запечатлены шестимесячный Аркадий Васильевич, основоположник династии художников-педагогов, и его бабушка — Евдокия Михайловна.
Но, пожалуй, наибольший интерес представляет оригинал снимка того же года, на котором перед зрителем предстаёт селекционер Иван Мичурин со своими сподвижниками и Ивановым-старшим. Автором фотографии выступил на тот момент всего лишь четырнадцатилетний подросток — Владимир.
Это была его первая работа, посвященная гению селекции. Вот что Иванов-младший позже вспоминал о ярчайшем в профессиональной карьере событии: «Я быстро решил сделать фотоснимок. Вложив кассету, завёл затвор и стал ждать, когда вся группа достигнет моего ориентира. Затвор сработал. Снимок сделан. Все были удивлены, так как никто из присутствовавших не думал, что я буду делать снимок самостоятельно… Снимок получился отличный. Все были весёлыми, так как я в это время, должно быть, имел вид, который заставил всех смеяться».
С 1929 года Иван Владимирович принял Иванова-младшего на постоянную службу в питомник в должности заведующего фотолабораторией. В итоге Владимир Александрович трудился там вплоть до 1987 года, то есть до самой смерти, которая застала его на рабочем месте. Ценной информацией о мастере светописи поделился Александр Савельев. Он с 1972 по 1984 год, с перерывом на службу в армии, работал в ЦГЛ под началом Иванова фотографом-лаборантом.
Предоставила для выставки альбом с уникальными снимками ещё одна коллега личного фотографа преобразователя природы — заведующая научно-технической библиотекой селекционно-генетического центра ВНИИС имени Мичурина Валентина Говорухина.
Сотрудники краеведческого музея установили, что Владимир родился в 1909 году в Тамбове, где его отец работал фотографом-ретушёром. В 1914-м семья переезжает в Козлов. Здесь Иванов-старший открывает свою фотографию «Александръ».
Он был знаком с Мичуриным и, начиная с 1922 года, эпизодически по поручению учёного делает снимки. Владимир с детства помогал отцу в его работе. В 1928 году Иванов-младший открывает в Козлове свою студию — «Электро-фотография». А уже через год поступает на службу к Мичурину. Владимир участвовал в Великой Отечественной войне. Вернулся с фронта в звании старшего лейтенанта. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Проживал на улице Набережной в доме № 186.
Есть ещё белые пятна в биографии Иванова-отца. Под вопросом — место и дата его рождения. Предстоит много узнать и о Владимире. Однако выставка «Остановленное время», как отмечают сами сотрудники музея, несомненно, станет началом серьёзного изучения творчества фотохудожников.
Скорее всего, в домах мичуринцев ещё хранятся неизвестные широкой публике снимки, сделанные Ивановыми. Есть интересные работы и в собраниях сотрудников редакции — Михаила Белых и автора этих строк. Наверняка немало фотографий и в других частных коллекциях.
После знакомства с экспозицией «Остановленное время» горожане откроют для себя ранее неизвестные факты о жизни выдающихся фотографов, а у кого-то знания о судьбах авторов пробудят новый интерес к старым снимкам в семейных альбомах. Несмотря на уже проделанную большую работу сотрудниками краеведческого музея, можно не сомневаться, что исследование будет продолжено.