Сотрудники Музея-усадьбы Александра Герасимова подготовили в Мичуринске к юбилею художника Валерия Хабарова выставку его работ.
20 живописных и графических произведений мастера будут доступны для ознакомления до 3 декабря.
В это число вошли лучшие творения Валерия Хабарова. Одна из ранних работ — «Портрет Милы Холдевич», принёсший в 1970-е годы тогда ещё молодому художнику всесоюзную известность. Репродукции картины публиковались в журналах «Юность» (6+) и «Огонёк» (12+). Героиню портрета Хабаров увидел случайно в гостях. Ему захотелось передать внутренний мир подростка, находящегося во власти чтения.
Ещё одной визитной карточкой хоть и раннего периода творчества, но уже вполне зрелого и состоявшегося художника можно считать работу «Антиквар» (1976). Названа она так в честь магазина в Москве, в котором любил бывать сам Валерий Иосифович. С полотна на зрителя, примеряющего на себя роль посетителя «Антиквара», смотрят две девушки. Прототипами героинь послужили реальные продавщицы этого магазина — Зина и Наташа. Они — противоположности друг друга. Одна блондинка, другая брюнетка.
Этот же символический контраст можно увидеть в «Портрете Анатолия Карпова» (1980). Здесь одна половина фона тёмная, а вторая светлая. Такое цветовое разделение напоминает шахматную доску и фигуры.
Символизм, а также большое внимание к деталям, достоверность роднят картины Хабарова с прерафаэлитами. Дерзкие молодые британские художники середины XIX века также возродили и ввели в моду темперу. Она была самой популярной в мировом искусстве техникой вплоть до изобретения масляных красок в XV столетии. Кроме того, прерафаэлиты часто использовали несколько материалов. Такое смешение техник — масла и темперы — можно увидеть и у Хабарова. Например, в «Портрете мальчика» (1989).
Благодаря этому творческому подходу полотна мичуринского художника обладают необыкновенным внутренним свечением и напоминают творения мастеров эпохи Возрождения.
Можно это наблюдать и в портрете студента, едущего в общественном транспорте. Несмотря на все атрибуты второй половины ХХ столетия, картина отсылает нас к шедевру Сандро Боттичелли. Он вошёл в историю искусства под названием «Портрет молодого человека». Кто позировал великому итальянцу — неизвестно, а вот моделью для работы Валерия Хабарова стал его двоюродный брат Виктор Калякин. Юноша, которого изобразил мичуринец, — словно творчески переосмысленное отражение флорентийца эпохи Ренессанса в веке ХХ-м.
Заметна даже схожесть в чертах их лиц. Очень часто в работах Хабарова можно наблюдать свежий взгляд на наследие прошлого, не отрицание его, а поиск своего стиля сквозь призму богатейшего опыта предшественников. Перекличка эпох, старого и нового вообще свойственна творческой манере мичуринца.
Каноничность письма, прослеживаемая в работах Хабарова, и его сродни монашескому подвижническое служение искусству побудили настоятеля Ильинской церкви протоиерея Павла Медведева предложить художнику оформить иконостас верхнего этажа храма.
К вершинам мастерства Валерия Иосифовича можно также отнести «Портрет Шатова — главного хранителя музея в Бородино» (1977), «Портрет следователя Тарасова» (1987) и «Натюрморт с вербой» (1985).
Страсть к рисованию и любовь к живописи в юном сердце Валерия Хабарова зародил его педагог, руководитель кружка изобразительного искусства при Доме пионеров Аркадий Платицин. Он стал для будущего известного портретиста не только наставником, но и морально-нравственным ориентиром. Именно по совету Аркадия Васильевича Валерий продолжил обучение — сначала в Рязанском художественном училище, а затем в Московском государственном художественном институте имени Валентина Сурикова.
С приветственным словом к гостям выставки обратились депутат городского Совета депутатов Илья Платицын — сын наставника Хабарова, председатель Тамбовского регионального отделения Союза литераторов России Владимир Андреев, руководитель Духовно-просветительского центра «Боголюбие» Роман Леонов.
Кроме того, в качестве почётных гостей была приглашена делегация от Мичуринского округа — ученики Заворонежской школы, директор краеведческого музея Элеонора Балакирева и начальник отдела культуры, молодёжной политики и спорта Ольга Левыкина.
Семью Хабарова представлял на торжественной церемонии брат художника Николай Карташов.
Под занавес открытия выставки воспитанники Мичуринской детской музыкальной школы имени Сергея Рахманинова Егор Лесков и Алексей Воякин исполнили композицию Юбера Жиро «Под небом Парижа» (0+).
Валерий Хабаров — член Союза художников России, обладатель серебряной медали Академии художеств СССР, лауреат премии Ленинского комсомола.