Уникальная экспозиция в Мичуринском краеведческом музее будет доступна для посещения не менее полутора месяцев, а при большой востребованности — до Нового года.
За это время зрители смогут увидеть произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, графики. Также широко представлены скульптуры и изображения великого селекционера в печатной продукции. А ещё можно увидеть марки, памятные медали, значки.
Не случайно и сама выставка носит название «Хрестоматийный образ». То есть в экспозиции представлены работы, показывающие Мичурина таким, каким он отложился в сознании многих из нас, каким его увидели советские художники и скульпторы при жизни или уже в преломлении сформировавшейся мифологемы «великий преобразователь природы». А каким же он был в действительности?
Благодаря разнообразию авторских трактовок Иван Владимирович в собранных на выставке произведениях искусства предстаёт перед зрителями в различных ипостасях. И это, безусловно, важно, так как он был многогранной личностью. И, конечно же, невозможно образ великого и самобытного учёного уложить в прокрустово ложе какой-то лишь одной концепции. Этой своей сложностью Мичурин волновал многих художников и скульпторов. Был и госзаказ на создание образа учёного, формировавшегося не благодаря, а вопреки самодержавной действительности. При этом нельзя отрицать, что настоящее признание и поддержку Мичурин получил именно с установлением советской власти.
Выставка подарила посетителям уникальную возможность увидеть посмертную маску Ивана Владимировича, которая хранится в фондах Дома-музея Мичурина. Именно по ней создавал свой памятник народный художник СССР Матвей Манизер. Зрители увидят на выставке расписку скульптора, в который он сообщает, что берёт для работы над монументом посмертную маску селекционера и обязуется её вернуть в полной сохранности не позднее 1 июля 1947 года. А ещё в экспозиции представлен один из эскизов Манизера к памятнику.
Над мичуринской темой работал ещё один народный художник СССР, уроженец города Козлова Александр Герасимов.
Образ гения, конечно, волновал и других мичуринских художников. К их числу относятся Иван Еханин, Сергей Варсонофьев, Дмитрий Панин, Иван Пищалкин, Николай Стоморев, Анатолий Анфимов, Сергей Архипов, Аркадий Платицин, Николай Андросов, Владимир Сизов, а также народный художник России Станислав Никиреев и многие другие.
Из наших современников мичуриниану продолжают Алексей Гриднев, Станислав Волостных. Оба художника приняли участие в открытии выставки.
Началась торжественная часть мероприятия с приветственного слова исполняющей обязанности директора Мичуринского краеведческого музея Ларисы Логвиновой.
Затем своими впечатлениями от выставки поделились руководитель Детской художественной школы имени Александра Герасимова Илья Платицин, сотрудница Федерального научного центра имени Мичурина Валентина Говорухина, заместитель главного редактора «Мичуринской правды» Михаил Белых, педагог, внучка художника Сергея Архипова, вдова праправнука Мичурина Александра Курсакова — Татьяна Курсакова, председатель Тамбовского регионального отделения Союза литераторов России Владимир Андреев, ветеран библиотечного дела Галина Ломакина, коллекционеры Олег Непомнящий, Иван Попов, Екатерина и Юрий Носковы.
По воспоминаниям соратников и учеников Мичурина, учёный не любил позировать художникам. Однако известно, что селекционера с натуры писали Михаил Оболенский и его жена Ольга Малютина. Для того чтобы сделать портрет Ивана Владимировича, супруги специально приезжали в Козлов в 1931 году. Три этюда маслом Ольги Малютиной и портрет кисти Михаила Оболенского хранятся в Мичуринском краеведческом музее.