Зачастую в нашей газетной практике тему для выступления подсказывают сами читатели. Помнится, когда-то во многих газетах бывшего Союза можно было встретить, к примеру, рубрику "Письмо позвало в дорогу"... Вот и сегодня из обильной читательской почты я выбрал несколько писем, объединённых одной темой - санитарного благополучия в Мичуринске.
"Уважаемая редакция! - обращаются к нам жители одного из пригородных хозяйств, - просим вас оказать помощь в уборке мусора и приехать к нам!". А вот другое письмо: "Мы, жители Рабочего посёлка, обращаемся к вам с просьбой по уборке мусора. Мусор находится перед нашими окнами, следовательно - мухота, вонь и мыши. Не имеем возможности посидеть на воздухе, нечем дышать". "Прошу срочно принять меры к ликвидации антисанитарных свалок общественного мусора в жилом посёлке ВНИИГиСПР им.И.В. Мичурина и приведению их в надлежащий вид", - требует один наш уважаемый автор. Другой, не менее уважаемый, в своих намерениях более прямолинеен. "Прошу редакцию газеты "Мичуринская правда" помочь мне освободить мой земельный участок от свалки мусора, которую сделали соседи". Вот так. Ни больше - ни меньше.
А знаете, о чём подумалось. Живы ещё в нас, ой как живы иждивенческие настроения. И если люди просят оказать помощь самим себе, это вовсе не означает, что в пригородное хозяйство или микрорайон бывшей ЦГЛ приехали с мусорными пакетами так называемые городские. Сами же под собственные окна и вывалили. Тогда почему, собственно, если мусорят одни, убирать должны другие? Не проще ли, друзья мои, самим взяться за лопаты и, устроив субботник или воскресник, избавиться от мусорной кучи раз и навсегда? Увы. Нам куда привычнее "посидеть на воздухе", посплетничать да перемыть косточки соседям, умудрившимся сделать в доме ремонт, устроить ребёнка в вуз, съездить на юг и купить дачу.
В позапрошлом году впервые, наверное, после того, как четверть века назад строители сдали наш дом, в подъезде вскладчину мы провели капитальный ремонт. Пригласили мастеров-штукатуров и маляров, которые зашпаклевали откосы, побелили потолки и лестничные марши, выкрасили стены... Чистоте и уюту радовались недолго. Вскоре на стенах появились привычные надписи, потолки украсила копоть от сгоревших спичек, под ногами зашуршали конфетные облатки, шелуха, на лестничных маршах завелись окурки и опорожненные поллитровки. Очевидно, что никто их в наш подъезд из пригородного учхоза или соседнего микрорайона не привёз.
Об уровне нашей культуры впору слагать легенды. Стоило лишь фонтану на Привокзальной площади на несколько дней перестать работать ("Мичуринская правда" писала об этом в одном из августовских номеров), как сразу же его чашу стали наполнять мусорные пакеты. Охотно верю, что своими ногами они к вокзалу не пришли. Быть может, это странный пример мести аборигенов с Рабочего? Мол, не убираете мусор возле наших ворот - будете выгребать его из фонтана.
Мой друг - главный редактор одной из красноярских газет Сергей Комарицын - как-то рассказал любопытную историю. Их красноярский мэр, побывав однажды за рубежом, привёз оттуда твёрдое намерение строить повсюду фонтаны. Оказывается, тамошние зарубежные социологи выявили странную, на первый взгляд, закономерность: строительство фонтанов напрямую влияет на снижение преступности. И, действительно, как только по Красноярску стали появляться фонтаны (один из них даже соорудили посередине Енисея), кривая преступности в городе поползла вниз.
Причина же столь необычного результата проста - мы устали от неуверенности в завтрашнем дне, когда всё чёрное лезет наружу. Конечно же, я далёк от мысли, что как только в микрорайоне бывшей ЦГЛ (так как-то привычнее) или в Рабочем посёлке, или в пригородном учхозе построят фонтаны, мусорные свалки там в одночасье исчезнут. Вполне возможно, что кто-то тайком и будет продолжать валить в них мусор, но в целом ситуация изменится. Почему-то стыдно открыто мусорить там, где чисто, красиво и уютно. Недаром же сказано: хочешь победить темноту - зажги свет. Дело за малым - дождаться, когда светлый элемент в нашем сознании одолеет тёмный. И это обязательно произойдёт. Пусть не сегодня, пусть в следующем поколении... Хотя бы потому, что в душе каждого ребёнка живёт Бог. Вы со мной не согласны?