Утром четвёртого сентября станция Мичуринск-Уральский встречала гостей под звуки губернаторского духового оркестра. Несмотря на холодную и ветреную погоду, на площадке возле пригородных касс царило оживление, вызванное не покупкой билетов, а торжеством в честь 155-летия со дня прибытия первого поезда на станцию Козлов.
Студенты Воронежской академии искусств в костюмах XIX века разыграли сцену ожидания «железного коня». Реконструкция событий более чем полуторавековой давности увлекла мичуринцев, и они стали прислушиваться к звукам. О своём прибытии известил ретролокомотив, довольно раритетный экземпляр – Эр-797-41. Поклонники кино его могли видеть в фильме режиссёра Карена Шахназарова «Белый тигр».
Желающих сфотографироваться на подножке старинного локомотива было достаточно много, пока внимание горожан не привлекло открытие бюста основателя Рязанско-Козловской железной дороги Павла фон Дервиза.
Автором работы выступил Виктор Остриков, хорошо известный жителям региона по памятнику Тамбовскому мужику на Набережной областного центра. Заказ скульптор выполнил быстро – в течение месяца. Изучив сохранившиеся фотопортреты фон Дервиза, Виктор Остриков в искусственном мраморе отразил своё видение образа мецената и строителя железных дорог.
В зале ожидания вокзала подготовили экспозицию макетов отечественных паровозов. Здесь представлены 15 моделей – точных копий локомотивов. Например, паровозы серий Эм, Ов, Су, Ис, Эр и другие. Выставка доступна посетителям до середины сентября. (0+).
История железной дороги в Мичуринске берёт отсчёт от 4 сентября 1866 года. Именно в этот день на станцию Козлова прибыл первый поезд. Среди пассажиров на перроне был и Павел фон Дервиз, стараниями которого открыли Рязанско-Козловскую железную дорогу.
Первое ходатайство о её строительстве он подавал в конце 1863 года. Первый вариант финансирования предполагал инвестиции английской компании, взамен планировавшей получать определённый процент, независимо от доходности предприятия. В таком виде предложение фон Дервиза российское правительство отклонило. А вот второй вариант Павла Григорьевича нашёл понимание и встретил одобрение ответственных лиц. Фон Дервиз предложил построить дорогу на капитал, полученный путём выпуска акций в английской валюте и облигаций в прусской.
12 марта 1865 года начали строительство железной дороги, которую прокладывали по главному гужевому пути юго-восточных степей в Москву.
Четвёртого сентября 1866 года она стала одной из главных железных дорог, которые обеспечивали перевозку хлеба. Большой приток грузов побудил спустя четыре года запустить второй путь. Став одной из самых доходных и востребованных, Рязанско-Козловская железная дорога 11 января 1892 года влилась в Рязанско-Уральскую железную дорогу. Вместе с открытием стальной магистрали в Козлов пришёл технический прогресс.
С тех пор прошло более полутора века, но именно поездка на поезде для мичуринцев до сих пор остаётся наиболее быстрым и комфортным способом междугороднего перемещения.