В старосветском Козлове празднование Рождества начиналось с 20-х чисел декабря.
В городских хрониках начала ХХ века сохранились многочисленные свидетельства проводимых торжеств. Как правило, их начало ознаменовывала выдача денежных средств беднейшим слоям населения старого города. В первый день малоимущие всех возрастов и полов осаждали городскую управу: деньги выдавались им из процентов с благотворительных капиталов.
Примечательно, что не все представители беднейших слоёв старого города могли претендовать на пособие. Чтобы соблюсти справедливость, члены особой комиссии, избранной городской думой, устраивали жеребьёвку. Билеты на участие в ней раздавались всем желающим, а вот бумажка, вынутая из общей кучи, с цифрами 5, 3 или 1, доставалась лишь счастливчикам. При этом цифра определяла размер будущего пособия: пять, три или один рубль.
На второй день раздачу средств козловским беднякам производили из сумм городского благотворительного совета.
«В эти два дня через управу проходила вся козловская беднота, как записанная, так и незаписанная по книгам участковых попечительниц и попечителей. Тут были и убогие, и калеки, и дряхлые старики, и молодые женщины с грудными детьми, и подростки, и дети, наряженные в фантастические кофты и кружевные рубахи до пят», — читаем мы в городских хрониках прошлых лет.
Однако зачастую возможностью получить денежное пособие не гнушались воспользоваться граждане с более высоким имущественным цензом. Для этого они «вооружались» свидетельствами о мнимой бедности от приходских священников окрестных сёл.
«Именно такие свидетельства часто менее всего надёжны для определения бедности просителя», — отмечали наиболее просвещённые горожане. А чтобы исключить возможность получения благотворительной помощи случайными людьми, рекомендовали участковым попечителям самим собирать сведения о жизни бедняков, о причинах их нужды и размере необходимого пособия. Как справедливо отмечалось, это возможно лишь при личном посещении бедных в их подвалах и лачугах, по которым они кочевали из месяца в месяц.
Ещё одной традицией встречи грядущего новолетия в старосветском Козлове была организация благотворительных ёлочных балов.
Как правило, участковые попечительницы устраивали их для детей из богатых семей. При этом вся полученная от карнавала выручка (продажа входных билетов, фруктов, напитков, конфет и поступивших пожертвований) направлялась для последующей раздачи детям из бедных семей.
Одна из таких благотворительных ёлок состоялась в старосветском Козлове в декабре 1906 года в актовом зале Министерской женской гимназии.
Согласно опубликованным документам участие в ней приняли свыше 250 человек взрослых и около 300 детей.
«Есть много детей, которые никогда не видали ёлку. Да что ёлку, они никогда не знали сладкого, питательного куска, не носили путём сшитой одежды и крепкой обуви. Таких бедных несчастных детей в Козлове сотни, если не тысячи. И в их пользу в зале женской гимназии попечительницы о бедных традиционно устраивали на второй день Рождества ёлку. Эта ёлка — для богатых детей. Пусть же они знают, что тот полтинник, который они отдадут за вход на ёлку, целиком пойдёт на покупку бедным детям тёплой одежды, крепкой обуви, молока, чая, сахара, хлеба…» — читаем мы в козловской прессе прошлых лет.
Как следует из публикации, всего в ходе проведения карнавала было собрано 275 рублей. После раздачи детям рождественских подарков начались танцы, в которых принимали участие и взрослые. Танцы затянулись за полночь.
Сегодня сложно представить, чтобы и взрослые, и дети вместе танцевали до упада до глубокой ночи. Однако опубликованная в «Козловской газете» (12+) в начале прошлого века смета прошедшего торжества, позволяет отмести все сомнения. Дело в том, что для организации новогоднего бала участковые попечительницы пригласили музыкантов, распорядителя вечера и распорядителя танцев. В наши дни эти совершенно забытые профессии нам ни о чём не говорят, а в те годы именно эти люди отвечали за бал и настроение гостей.
Так, распорядитель следил за порядком танцев, назначал в них фигуры и давал указания оркестру играть то или иное произведение. Его главная задача заключалась в том, чтобы сблизить гостей, развеселить и увлечь. Неслучайно этот человек должен был быть в приподнятом настроении, обладать остроумием, весёлостью, находчивостью, сообразительностью, знать французский язык (вся танцевальная терминология была на французском) и прекрасной памятью!
А из каких танцев была соткана программа: вальсы, мазурки, кадрили, котильон, падекатр, помпадур, хороводы, плясовые! Таким образом, распорядитель бала, словно уличный регулировщик, дирижировал всем происходившим действом, не допуская столкновения пар, ошибок танцевальных фигур, создавая на вечере полнейшую гармонию.
В отличие от него круг обязанностей распорядителя вечера был несколько иным. Этот человек отвечал за подготовку праздника, встречу гостей, создание яркой атмосферы, оформление зала, организацию конкурсов, обеспечение порядка.
Нет ничего удивительного, что взрослые (дети к тому времени, по всей видимости, уже покинули праздник) на том новогоднем вечере с удовольствием танцевали до глубокой ночи и получили заряд прекрасного настроения!