Чтобы узнать, как проходят уроки технологии в современных школах, заглянем в средние классы Заворонежской школы Мичуринского муниципального округа.
Светлая мастерская с подсобными помещениями. За столами — ребята, причём из разных классов. Отнюдь не идеальная тишина, напротив, сосредоточенный гул рабочей атмосферы. В нём слышны уточняющие вопросы, шорох разрезаемого картона, порой звонкие, радостные восклицания и смех. Оно и понятно — работают же дети, которым, как утверждал французский писатель Виктор Гюго, под силу сделать труд весëлым.
При ближайшем рассмотрении становится ясно — ребята увлечëнно мастерят окопные свечи для участников СВО.
Руководит всем этим процессом учитель технологии Сергей Галушкин.
У каждой группы учеников — свой участок производственного цикла. Одни готовят воск под переплавку, другие нарезают картонные ленты и плотной улиткой укладывают их в жестяные банки. Самые аккуратные следят за переплавкой на водяной бане и заливают воск. Всегда рядом с ними в этот ответственный момент учитель технологии.
Свечи ребята изготавливают с марта этого года. Прежде чем поставить их производство на поток, нужно было раздобыть материалы. Постепенно в процесс включилось много людей, в том числе не связанных со школой.
Картонные коробки приносят ученики и учителя, часть упаковочного материала отдают в торговых точках. Жестяные банки собирают всем миром, с их обеспечением также помогает руководитель мичуринского мясокомбината Сергей Летуновский.
Сложнее всего с воском или парафином, его на 3-4 банки требуется порядка одного литра.
О поставках использованного воска от свечей учитель договорился с городским храмом в честь иконы Всех скорбящих радость.
После церковной службы гаснут свечи возле годами и десятилетиями намоленных икон (Скорбящинский храм был единственной открытой в городе обителью Божией во времена богоборчества). Бесформенные расплавленные кусочки бережно собирают, чтобы дать им новую жизнь.
Воск, принесённый из церкви, создаëт особенную атмосферу, ребята верят, что огонëк такой свечи согреет не только тело, но и душу.
Его переплавляют на водяной бане, а потом в два этапа заливают в заготовку окопной свечи — сначала пропитывают воском картон, затем доливают до краёв.
Осталось дождаться полного остывания воска, и свеча готова. Гореть она может порядка 4-6 часов и отдавать при этом довольно много тепла. Трём свечам, установленным в печку-буржуйку, вполне по силам согреть палатку в холода.
Дети не только научились мастерить свечи, но и узнали о том, как появились эти нехитрые источники света и тепла. Об этом им рассказал их наставник (Сергей Галушкин, кстати, учитель истории по образованию, окончил в 2012 году Мичуринский государственный педагогический институт, ныне это Социально-педагогический институт Мичуринского ГАУ).
В зону СВО дети передали уже порядка 1000 свечей.
Свечи мастерят ребята 5, 6, 7, 8 классов. В свободное время и по собственной инициативе на уроки технологии приходят ученики из других классов.
Внимательный взгляд заметит в мастерской ящики для рассады, деревянные кормушки, подставки для салфеток, явно сделанные своими руками. Сейчас они стоят в стороне, у детей и учителя есть другое задание, которое не входит в привычную школьную программу, зато закладывает очередные, очень прочные кирпичики в основу патриотического воспитания.
Уроки технологии в Заворонежской школе включают основы шитья и кулинарии для девочек, основы дерево- и металлообработки для мальчиков. По инициативе педагога Сергея Галушкина введены изготовление окопных свечей и изучение агротехнических приёмов.
Человеку, получившему советское образование, сложно назвать такие занятия уроками технологии. Не вмещает это словосочетание всего, чему здесь учат. Ведь учат здесь в первую очередь труду, труду бескорыстному и созидательному.
Ребята вместе с учителем проверяли как горит сделанная своими руками свеча. Устойчивым, ярким, согревающим огоньком. На несколько секунд каждый мысленно оказался там, где эти свечи очень нужны, как источник тепла и света, залог мирного неба и яркого солнца.
Сергей Галушкин инициировал создание в школе объединения по шашкам и шахматам, сам увлекается исторической реконструкцией, ежегодно участвует в масштабном, аутентичном фестивале «Русборг». В сфере его интересов — вооружение древних народов и русских воинов, их доспехи, особенности ведения боя.