Лента новостей
Статья23 февраля , 10:39

«Летели под грифом «секретно». О своей службе в армии рассказал начальник мичуринского отдела полиции

Во время службы в армии мичуринец участвовал в погашении вооружённого конфликта в Таджикистане.

«Летели под грифом «секретно». О своей службе в армии рассказал начальник мичуринского отдела полиции
Фото: архив Игоря Тегенёва

Детство Игоря Тегенёва прошло в Мичуринске. Его мама работала на заводе, отец трудился в автоколонне, в семье росли двое сыновей. Родители учили детей всегда отвечать за свои поступки, уважать старших. Ярким примером патриотизма служили два дедушки и бабушка, прошедшие Великую Отечественную войну.

После завершения обучения в школе он поступил в Мичуринский техникум пищевой промышленности по специальности «эксплуатация автоматических устройств». В студенческие годы занимался рукопашным боем в спортивном клубе «Красная бригада», организованном на базе учебного заведения.

— Тренировали нас парни, прошедшие горячие точки, — пограничники, десантники. Мы выступали на городских и областных соревнованиях, занимали призовые места. Помимо студентов техникума, с нами занимались жители Мичуринска. Кроме спорта, особое внимание уделялось морально-психологической подготовке, тактике и основам выживания. Наставники воспитывали личным примером. Многие из нас после службы в армии возвращались и продолжали занятия. Информация о том, что мы занимались в клубе, была и в призывной комиссии городского военкомата. С нами провели тестирование, сдачу зачётов по физической подготовке. До отбытия в воинскую часть мы уже знали, кто в каких войсках будет служить. В основном, это были ВДВ и пограничные войска,
отмечает Игорь Тегенёв.

Служба для Игоря Тегенёва началась 16 декабря 1991 года в рядах 16 бригады специального назначения ГРУ, располагавшейся в посёлке Чучково Рязанской области. Традиции и боевой опыт подразделения были известны и за его пределами. Именно на базе бригады был создан знаменитый 370-й сводный отряд специального назначения для участия в боевых действиях на территории Афганистана. В марте 1985 года в зону ответственности его бойцов входили пустыни Регистан и Дашти-Марго.

В 1992 году обострённая ситуация в Таджикистане переросла в гражданскую войну под влиянием начавшегося ранее внутриэтнического межкланового конфликта на фоне тяжёлого социально-экономического положения в стране. Противостояние в республике происходило между сторонниками центральной власти и объединённой таджикской оппозиции.

Вооружённые столкновения между отрядами, антирусская кампания, грабежи, мародёрство, убийства мирного населения — всё это происходило в те годы в южной республике. Помимо этого, 201-я мотострелковая дивизия Вооружённых сил Российской Федерации, располагающаяся там, была дискредитирована в местных средствах массовой информации и попала в тяжёлое положение. Первыми ей на подмогу прибыли подразделения 15-й бригады спецназа ГРУ, в сентябре 1992 к ним присоединилась 16-я бригада спецназа ГРУ. Подробнее об этой вехе в истории страны можно прочитать в книге  мичуринца Александра Борисова «Неизвестная война» (12+), которую он презентовал в конце декабря 2023 года (напомним, автор книги, участник СВО Александр Борисов погиб при выполнении боевой задачи). 

— Нас подняли по тревоге, мы загрузились в машины и через аэропорт «Дягилево» в Рязанской области полетели в свою первую командировку. На камуфляжах не было шевронов ВДВ, петлиц, каких-либо опознавательных знаков различия родов войск. Летели под грифом «секретно». Даже письма, которые писали домой, отправляли через другие воинские части, расположенные в России. О том, что мы находимся на территории республики, писать было не рекомендовано. Основной задачей наших отрядов являлось погашение вооружённого конфликта. В самой республике практически никто не знал, что в войну вступили русские разведчики. Удивительно, но страшная бойня, охватившая весь Таджикистан, прекратилась. Обошлось без десантно-штурмовых ударов. Удалось спасти сотни тысяч жизней узбеков, славян и враждовавших между собой таджиков,
вспоминает Игорь Тегенёв.
«Летели под грифом «секретно». О своей службе в армии рассказал начальник мичуринского отдела полиции
Фото: архив Игоря Тегенёва

Первый отряд разместили в Курган-Тюбе. В его задачи входило усиление частей 191-го мотострелкового полка и уничтожение техники при попытке её захвата или передачи оппозиции, защита русских беженцев, охрана банка и азотно-тукового завода, как экологически опасного объекта.  

В Куляб подразделение заводили через город Курган-Тюбе. Он поразил спецназовцев разрушенными и сгоревшими зданиями, большим количеством русских беженцев, которых приютили на территории воинской части. В ходе конфликтов были освобождены тюрьмы, некоторые русские осуждённые просили их эвакуировать на родину для отбытия срока наказания. В городе активно работали снайперы.

В Кулябе служащие 16-й бригады усилили 149-й мотострелковый полк. Игорь Тегенёв вспоминает, что они делили расположение с находившимися здесь русскими офицерами, которые с честью несли службу вместе с частью не перешедших на сторону оппозиции местных жителей. В задачи подразделения входили диверсионная работа и контроль над территорией. Оба отряда совместно с подразделениями 201-й дивизии участвовали в отражении атак оппозиции на воинские части и на колонны снабжения войск.

— В Кулябе я часто вспоминал своего деда Ивана, который прошёл всю Великую Отечественную войну, встретил победу в Праге. Очень пригодилась его солдатская мудрость. Начиная от простой гигиены в окопах, до чистки оружия в условиях боевых действий. Дед не очень охотно рассказывал о войне, но делился житейскими историями о солдатской смекалке. Оказавшись в командировке, я многое понял из его воспоминаний. С продовольствием были проблемы, сухпайки приедались, поэтому при патрулировании территории иногда охотились на дикобразов. Когда противник отравил воду, привозили арбузы, дыни, гранаты. Только в отсутствии воды и хлеба начинаешь понимать их настоящую ценность…
делится Игорь Тегенёв.

Герой рассказа отмечает, что во время командировки ему очень помог  боевой опыт отцов-командиров, недавно вернувшихся из Афганистана.  Тактика и методы атак противников совпадали с действиями моджахедов с поправками на местный колорит. Поэтому командиры бригады быстро освоились,  и за время нахождения на территории республики Таджикистан не потеряли ни одного бойца.

Служба Игоря Тегенёва в составе подразделения завершилась в 1993 году. За это время он получил навыки разведывательно-диверсионной работы, обучился минно-сапёрному делу, совершил 19 прыжков с парашютом. Через 10 лет после завершения военного конфликта за выполнение поставленных задач находившимся там срочникам и военнослужащим присвоили статус участников боевых действий.

Армейская дружба не закончилась после прохождения службы, Игорь Тегенёв поддерживает связь и встречается с товарищами. Остались и традиции — отдавать дань памяти погибшим, общаться с ветеранами, встречаться в парке Горького, пробегать всем вместе кросс на 5-10 км.

«Летели под грифом «секретно». О своей службе в армии рассказал начальник мичуринского отдела полиции
Фото: архив Игоря Тегенёва

Вернувшись на малую родину, герой рассказа поступил на службу в органы внутренних дел. Прошёл путь от милиционера патрульно-постовой службы до начальника отдела МВД России по городу Мичуринску, больше 10 лет проработал в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

В работе с коллективом он часто подаёт личный пример, приобщает подчинённых к православным традициям, спортивным нагрузкам и здоровым привычкам.

— Защитник Отечества должен быть достойным. Если наши военные стоят на страже границ страны, то мы в полиции — на страже правопорядка, чтобы людям не было страшно выходить на улицу в любое время суток. За наши действия не должно быть стыдно родителям,
уверен Игорь Тегенёв.
Автор:Светлана Корчагина