Лента новостей
Статья16 июня , 11:15

В Мичуринске выявили новые подробности биографий горожан — первых борцов с фашизмом

«Мичуринская правда» продолжает знакомить читателей с результатами исследований, посвящённых землякам, участвовавшим в Гражданской войне в Испании (1936-1939) на стороне республиканцев.

И-16 с символикой испанских республиканцев Фото: www.digitalcombatsimulator.com

Дополнительные сведения о биографии советских добровольцев обнаружены в нескольких источниках. Опубликованная 54 года назад в «Мичуринской правде» статья «Воспоминания о прошлом» почётного комсомольца города, одного из организаторов пионерского движения в Козлове Ивана Владимировича Кессо помогла пролить свет на некоторые факты из жизни отважных земляков, участников Гражданской войны в Испании — лётчика Николая Дьяконова и танкиста Николая Хорошкова.

Лётчик Николай ДьяконовФото: архив Дениса Ерёмина

Благодаря ранее выявленным данным определили время, в которое один из топонимических объектов города носил имя Дьяконова. 1 марта на доме № 22 по улице Транспортной взамен старой разбитой плиты установили новую мемориальную доску с уточнённой и актуальной информацией.

Новая мемориальная доскаФото: Денис Ерёмин

С тех пор прошло три месяца, а поиски сведений о герое не прекращались. Знакомая фамилия нашлась  в архивных подшивках газеты «Мичуринская правда». Статья Ивана Кессо помогла заполнить пробелы в биографии Николая Дьяконова.

Иван Владимирович Кессо — почётный комсомолец города. Проводил большую работу по созданию пионерских организаций в Козлове. Член Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) с 1923 годаФото: архив Дениса Ерёмина

Теперь известно не только то, что уроженец города Козлова по окончании ФЗУ работал на  паровозоремонтном заводе и был комсоргом, но и то, что трудился он слесарем в сборочном цехе. А затем по специальному набору его послали на учёбу в авиационную школу, по окончании которой Николай Алексеевич стал лётчиком-истребителем. Иван Кессо пишет и о том, каким образом Дьяконов оказался в рядах добровольцев: «События в Испании взволновали Николая. Он стал настойчиво просить командование о посылке его в интернациональную бригаду в Испанию. Его просьба была удовлетворена».

Вероятнее всего, в действительности всё было более прозаично. Родственники героя вспоминают, что дело обстояло так: однажды в дом постучали двое неизвестных. Они позвали Николая для разговора на улицу, чтобы избежать нежелательных свидетелей. А зайдя в дом, лётчик сообщил родным, что ему нужно возвращаться в Москву.

И после участия в столичном первомайском параде, на котором, кстати, присутствовала делегация республиканцев, на своём «ястребке», как пишет Иван Кессо, Николай Дьяконов вылетел в Испанию.  

Демонстрация на Красной площади 1 мая 1937 годаФото: russiainphoto.ru

Скорее всего, и здесь автор выражается фигурально. Напрямую на истребителе долететь до Пиренейского полуострова в разгар той войны было просто невозможно. Боевые машины отправляли тайно, в разобранном виде их погружали в трюмы пароходов. Можно не сомневаться, что И-16 Николая Дьяконова доставили точно таким же способом.

И-16 ВВС республиканской Испании на стоянкеФото: авиару.рф

Сами же советские лётчики в гражданской одежде и по чужим документам до места назначения добирались двумя путями. Одни следовали поездом или пароходом до Франции, а уже оттуда самолётами летели до Пиренеев. Другие добровольцы попадали в Испанию напрямую — пароходом из советских черноморских портов. И Николай Дьяконов мог прибыть до места проведения командировки, лишь прибегнув к одному из этих доступных в то время способов.

Пароход «Кабо Сан-Аугустин», на котором в Испанию отправили 50 танков БТ-5 Фото: lemur59.ru

И вот, 14 июня 1937 года его нога ступила на опалённую огнём войны испанскую землю. Но пробыл там лётчик недолго — меньше месяца. Его жизнь трагически оборвалась уже в июле в воздушном бою при обороне Мадрида, принимавшего международный конгресс писателей-антифашистов мировой и советской литературы. 

Писатели Алексей Толстой и Александр Фадеев после антифашистского конгресса в Испании в 1937 году Фото: фонды Литературно-мемориального музея Александра Фадеева

Подробности того сражения неизвестны. Однако общее описание его хода можно найти у исследователя истории Гражданской войны в Испании Сергея Абросова. Он сообщает: «В 7:00 в районе Каса-де-Кампо встретились 20 республиканских истребителей (одна эскадрилья И-15 и одна И-16) и 25 «фиатов»… Известно, что в одном из моментов боя четыре И-15 (лётчики Серов, Якушин, Шалыганов и Карпов) противостояли большому числу самолётов националистов. Численное превосходство было значительным, лётчики противника были не новичками. В результате боя погиб летчик Иван Карпов. Сергей Шалыганов получил ранение и совершил вынужденную посадку, самолёт при этом был «подломан». Серова и Якушина спасли республиканские зенитчики. В этом же бою был сбит один И-16, смертельное ранение получил Николай Дьяконов. Республиканскими истребителями было заявлено о трёх сбитых «фиатах»». 

Пилот итальянской группы «Ассо ди Бастони» Джино Пассери получил ранение от огня И-16, его боевая машина перевернулась при посадке, а лётчик погиб.

Истребитель Fiat. 1936 годФото: авиару.рф

Раскрывающую важные детали информацию о том бое сообщает и Кессо. Он пишет: «В одном из сражений против превосходящих сил противника Дьяконов сбил несколько самолётов и был тяжело ранен». Из слов почётного комсомольца города можно сделать вывод, что к поражению огнём как минимум к двух «фиатов» приложил свою руку Николай Алексеевич. Это говорит не просто об участии нашего земляка в сражении, но и о его героизме и бесспорном умении тактически грамотно вести воздушный бой.

И-16 в воздушном боюФото: zen.yandex.ru

Ещё одним местом в биографии героя, вызывавшим вопросы, была дата его смерти. Тот же Сергей Абросов пишет: «Погиб в воздушном бою 7 июля 1937 года». При этом в Книге памяти советских добровольцев — участников Гражданской войны в Испании авторы-составители указывают другую дату — 8 июля. Чем объяснить такое расхождение? Раннее предположение автора этих строк, что раненый лейтенант после сражения добрался до своих товарищей и скончался только на следующие сутки, подтвердилось публикацией в «Мичуринской правде» от 1968 года. Кессо пишет: «Он вернулся в расположение интербригады, однако спасти жизнь храброму лётчику не удалось». Это существенное уточнение расставляет все точки над «и»: Дьяконов скончался от полученных ран на следующий день после боя, состоявшегося 7 июля.

«Он остался навечно в земле далёкой и в тоже время близкой Испании», — пишет о лётчике Кессо. Согласно имеющимся данным, Дьяконова захоронили в Мадриде. Там же на кладбище Фуэнкарраль установлен мемориал советским воинам-интернационалистам. Имя уроженца города Козлова числится среди 182 выбитых на гранитной плите имён погибших советских добровольцев.

Памятник-кенотаф советским добровольцам на городском кладбище Фуэнкарраль в МадридеФото: poxoronka.ru

Статья Кессо сообщает ещё один важный факт из биографии лётчика: «Дьяконов первым из рабочих завода (паровозоремонтного — примечание автора) удостоен ордена Боевого Красного Знамени». Потому и неудивительно, что одной из улиц микрорайона, выросшего вблизи предприятия, присвоили имя героя.

Орден Боевого Красного ЗнамениФото: www.moypolk.ru

Помимо Дьяконова, в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев принимали участие как минимум трое уроженцев Козлова. Это танкист Николай Хорошков, воентехники Серафим Попов и Сергей Степанов.

Мичуринцы-участники Гражданской войны в Испании: Серафим Попов и Сергей СтепановФото: архив Дениса Ерёмина

С городом связано имя ещё одного добровольца — лётчика Андрея Петракова, родившегося в селе Берестянки, которое сейчас входит в состав Сасовского района Рязанской области, а до 1920-х годов было частью Тамбовской губернии. Он погиб и захоронен в годы Великой Отечественной войны в Мичуринске.

Имя Петракова высечено на мемориальной плите в Мичуринске Фото: Денис Ерёмин

О перечисленных героях читатели «Мичуринской правды» могли узнать на страницах газеты. Однако выявленные новые факты о жизненном и боевом пути Николая Хорошкова побуждают продолжить о нём рассказ.

Почётный комсомолец города Иван Кессо в своей статье упоминает об отважном уроженце Козлова лишь в одном предложении: «Выполняя свой интернациональный долг, воевал в Испании на танке бывший слесарь ремонтного цеха (паровозоремонтного завода — примечание автора) М. Хорошков». Здесь явно допущена опечатка, так как имя советского добровольца — Николай.

Николай Хорошков. Фото 1971 годаФото: архив Дениса Ерёмина

Больше о его козловско-мичуринском периоде жизни пока ничего неизвестно. Однако есть предположение, что Николай защищал честь предприятия на футбольном поле. Оно основывается на том, что в музее Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем» хранится фотография, на которой запечатлена первая объединённая команда железнодорожного узла Московско-Рязанской железнодорожной станции Козлов. Имеется и перечень футболистов, среди которых мы находим некого Н. Хорошкова. Скорее всего, это и есть тот самый в будущем отважный участник двух войн  — Гражданской в Испании и Великой Отечественной.

Первая объединённая команда ж/д узла Московско-Рязанской ж/д станции Козлов. Н. Хорошков - пятый справаФото: архив музея Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем»

О его боевом пути фрагментарно рассказывалось в статье «На помощь товарищам в борьбе с сеньорами».

Хорошков старше своего коллеги по Козловскому паровозоремонтному заводу и тёзки Дьяконова на три года, так как родился 24 ноября 1907 года. В 1934 году Николай Михайлович окончил нормальную военную школу. Затем в звании лейтенанта командовал взводом 13-го учебного танкового батальона 13-й механизированной бригады Московского военного округа. В испанской командировке он находился с 18 июля 1937 года. В должности командира взвода танков БТ-5 республиканской армии воевал с франкистами.

БТ-5Фото: yablor.ru

Один из героических подвигов Хорошкова и его товарищей нашёл отражение в воспоминаниях о Теруэльской операции участника событий, ставшего позднее генерал-лейтенантом инженерно-технической службы, Александра Ветрова.

Генерал-лейтенант ВетровФото: ctcmetar.ru

Советский офицер сообщал о том, как в конце декабря 1937 года между засевшими в массивных зданиях окраины города Кастральво на высоком восточном берегу реки Турии франкистами и открытыми как на ладони боевыми машинами республиканцев завязалась артиллерийская дуэль.

Карта Гражданской войны в Испании Фото: e-news.su

«Прицельный огонь противника уже вывел из строя танк, два броневика и ряд бойцов, — пишет Ветров. — На рассвете 24 декабря бронетанковая группа Кондратьева совместно с 92-й бригадой пошли в наступление». Республиканским подразделениям удалось постепенно сломить сопротивление обороняющихся фашистов, огонь которых стал заметно слабее.

Боевое применение танков БТ-5Фото: y4astkoviu.livejournal.com

«Под прикрытием танков стрелковые бригады 70-й дивизии одновременно в трёх местах форсировали реку Турия и после непродолжительного, но упорного боя захватили плацдарм на её восточном берегу, — продолжает свой рассказ Ветров. — Нижний приречный Аррабел был очищен от врага. Смешанные танко-стрелковые группы республиканцев двинулись штурмовать расположенные на большом холме центральные районы Теруэля. На крутых, перерезанных противотанковыми рвами и баррикадами заснеженных улочках завязались ожесточённые бои за каждый квартал и дом. Подразделения испанских патриотов в сопровождении танковых взводов Николая Хорошкова, Евграфа Аристова, Ольджиха Хакена, Ивана Мрквы и даже отдельных танков под управлением Павла Демкина, Владимира Кручинина, Александра Евликова растеклись по западной окраине города, находя бреши в обороне противника, смело атаковали его многочисленные опорные пункты».

Республиканский танк БТ-5 захваченный франкистами в ТеруэлеФото: panzer35.ru

Далее Александр Ветров отмечает весомость вклада мичуринца и его товарищей в победу республиканцев в битве за город Теруэль. «Энергично взаимодействуя со стрелковыми частями и подразделениями, быстроходные танки БТ-5, предназначенные главным образом для высокоманевренных полевых и массированных действий, были вынуждены втянуться в невыгодные для них и чреватые тяжёлыми последствиями уличные бои, где скоростные и бронезащитные особенности машин сводились на нет, а из каждого окна, подвала, чердака и подворотни их подстерегали поджигатели. И в таких сложных условиях молодые танкисты-интернационалисты воевали хорошо. Танковые взводы и отдельные машины, около которых группировались бойцы стрелковых подразделений, обстреливали из пушек и пулемётов огневые позиции противника, давая своим пехотным группам возможность без особых потерь продвигаться вперёд и захватывать строение за строением. Кольцо вокруг фашистских войск, оборонявших город, понемногу сужалось. Наши части вошли в центр Теруэля. В течение последующих двух дней подавляющее большинство вражеских очагов сопротивления в городе было ликвидировано».

БТ-5 после боя Фото: tank-bt.narod.ru

7 февраля 1938 года опасная командировка на Пиренейском полуострове для Хорошкова благополучно закончилась. По возвращении из Испании танкист продолжил службу в рядах Красной армии. В годы Великой Отечественной войны он находился на Закавказском фронте 28-го механизированного корпуса. Полученный в Испании боевой опыт, безусловно, не раз приходил на помощь Николаю Михайловичу и при освобождении от фашистских оккупантов Родины. После Победы он служил в Вооружённых силах Советского Союза до 16 февраля 1956 года. В отставку танкист вышел в звании подполковника. Хорошкова наградили двумя орденами Боевого Красного Знамени (2 марта 1938 года и 30 декабря 1956 года), орденом Отечественной войны 2-й степени (6 ноября 1985 года), орденом Красной Звезды (5 ноября 1946 года), медалями «За боевые заслуги» (3 ноября 1944 года), «За Победу над Германией».

Орден Отечественной войны 2-й степени Фото: tatfrontu.ru

До 1985 года он проживал на территории СССР. О дальнейшей судьбе Николая Михайловича неизвестно, однако поиск сведений о нём и других мичуринцах-добровольцах Гражданской войны в Испании продолжается.

Автор:Денис Ерёмин