Дополнительные сведения о биографии советских добровольцев обнаружены в нескольких источниках. Опубликованная 54 года назад в «Мичуринской правде» статья «Воспоминания о прошлом» почётного комсомольца города, одного из организаторов пионерского движения в Козлове Ивана Владимировича Кессо помогла пролить свет на некоторые факты из жизни отважных земляков, участников Гражданской войны в Испании — лётчика Николая Дьяконова и танкиста Николая Хорошкова.
Благодаря ранее выявленным данным определили время, в которое один из топонимических объектов города носил имя Дьяконова. 1 марта на доме № 22 по улице Транспортной взамен старой разбитой плиты установили новую мемориальную доску с уточнённой и актуальной информацией.
С тех пор прошло три месяца, а поиски сведений о герое не прекращались. Знакомая фамилия нашлась в архивных подшивках газеты «Мичуринская правда». Статья Ивана Кессо помогла заполнить пробелы в биографии Николая Дьяконова.
Теперь известно не только то, что уроженец города Козлова по окончании ФЗУ работал на паровозоремонтном заводе и был комсоргом, но и то, что трудился он слесарем в сборочном цехе. А затем по специальному набору его послали на учёбу в авиационную школу, по окончании которой Николай Алексеевич стал лётчиком-истребителем. Иван Кессо пишет и о том, каким образом Дьяконов оказался в рядах добровольцев: «События в Испании взволновали Николая. Он стал настойчиво просить командование о посылке его в интернациональную бригаду в Испанию. Его просьба была удовлетворена».
Вероятнее всего, в действительности всё было более прозаично. Родственники героя вспоминают, что дело обстояло так: однажды в дом постучали двое неизвестных. Они позвали Николая для разговора на улицу, чтобы избежать нежелательных свидетелей. А зайдя в дом, лётчик сообщил родным, что ему нужно возвращаться в Москву.
И после участия в столичном первомайском параде, на котором, кстати, присутствовала делегация республиканцев, на своём «ястребке», как пишет Иван Кессо, Николай Дьяконов вылетел в Испанию.
Скорее всего, и здесь автор выражается фигурально. Напрямую на истребителе долететь до Пиренейского полуострова в разгар той войны было просто невозможно. Боевые машины отправляли тайно, в разобранном виде их погружали в трюмы пароходов. Можно не сомневаться, что И-16 Николая Дьяконова доставили точно таким же способом.
Сами же советские лётчики в гражданской одежде и по чужим документам до места назначения добирались двумя путями. Одни следовали поездом или пароходом до Франции, а уже оттуда самолётами летели до Пиренеев. Другие добровольцы попадали в Испанию напрямую — пароходом из советских черноморских портов. И Николай Дьяконов мог прибыть до места проведения командировки, лишь прибегнув к одному из этих доступных в то время способов.
И вот, 14 июня 1937 года его нога ступила на опалённую огнём войны испанскую землю. Но пробыл там лётчик недолго — меньше месяца. Его жизнь трагически оборвалась уже в июле в воздушном бою при обороне Мадрида, принимавшего международный конгресс писателей-антифашистов мировой и советской литературы.
Подробности того сражения неизвестны. Однако общее описание его хода можно найти у исследователя истории Гражданской войны в Испании Сергея Абросова. Он сообщает: «В 7:00 в районе Каса-де-Кампо встретились 20 республиканских истребителей (одна эскадрилья И-15 и одна И-16) и 25 «фиатов»… Известно, что в одном из моментов боя четыре И-15 (лётчики Серов, Якушин, Шалыганов и Карпов) противостояли большому числу самолётов националистов. Численное превосходство было значительным, лётчики противника были не новичками. В результате боя погиб летчик Иван Карпов. Сергей Шалыганов получил ранение и совершил вынужденную посадку, самолёт при этом был «подломан». Серова и Якушина спасли республиканские зенитчики. В этом же бою был сбит один И-16, смертельное ранение получил Николай Дьяконов. Республиканскими истребителями было заявлено о трёх сбитых «фиатах»».
Пилот итальянской группы «Ассо ди Бастони» Джино Пассери получил ранение от огня И-16, его боевая машина перевернулась при посадке, а лётчик погиб.
Раскрывающую важные детали информацию о том бое сообщает и Кессо. Он пишет: «В одном из сражений против превосходящих сил противника Дьяконов сбил несколько самолётов и был тяжело ранен». Из слов почётного комсомольца города можно сделать вывод, что к поражению огнём как минимум к двух «фиатов» приложил свою руку Николай Алексеевич. Это говорит не просто об участии нашего земляка в сражении, но и о его героизме и бесспорном умении тактически грамотно вести воздушный бой.
Ещё одним местом в биографии героя, вызывавшим вопросы, была дата его смерти. Тот же Сергей Абросов пишет: «Погиб в воздушном бою 7 июля 1937 года». При этом в Книге памяти советских добровольцев — участников Гражданской войны в Испании авторы-составители указывают другую дату — 8 июля. Чем объяснить такое расхождение? Раннее предположение автора этих строк, что раненый лейтенант после сражения добрался до своих товарищей и скончался только на следующие сутки, подтвердилось публикацией в «Мичуринской правде» от 1968 года. Кессо пишет: «Он вернулся в расположение интербригады, однако спасти жизнь храброму лётчику не удалось». Это существенное уточнение расставляет все точки над «и»: Дьяконов скончался от полученных ран на следующий день после боя, состоявшегося 7 июля.
«Он остался навечно в земле далёкой и в тоже время близкой Испании», — пишет о лётчике Кессо. Согласно имеющимся данным, Дьяконова захоронили в Мадриде. Там же на кладбище Фуэнкарраль установлен мемориал советским воинам-интернационалистам. Имя уроженца города Козлова числится среди 182 выбитых на гранитной плите имён погибших советских добровольцев.
Статья Кессо сообщает ещё один важный факт из биографии лётчика: «Дьяконов первым из рабочих завода (паровозоремонтного — примечание автора) удостоен ордена Боевого Красного Знамени». Потому и неудивительно, что одной из улиц микрорайона, выросшего вблизи предприятия, присвоили имя героя.
Помимо Дьяконова, в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев принимали участие как минимум трое уроженцев Козлова. Это танкист Николай Хорошков, воентехники Серафим Попов и Сергей Степанов.
С городом связано имя ещё одного добровольца — лётчика Андрея Петракова, родившегося в селе Берестянки, которое сейчас входит в состав Сасовского района Рязанской области, а до 1920-х годов было частью Тамбовской губернии. Он погиб и захоронен в годы Великой Отечественной войны в Мичуринске.
О перечисленных героях читатели «Мичуринской правды» могли узнать на страницах газеты. Однако выявленные новые факты о жизненном и боевом пути Николая Хорошкова побуждают продолжить о нём рассказ.
Почётный комсомолец города Иван Кессо в своей статье упоминает об отважном уроженце Козлова лишь в одном предложении: «Выполняя свой интернациональный долг, воевал в Испании на танке бывший слесарь ремонтного цеха (паровозоремонтного завода — примечание автора) М. Хорошков». Здесь явно допущена опечатка, так как имя советского добровольца — Николай.
Больше о его козловско-мичуринском периоде жизни пока ничего неизвестно. Однако есть предположение, что Николай защищал честь предприятия на футбольном поле. Оно основывается на том, что в музее Мичуринского локомотиворемонтного завода «Милорем» хранится фотография, на которой запечатлена первая объединённая команда железнодорожного узла Московско-Рязанской железнодорожной станции Козлов. Имеется и перечень футболистов, среди которых мы находим некого Н. Хорошкова. Скорее всего, это и есть тот самый в будущем отважный участник двух войн — Гражданской в Испании и Великой Отечественной.
О его боевом пути фрагментарно рассказывалось в статье «На помощь товарищам в борьбе с сеньорами».
Хорошков старше своего коллеги по Козловскому паровозоремонтному заводу и тёзки Дьяконова на три года, так как родился 24 ноября 1907 года. В 1934 году Николай Михайлович окончил нормальную военную школу. Затем в звании лейтенанта командовал взводом 13-го учебного танкового батальона 13-й механизированной бригады Московского военного округа. В испанской командировке он находился с 18 июля 1937 года. В должности командира взвода танков БТ-5 республиканской армии воевал с франкистами.
Один из героических подвигов Хорошкова и его товарищей нашёл отражение в воспоминаниях о Теруэльской операции участника событий, ставшего позднее генерал-лейтенантом инженерно-технической службы, Александра Ветрова.
Советский офицер сообщал о том, как в конце декабря 1937 года между засевшими в массивных зданиях окраины города Кастральво на высоком восточном берегу реки Турии франкистами и открытыми как на ладони боевыми машинами республиканцев завязалась артиллерийская дуэль.
«Прицельный огонь противника уже вывел из строя танк, два броневика и ряд бойцов, — пишет Ветров. — На рассвете 24 декабря бронетанковая группа Кондратьева совместно с 92-й бригадой пошли в наступление». Республиканским подразделениям удалось постепенно сломить сопротивление обороняющихся фашистов, огонь которых стал заметно слабее.
«Под прикрытием танков стрелковые бригады 70-й дивизии одновременно в трёх местах форсировали реку Турия и после непродолжительного, но упорного боя захватили плацдарм на её восточном берегу, — продолжает свой рассказ Ветров. — Нижний приречный Аррабел был очищен от врага. Смешанные танко-стрелковые группы республиканцев двинулись штурмовать расположенные на большом холме центральные районы Теруэля. На крутых, перерезанных противотанковыми рвами и баррикадами заснеженных улочках завязались ожесточённые бои за каждый квартал и дом. Подразделения испанских патриотов в сопровождении танковых взводов Николая Хорошкова, Евграфа Аристова, Ольджиха Хакена, Ивана Мрквы и даже отдельных танков под управлением Павла Демкина, Владимира Кручинина, Александра Евликова растеклись по западной окраине города, находя бреши в обороне противника, смело атаковали его многочисленные опорные пункты».
Далее Александр Ветров отмечает весомость вклада мичуринца и его товарищей в победу республиканцев в битве за город Теруэль. «Энергично взаимодействуя со стрелковыми частями и подразделениями, быстроходные танки БТ-5, предназначенные главным образом для высокоманевренных полевых и массированных действий, были вынуждены втянуться в невыгодные для них и чреватые тяжёлыми последствиями уличные бои, где скоростные и бронезащитные особенности машин сводились на нет, а из каждого окна, подвала, чердака и подворотни их подстерегали поджигатели. И в таких сложных условиях молодые танкисты-интернационалисты воевали хорошо. Танковые взводы и отдельные машины, около которых группировались бойцы стрелковых подразделений, обстреливали из пушек и пулемётов огневые позиции противника, давая своим пехотным группам возможность без особых потерь продвигаться вперёд и захватывать строение за строением. Кольцо вокруг фашистских войск, оборонявших город, понемногу сужалось. Наши части вошли в центр Теруэля. В течение последующих двух дней подавляющее большинство вражеских очагов сопротивления в городе было ликвидировано».
7 февраля 1938 года опасная командировка на Пиренейском полуострове для Хорошкова благополучно закончилась. По возвращении из Испании танкист продолжил службу в рядах Красной армии. В годы Великой Отечественной войны он находился на Закавказском фронте 28-го механизированного корпуса. Полученный в Испании боевой опыт, безусловно, не раз приходил на помощь Николаю Михайловичу и при освобождении от фашистских оккупантов Родины. После Победы он служил в Вооружённых силах Советского Союза до 16 февраля 1956 года. В отставку танкист вышел в звании подполковника. Хорошкова наградили двумя орденами Боевого Красного Знамени (2 марта 1938 года и 30 декабря 1956 года), орденом Отечественной войны 2-й степени (6 ноября 1985 года), орденом Красной Звезды (5 ноября 1946 года), медалями «За боевые заслуги» (3 ноября 1944 года), «За Победу над Германией».
До 1985 года он проживал на территории СССР. О дальнейшей судьбе Николая Михайловича неизвестно, однако поиск сведений о нём и других мичуринцах-добровольцах Гражданской войны в Испании продолжается.